Автор конспекта:
Автор(ы): — Климешина ирина Владимировна

Место работы, должность: — МОУ » СОШ №35″

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — 1.Развитие опыта эмоционально — ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. 2.Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности, художественно- творческих способностей. 3.Воспитание культуры восприятия произведений искусства, через обобщение представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи. 4.Развитие познавательных и вокально- хоровых навыков.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: — Музыка. Науменко, Алеев.

Используемая методическая литература: — ЛИТЕРАТУРА: 1.Поурочные планы.6 класс. Ю.Д.Изместьева. Издательство «Учитель — АСТ» 2004г. 2.В.В.Алеев,Т.И.Науменко.Учебник по музыке 6 класс. Издательство «ДРОФА» 2006г. 3.Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2003г.

Используемое оборудование: — Техническое оснащение: ПК, Мультимедийный проектор, музыкальный центр, телевизор, DVD, радио – микрофоны, слайды с репродукций картин И.Левитана.

Краткое описание: — Тематический материал урока « Великая сила искусства» нацелен на развитие у детей опыта эмоционально — ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество, развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности, художественно- творческих способностей. Прослеживая взаимосвязь музыки, литературы и живописи, достигаются воспитательные цели и задачи урока. Весь урок построен с применением интерактивных технологий

Конспект интегрированного урока по музыке и литературе. Разработала учитель музыки МОУ СОШ№35 г.Астрахани Климешина Ирина Владимировна. Тема урока: « Великая сила искусства». Цели урока: 1.Развитие опыта эмоционально — ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. 2.Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности, художественно- творческих способностей. 3.Воспитание культуры восприятия произведений искусства, через обобщение представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи. 4.Развитие познавательных и вокально- хоровых навыков. 5. Привитие интереса к изучению предметов искусства через применение интерактивных технологий. Задачи урока: 1.Выяснить какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях художники, музыканты и поэты. 2.Какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения искусства. 3.Закрепить понятие выразительные средства в музыке, литературе и живописи. Музыкальный материал: 1. Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 2. С.В.Рахманинов «Весенние воды», «Сирень». 3. Д.Тухманов «Чудо – Земля» 4. Песня « Во имя жизни». Произведения литературы: 1.Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Не то, что мните вы природа…». 2.Н.Жоголева «Берегите лес». Техническое оснащение: ПК, Мультимедийный проектор, музыкальный центр, телевизор, DVD, радио – микрофоны, слайды с репродукций картин И.Левитана. На уроке можно использовать подготовленную заранее презентацию. Содержание: I. Организация учащихся. Объявление темы, цели, задач урока. Постановка основополагающего вопроса…………………..1-3 II. Основная часть урока. Работа по теме: 1.Завязка. «Как всё взаимосвязано в природе…»…………………4-5 2. Представление творческих работ учащихся, подготовленных самостоятельно дома. ………………………….5-6 3. Вокально- хоровая работа………………………………………….6 4.Продолжение работы по проблеме урока………………………………………………………6-7 5.Знакомство с творчеством композитора, анализ музыкального и поэтического содержания произведения……….7-8 5. Творческое задание для работы в группах. Слушание произведений.……………………………………………8-9 III. Подведение итогов работы………………………………………………..9 Ход урока. «Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовётся жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить». Тит Лукрецкий (I век до н.э.) I. Организация учащихся. Объявление темы, цели, задач урока. — Здравствуйте, ребята! Садитесь. К сегодняшнему уроку вы должны были распределиться по группам. Первая группа — музыковеды; вторая группа – литературоведы; третья группа – искусствоведы. В течение урока каждая группа представит свои материалы. Приготовьте учебники, тетради, дневники музыкальных размышлений. Сегодня у нас с вами интегрированный урок музыки и литературы, с элементами изобразительного искусства. Как вы уже знаете музыка, литература и живопись — это виды искусства, имеющие один общий источник вдохновения — это окружающая нас реальная жизнь. Сегодня нам предстоит провести исследование в некоторых областях искусства и определить роль искусства в экологическом воспитании человека. Повторить художественные, музыкальные и поэтические средства выразительности. Итак, цели оглашены, и мы начинаем наш урок. Ведение в тему. Постановка основополагающего вопроса.(5:00) (Музыкальное оформление: звуки природы; Слайды с изображением природных зон экологического бедствия.) — Но, что это за звуки?.. -Ребята, вы слышите? По-моему это голос природы. Но не кажется ли вам, что в нём слышится тревога, беспокойство. Что-то нарушает его благозвучие? Сама Мать – Природа обращается к нам с просьбой. — Люди! Оглянитесь вокруг себя. Вы каждый день уничтожаете всю, мною веками созданную, красоту. Если вы не перестанете отравлять своей деятельностью окружающую вас природу, то скоро вы будете жить в пустыне. Как тогда вы сможете существовать? Помогите сохранить окружающий вас природный мир для будущего поколения, так как это делали для вас ваши предки. Ребята, мы должны откликнуться на обращение Матери – Природы. Давайте донесём её просьбу до всех людей живущих рядом с нами. А поможет нам в этом – Великая сила искусства. ——————————————————————————————————- -Послушайте стихотворение русского поэта 19 века Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы природа…», в котором поэт создал свой одухотворённый образ природы. (музыкальное оформление: Сидинг «Шелест весны»). Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой! -Как вы думаете, что хотел сказать поэт людям? Каким предстаёт в его воображении образ природы? (Поэт всецело утверждает одухотворённое бытие природы) ——————————————————————————————————— Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в тоже время, уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Вслушайтесь в слова поэта и философа первого века до нашей эры Тита Лукрецкого, ставшие сегодня эпиграфом нашего урока. «Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовётся жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить». Тит Лукрецкий (I век до н.э.) Итак, на какой же вопрос, вытекающий из темы урока, мы сегодня должны найти ответ. Какие практические действия вы должны будете предпринимать, чтобы помочь Матери – Природе? Обсудите в своих группах тему и предложите свой вариант вопроса. ( на работу предлагается 1 минута, далее выдвигается вопрос, сформулированный во время дискуссии) Основополагающий вопрос: -Может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на свою жизнедеятельность, пагубно отражающуюся на окружающем мире? II. Основная часть урока. Работа по теме.(5:00) 1. Завязка. «Как всё взаимосвязано в природе» рассказывается в стихотворении Н. Жоговолева. «Берегите лес». ( Звучит пьеса Э.Грига « Утро», демонстрируются слайды с репродукциями картин И. Левитана ). Стихотворение читает уч-ся. Как всё взаимосвязано в природе, Разумно и неразделимо! Вот ландыши: они не в поле бродят, А с тенью лип они не расторжимы, И с колокольчиком лиловым, И с флейтой иволги, И свистом соловьиным, И с влажным воздухом медовым. Срубите лес и, как безлунной бездне, Всё-всё до муравьиной кучи, До ёжика, до светлячка исчезнет. Над пустошью лишь тени бросят тучи… Храните лес, чтоб эхо в нём гудело, Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела. Диалог: (5:00) -К чему призывает автор стихотворения? -Во время чтения стихотворения звучала музыка. Скажите, что это за произведение и кто его сочинил? -Перекликается ли содержание стихотворения с музыкальным содержанием пьесы? -Какие выразительные средства музыкального языка Грига помогают увидеть нам красоту окружающего нас мира? (Вариационная форма музыкального построения пьесы, незатейливая пастушья мелодия, исполняемая поочередно флейтой и гобоем; динамические оттенки…) Э.Грига считают одним из самых ярких музыкантов- живописцев. Музыка пьесы «Утро», поэтического музыкального пейзажа, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. Композитор использовал своеобразные музыкально- художественные средства — регистровые, тембровые, ладовые, динамические. -А что такое музыкальный пейзаж? ( Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.) Понятие пейзажа используется в различных видах искусства. Внимание!!! Новый термин. ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике, жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа. Вы сейчас рассматривали слайды с репродукциями пейзажных картин русского живописца И. Левитана. Обратите внимание на автопортрет художника. Сейчас про творчество Левитана нам расскажут ребята из третьей группы. Итак, слово предоставляется искусствоведам. 2. Ребята представляют свои работы, подготовленные самостоятельно дома. Используются радио – микрофоны. (5:00) ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. ВНИМАНИЕ!!! Новые понятия. ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение — Товарищество передвижных, художественных выставок, образованное в 1870. Они обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. «МОДЕРН» (франц. moderne — новейший, современный) стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Левитан-создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа ,раскрытие тончайших состояний природы. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации, а также его собственная личность. У.: — Спасибо, ребятам из третьей группы, за предоставленные материалы. 3. Вокально- хоровая работа. -А сейчас мы с вами сделаем небольшое отступление от темы урока Я предлагаю вам настроить себя на дальнейшую работу с помощью простых вокальных упражнений. Итак, встаньте, пожалуйста, ровно, красиво. Улыбнитесь друг другу и глубоко вздохните, задержите дыхание и потом, сделайте длинный, спокойный выдох — повторить 2 раза. 1.Распевание трезвучий. 2.Распевание звуков « И», «А». 3.Ребята, а какую мы с вами разучивали песню, перекликающуюся с темой урока? Давайте её вспомним и споём. Исполняется песня Д.Тухманова «Чудо-Земля». 4. Продолжение работы по проблеме урока. -Мы вновь возвращаемся к обсуждению проблемы нашего урока. — А вы знаете, что в литературе тоже есть такое понятие как «лирический пейзаж»?(5:00) Беседу продолжает учитель по литературе. Ребята из второй группы- литературоведы подготовили дополнительный материал. ВНИМАНИЕ!!! НОВЫЕ ТЕРМИНЫ. ЛИРИКА (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Откройте учебники по музыке на стр. 109 или 104 нов. учеб. Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е. Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.В.Рахманинова. В романсе композитор показал многогранность музыкального образа. Поутру, на заре, по росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, где тесниться сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, на душистых кистях Моё бедное счастье цветёт. Учитель музыки: Я предлагаю вам послушать романс С.В. Рахманинова «Сирень». Во время слушания обратите внимание на нотный рисунок аккомпанемента, данный в учебнике, который имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. -звучит романс «Сирень» С. В. Рахманинова.(2:10) -Композитор обращает внимание слушателя на первые майские цветы, сравнивает их красоту и невинность с человеческой юностью, такой же светлой и чистой. Просто страшно представить себе, на одну только минуту, что человек собственными руками может уничтожить такую красоту… 5.Итак, мы перешли к следующему этапу нашего урока. Знакомство с творчеством композитора, анализ музыкального и поэтического содержания произведения. (5:00) Предоставляем слово первой группе – музыковедам. Ребята подготовили дополнительный материал по творчеству С.В.Рахманинова (дети раздают свои работы другим группам для знакомства). РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943), русский композитор, пианист, дирижер. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Его произведения для фортепиано, его романсы, лучшие симфонические и оперные произведения вошли в золотой фонд русской музыки. 6. Творческое задание для работы в группах.(5:00) Музыковеды. Найти в своих музыкальных викторинах следующие понятия: романс, фактура. Литературоведы. Найти в учебнике предысторию появления романса Рахманинова «Сирень». Искусствоведы. Докажите и найдите в учебнике подтверждение следующим высказываниям: произведения искусства, воплощающие в себя образы природы – это своеобразный, живой, прекрасный памятник всему окружающему нас миру. В подтверждение ваших слов, прозвучит романс Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды». Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!.. И радость в душу проливалась, Как отзыв торжества природы, Как Бога животворный глас!.. Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева-«Весна» звучат как эпиграф к романсу — может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики. -Слушание. С.В.Рахманинов «Весенние воды».(2:00) -Анализ произведения. Проводится диалог путём перекрёстного общения учителя музыки и литературы с учащимися, с использованием наводящих вопросов.(10:00) Приблизительный перечень вопросов. -Какое общее настроение произведения? (Радостное предчувствии скорой весны) -Определите тональность романса (ми-бемоль мажор), характер мелодии. Найдите определение фактурного изложения романса в учебнике. -Краткий литературный анализ стихотворения. -Краткое представление жизни и творчества Тютчева (направление и характерные черты творчества). Ребята обмениваются своими работами. Тютчев Фёдор Иванович (1803 — 1873) — известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. -Какие выводы можно сделать человеку после знакомства с данным произведением? (Композитор и поэт прославляют торжество природы ) III. Подведение итогов работы. Ребята, мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос? -Может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на свою жизнедеятельность, пагубно отражающуюся на окружающем мире? -К каким же выводам вы пришли сегодня. Подведение итогов работы. На какой бал вы бы оценили свою сегодняшнюю работу на уроке, а также работу дома. В заключении, прозвучит песня «Во имя жизни». А нам бы хотелось ещё раз напомнить всем: «Берегите то, что подарила нам Природа – Мать». Большое спасибо, за внимание и работу! На доске записано домашнее задание, перепишите его в дневник.(10:00)

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология