Автор конспекта:
Автор(ы): — Варыгина Ирина Борисовна

Место работы, должность: — Учитель математики СОШ№2.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — понакомить учащихся с биографией великого математика.

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемая методическая литература: —

Приложение к газете 1сентября " Математика".

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор.

Краткое описание: — Данное мероприятие можно провести когда в школе проходит неделя математики . Либо 15 январе в День рождения С.В.Ковалевской.

15 января 1850 года в семье богатого помещика генерал – лейтенанта

артиллерии Василия Васильевича Корвин –Крючевского родилась дочь .

Ее жизнь – это увлекательная история о девушке , полюбившей свободу и математику , история о женщине , проложившей дорогу в науку жен-щинам России и Европы .

Я предлагаю вам выбрать ее имя из четырех имен известных женщин :

1. Ада Августа Лавлейс.

2. Софи Жермен.

3. Екатерина Дашкова .

4. Софья Ковалевская .

Справка: Ада Августа Лавлейс , дочь Байрона – « первая программистка»

Софи Жермен в 18808 году получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследования по теории упругости .

Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня ,директор Санкт-Петербургской Академии наук .

Известно , что мать Сони , Елизавета Федоровна , была внучкой петербур

гского академика , астронома Федора Ивановича и дочерью почетного академика Федора Федоровича Шуберта . Дед Софьи Васильевны был крупным ученым и военным деятелем , известным своими работами по геодезии и изданием географических карт России .

Значительное влияние на Софью оказал ее дядя – Петр Васильевич .Он не

был математиком , но прочитал много математических книг и любил с ув

лечением рассказывать Софье о разных вопросах математики. Его увлечен

ность передалась и племяннице .Математика казалась Софье таинствен-ной наукой , открывающей свои тайны только посвященным в нее людям.

Отец Софьи Васильевны генерал –лейтенант артиллерии Корвин-Крючевс

кий вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье,

которое находилось на границе с Литвой . Сейчас – это Псковская земля .

Красота имения была необычной : вокруг его на сотни километров прости

рались леса , богатые ягодами , грибами , зайцами , птицами и барсуками .

Большой господский дом стоял на пригорке .Два флигеля , трехъярусная башня , увенчанная шпилем , балконы , фонари , веранды украшали дом.

С одной стороны к усадьбе примыкал мачтовый бор , с другой – дубовая роща , дом был окружен садом с беседками , утопающими в сирени и жас

мине , а с северной стороны зарастал травами большой пруд .

Первые уроки математики Соня и ее старшая сестра Аня получили в семье.

Для воспитания и обучения сестер был приглашен домашний учитель

Иосиф Игнатович Малевич .После шестиклассного училища посвятил себя

учительству , обучая детей помещиков .

Это был талантливый педагог . К своему труду он относился с увлечением ,

любил детей и к каждому из них находил особый подход .Он был убежден в том , что обязанностью домашнего учителя является воспитания трудолю-бия , развитие познавательных способностей детей . Он считал , что русс

кий язык – важнейший из предметов , ибо занятия русским языком развивают мышление и дар речи .

Соня писала под диктовку учителя , излагала самостоятельно устно и пись-менно свои мысли , училась декламировать , читала произведения русскихавторов , статьи критиков . До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику . Впоследствии она считала , что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний . И.И. Малевич был прекрасным учителем . На уроках истории учитель и ученица читали отрывки из трудов Н.Карамзина ,С.Соловьева , журнальные статьи .

Играя в « путешествия « , Соня знакомилась с окружающей природой . Ее интересовало все—маленькие ручейки и большие озера , земля в цветнике или в саду , булыжники и драгоценные камни , домашние животные и дикие звери .

С первых уроков И.И.Малевич увидел в Соне очень внимательную , испол

нительную и трудолюбивую ученицу .

Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей матема-тикой . Случилось так , что стены в детской комнате в имении отца были

оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика .

Как пишет С.В .Ковалевская , « от долгого ежедневного созерцания внеш-ний вид многих из формул так и врезался в моей памяти « . Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся : « Как скоро

она усвоила понятие предела и производной , точно она их наперед знала «

Зимой Соня вместе со старшей сестрой ездила в Петербург , где брала уроки у замечательного педагога и исключительно одаренного математика.

Это был Александр Николаевич Страннолюбский . Родился он на Камчатке в семье начальника области .Окончил Петербургский Морской кадетский

корпус .Он мог сделать блестящую карьеру , но судьба распорядилась так , что он стал учителем в бесплатной школе на Васильевском острове . После

закрытия этой школы Александр Николаевич поступил в Морскую академ

ию , где преподавал математику . Всю свою жизнь Александр Николаевич отдавал силы , знания , любовь и время преподаванию в различных женс

ких курсах и кружках .

Старшая сестра Софьи — Анна , впоследствии уехала в Париж .Там она стала активной участницей Парижской Коммуны и вышла замуж за одного

из ее руководителей .

А Софья решила всерьез заняться математикой . Но в то время женщины не имели права учиться в университетах России .Высшее образование она могла получить только за границей . Но ее отец был человек консерватив-ных взглядов , и , естественно , не мог позволить Софье поехать учиться

за границу . Софья Васильевна вступает в фиктивный брак с известным

молодым ученым- биологом В.О. Ковалевским и выезжает в Германию в 1869 г..Правда , они вскоре полюбили друг друга – и их брак оказался законным .

В те годы женщин не допускали в университет , особенно на математиче-ский факультет . Софья Васильевна была настолько настойчива и целе-устремленна , что добилась того , чтобы один из крупнейший математиков 19 столетия Карл Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его ученицей .

Мой рассказ о С.В. Ковалевской не может быть полным без сведений о Вейерштрассе – крупнейшем ученом .

По настоянию своего отца Карл Вейерштрасс четыре года изучал в Бонне юридические науки , а затем оставил их , на два года перешел в Мюнстерскую академию и занялся математикой .

Четырнадцать лет Вейерштрасс был учителем гимназии в Мюнстере и дру

гих городах Германии , по тринадцать часов в неделю отдавая урокам физики , математики , химии , естествознания и даже гимнастики , и , нев

зирая на такой многочасовой труд , продолжал изучать математику , вы-бирая самые трудные ее разделы .

Имя К.Вейерштрасса стало известно в научных кругах Германии , и его пригласили на должность профессора в Берлинский университет , а затем

избрали членом Берлинской Академии наук .

Женщин в Берлинский университет не допускали .Сам Вейерштрасс считал , что в университете , особенно на математическом факультете , женщинам учиться нельзя . С.В.Ковалевская была настолько настойчива , что она добилась того , чтобы К. Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его частной ученицей .

Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому ,

чтобы освободиться от назойливой посетительницы , предложил ей для проверки знаний труднейшие задачи и пригласил ее прийти через неделю .

Профессор был убежден в том , что иностранка больше не появится , так

как задание его вряд ли будет выполнено .Каково же было его удивление , когда через неделю Софья Васильевна посетила кабинет ученого и сооб-щила , что задачи решены . К.Вейерштрасс согласился давать способной

ученице частные уроки .Он был доволен ученицей , говорил о ее значитель

ных математических успехах , называл ее замечательной женщиной .

В Берлине С.Ковалевская прошла школу под руководством знаменитого ученого , изучила важнейшие математические теории и труды выдаю-щихся физиков , механиков , теоретиков-математиков , и начала сама писать работы , в которых исследовались важнейшие математические вопросы .

Ее работы относились к весьма тонким разделам высшей математики ,

причем две из них были из области математического анализа .Третья ра

бота относилась к астрономии , он была посвящена исследованию фор

мы кольца Сатурна .

Работа С.Ковалевской « К теории дифференциальных уравнений в част-ных производных « вызвала восхищение ученых . Теорему , которую она

доказала , включили во все курсы математического анализа .

Кончились для Софьи недолгие ученические годы . Перед отъездом на родину К.Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении С.В. Ковалевской докторской степени без защиты диссер-тации .

В 1874 году за оригинальные математические работы Геттингенский университет присвоил Ковалевской ученую степень доктора философии .

В этом же году она возвращается в Россию . По случаю приезда Софьи Васильевны в Палибино , т.е. имение отца , родные устроили в ее честь

бал с приглашением друзей , родных и близких .

Свою речь по этому случаю И.И. Малевич закончил так : « Приветствую вас Софья Васильевна , поставленную на высокий пьедестал градации ученых. Приветствую вас от имени отечества как первую русскую женщину , достигшую высшей ученой степени в одном из самых трудных отделов науки « .

Двадцати четырех лет , « с докторским дипломом в кармане « , С. Ковалев-ская приехала в С.-Петербург . По существующим в России законам жен-щина имела право преподавать только арифметику в младших классах

гимназии . Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так , что ей пришлось отойти от занятий математикой .

В это время началась ее литературная деятельность : она начала писать стихи , романы , рассказы и научные статьи в журналы .К этому времени

относится написание ею романа « Нигилистка « .

Сама Софья Васильевна писала . что она всю жизнь не могла решить , к

« чему у нее было больше склонности - к математике или к литературе « .

В царской России для первой женщины-математика не нашлось универ-ситетской кафедры .С.В. Ковалевская вынуждена принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей .

Весной 1883 года скончался ее муж и она вынуждена была с малолетней дочерью уехать в Швецию . Там она получила должность доцента Стокго-льмского университета и вновь занялась научной работой . Чтение лекций

в Стокгольмском университете С. Ковалевская совмещала с научной ра-ботой над задачей о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки , давно привлекавшей внимание таких ученых как Эйлер и Лагранж .

Парижская Академия наук объявила премию Бордена в 3000 франков за

дальнейшее усовершенствование задачи в каком-нибудь существенном пункте .На конкурсе было представлено 15 работ . Для обеспечения объек-

тивной оценки работы на конкурсе представляли под девизом .

С.В. Ковалевская для своей работы выбрала девизом высказывание :

« Говори , — что знаешь , делай , — что должен . будь – чему быть «.

Она внесла существенные дополнения к результатам , полученным до нее

лучшими математиками . Именно ей была присуждена премия . Автором

блестящей работы оказалась русская женщина . Ее имя стало известно все

му культурному миру , о ней писали газеты и журналы .Премия была уве-

личена до 5000 франков .1888 год был триумфальным для С.Ковалевской.

В 1889 году за научную работу по той же теме Ковалевская получила пре-мию Шведской академии наук.

С.В.Ковалевская стала знаменитостью .Однако все чаще и чаще она стала думать и хлопотать о возвращении в Россию для научной работы в качестве члена Академии наук . Софья Васильевна , эта исключительная женщина , душой и сердцем принадлежала России , которую она безза-ветно любила . О возвращении С.В. Ковалевской хлопотали и ее друзья .

Петербургская Академия наук , по настоянию П.Л. Чебышева , приняла

специальное постановление о присуждении женщинам академических званий . В ноябре 1889 году по предложению виднейших русских мате-матиков она была избрана членом –корреспондентом Академии наук Рос

сии .Но даже избрание в Академию не дало ей возможности получить

соответствующую работу и вернуться на родину .

Она скончалась в Стокгольме в 1891 году , не испытав радости возвращения на родину .Пример С.В. Ковалевской ,первой русской женщины ,посвятившей себя науке , подействовал на других передовых женщин , которым С.В. очень помогла в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу .

Файлы: СВК.ppt
Размер файла: 733696 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология