Автор конспекта:
Автор(ы): — Варыгина Ирина Борисовна
Место работы, должность: — Учитель математики СОШ№2.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — понакомить учащихся с биографией великого математика.
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемая методическая литература: —
Приложение к газете 1сентября " Математика".
Используемое оборудование: —
Мультимедийный проектор.
Краткое описание: — Данное мероприятие можно провести когда в школе проходит неделя математики . Либо 15 январе в День рождения С.В.Ковалевской.
15 января 1850 года в семье богатого помещика генерал – лейтенанта
артиллерии Василия Васильевича Корвин –Крючевского родилась дочь .
Ее жизнь – это увлекательная история о девушке , полюбившей свободу и математику , история о женщине , проложившей дорогу в науку жен-щинам России и Европы .
Я предлагаю вам выбрать ее имя из четырех имен известных женщин :
1. Ада Августа Лавлейс.
2. Софи Жермен.
3. Екатерина Дашкова .
4. Софья Ковалевская .
Справка: Ада Августа Лавлейс , дочь Байрона – « первая программистка»
Софи Жермен в 18808 году получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследования по теории упругости .
Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня ,директор Санкт-Петербургской Академии наук .
Известно , что мать Сони , Елизавета Федоровна , была внучкой петербур
гского академика , астронома Федора Ивановича и дочерью почетного академика Федора Федоровича Шуберта . Дед Софьи Васильевны был крупным ученым и военным деятелем , известным своими работами по геодезии и изданием географических карт России .
Значительное влияние на Софью оказал ее дядя – Петр Васильевич .Он не
был математиком , но прочитал много математических книг и любил с ув
лечением рассказывать Софье о разных вопросах математики. Его увлечен
ность передалась и племяннице .Математика казалась Софье таинствен-ной наукой , открывающей свои тайны только посвященным в нее людям.
Отец Софьи Васильевны генерал –лейтенант артиллерии Корвин-Крючевс
кий вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье,
которое находилось на границе с Литвой . Сейчас – это Псковская земля .
Красота имения была необычной : вокруг его на сотни километров прости
рались леса , богатые ягодами , грибами , зайцами , птицами и барсуками .
Большой господский дом стоял на пригорке .Два флигеля , трехъярусная башня , увенчанная шпилем , балконы , фонари , веранды украшали дом.
С одной стороны к усадьбе примыкал мачтовый бор , с другой – дубовая роща , дом был окружен садом с беседками , утопающими в сирени и жас
мине , а с северной стороны зарастал травами большой пруд .
Первые уроки математики Соня и ее старшая сестра Аня получили в семье.
Для воспитания и обучения сестер был приглашен домашний учитель
Иосиф Игнатович Малевич .После шестиклассного училища посвятил себя
учительству , обучая детей помещиков .
Это был талантливый педагог . К своему труду он относился с увлечением ,
любил детей и к каждому из них находил особый подход .Он был убежден в том , что обязанностью домашнего учителя является воспитания трудолю-бия , развитие познавательных способностей детей . Он считал , что русс
кий язык – важнейший из предметов , ибо занятия русским языком развивают мышление и дар речи .
Соня писала под диктовку учителя , излагала самостоятельно устно и пись-менно свои мысли , училась декламировать , читала произведения русскихавторов , статьи критиков . До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику . Впоследствии она считала , что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний . И.И. Малевич был прекрасным учителем . На уроках истории учитель и ученица читали отрывки из трудов Н.Карамзина ,С.Соловьева , журнальные статьи .
Играя в « путешествия « , Соня знакомилась с окружающей природой . Ее интересовало все—маленькие ручейки и большие озера , земля в цветнике или в саду , булыжники и драгоценные камни , домашние животные и дикие звери .
С первых уроков И.И.Малевич увидел в Соне очень внимательную , испол
нительную и трудолюбивую ученицу .
Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей матема-тикой . Случилось так , что стены в детской комнате в имении отца были
оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика .
Как пишет С.В .Ковалевская , « от долгого ежедневного созерцания внеш-ний вид многих из формул так и врезался в моей памяти « . Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся : « Как скоро
она усвоила понятие предела и производной , точно она их наперед знала «
Зимой Соня вместе со старшей сестрой ездила в Петербург , где брала уроки у замечательного педагога и исключительно одаренного математика.
Это был Александр Николаевич Страннолюбский . Родился он на Камчатке в семье начальника области .Окончил Петербургский Морской кадетский
корпус .Он мог сделать блестящую карьеру , но судьба распорядилась так , что он стал учителем в бесплатной школе на Васильевском острове . После
закрытия этой школы Александр Николаевич поступил в Морскую академ
ию , где преподавал математику . Всю свою жизнь Александр Николаевич отдавал силы , знания , любовь и время преподаванию в различных женс
ких курсах и кружках .
Старшая сестра Софьи — Анна , впоследствии уехала в Париж .Там она стала активной участницей Парижской Коммуны и вышла замуж за одного
из ее руководителей .
А Софья решила всерьез заняться математикой . Но в то время женщины не имели права учиться в университетах России .Высшее образование она могла получить только за границей . Но ее отец был человек консерватив-ных взглядов , и , естественно , не мог позволить Софье поехать учиться
за границу . Софья Васильевна вступает в фиктивный брак с известным
молодым ученым- биологом В.О. Ковалевским и выезжает в Германию в 1869 г..Правда , они вскоре полюбили друг друга – и их брак оказался законным .
В те годы женщин не допускали в университет , особенно на математиче-ский факультет . Софья Васильевна была настолько настойчива и целе-устремленна , что добилась того , чтобы один из крупнейший математиков 19 столетия Карл Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его ученицей .
Мой рассказ о С.В. Ковалевской не может быть полным без сведений о Вейерштрассе – крупнейшем ученом .
По настоянию своего отца Карл Вейерштрасс четыре года изучал в Бонне юридические науки , а затем оставил их , на два года перешел в Мюнстерскую академию и занялся математикой .
Четырнадцать лет Вейерштрасс был учителем гимназии в Мюнстере и дру
гих городах Германии , по тринадцать часов в неделю отдавая урокам физики , математики , химии , естествознания и даже гимнастики , и , нев
зирая на такой многочасовой труд , продолжал изучать математику , вы-бирая самые трудные ее разделы .
Имя К.Вейерштрасса стало известно в научных кругах Германии , и его пригласили на должность профессора в Берлинский университет , а затем
избрали членом Берлинской Академии наук .
Женщин в Берлинский университет не допускали .Сам Вейерштрасс считал , что в университете , особенно на математическом факультете , женщинам учиться нельзя . С.В.Ковалевская была настолько настойчива , что она добилась того , чтобы К. Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его частной ученицей .
Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому ,
чтобы освободиться от назойливой посетительницы , предложил ей для проверки знаний труднейшие задачи и пригласил ее прийти через неделю .
Профессор был убежден в том , что иностранка больше не появится , так
как задание его вряд ли будет выполнено .Каково же было его удивление , когда через неделю Софья Васильевна посетила кабинет ученого и сооб-щила , что задачи решены . К.Вейерштрасс согласился давать способной
ученице частные уроки .Он был доволен ученицей , говорил о ее значитель
ных математических успехах , называл ее замечательной женщиной .
В Берлине С.Ковалевская прошла школу под руководством знаменитого ученого , изучила важнейшие математические теории и труды выдаю-щихся физиков , механиков , теоретиков-математиков , и начала сама писать работы , в которых исследовались важнейшие математические вопросы .
Ее работы относились к весьма тонким разделам высшей математики ,
причем две из них были из области математического анализа .Третья ра
бота относилась к астрономии , он была посвящена исследованию фор
мы кольца Сатурна .
Работа С.Ковалевской « К теории дифференциальных уравнений в част-ных производных « вызвала восхищение ученых . Теорему , которую она
доказала , включили во все курсы математического анализа .
Кончились для Софьи недолгие ученические годы . Перед отъездом на родину К.Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении С.В. Ковалевской докторской степени без защиты диссер-тации .
В 1874 году за оригинальные математические работы Геттингенский университет присвоил Ковалевской ученую степень доктора философии .
В этом же году она возвращается в Россию . По случаю приезда Софьи Васильевны в Палибино , т.е. имение отца , родные устроили в ее честь
бал с приглашением друзей , родных и близких .
Свою речь по этому случаю И.И. Малевич закончил так : « Приветствую вас Софья Васильевна , поставленную на высокий пьедестал градации ученых. Приветствую вас от имени отечества как первую русскую женщину , достигшую высшей ученой степени в одном из самых трудных отделов науки « .
Двадцати четырех лет , « с докторским дипломом в кармане « , С. Ковалев-ская приехала в С.-Петербург . По существующим в России законам жен-щина имела право преподавать только арифметику в младших классах
гимназии . Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так , что ей пришлось отойти от занятий математикой .
В это время началась ее литературная деятельность : она начала писать стихи , романы , рассказы и научные статьи в журналы .К этому времени
относится написание ею романа « Нигилистка « .
Сама Софья Васильевна писала . что она всю жизнь не могла решить , к
« чему у нее было больше склонности - к математике или к литературе « .
В царской России для первой женщины-математика не нашлось универ-ситетской кафедры .С.В. Ковалевская вынуждена принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей .
Весной 1883 года скончался ее муж и она вынуждена была с малолетней дочерью уехать в Швецию . Там она получила должность доцента Стокго-льмского университета и вновь занялась научной работой . Чтение лекций
в Стокгольмском университете С. Ковалевская совмещала с научной ра-ботой над задачей о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки , давно привлекавшей внимание таких ученых как Эйлер и Лагранж .
Парижская Академия наук объявила премию Бордена в 3000 франков за
дальнейшее усовершенствование задачи в каком-нибудь существенном пункте .На конкурсе было представлено 15 работ . Для обеспечения объек-
тивной оценки работы на конкурсе представляли под девизом .
С.В. Ковалевская для своей работы выбрала девизом высказывание :
« Говори , — что знаешь , делай , — что должен . будь – чему быть «.
Она внесла существенные дополнения к результатам , полученным до нее
лучшими математиками . Именно ей была присуждена премия . Автором
блестящей работы оказалась русская женщина . Ее имя стало известно все
му культурному миру , о ней писали газеты и журналы .Премия была уве-
личена до 5000 франков .1888 год был триумфальным для С.Ковалевской.
В 1889 году за научную работу по той же теме Ковалевская получила пре-мию Шведской академии наук.
С.В.Ковалевская стала знаменитостью .Однако все чаще и чаще она стала думать и хлопотать о возвращении в Россию для научной работы в качестве члена Академии наук . Софья Васильевна , эта исключительная женщина , душой и сердцем принадлежала России , которую она безза-ветно любила . О возвращении С.В. Ковалевской хлопотали и ее друзья .
Петербургская Академия наук , по настоянию П.Л. Чебышева , приняла
специальное постановление о присуждении женщинам академических званий . В ноябре 1889 году по предложению виднейших русских мате-матиков она была избрана членом –корреспондентом Академии наук Рос
сии .Но даже избрание в Академию не дало ей возможности получить
соответствующую работу и вернуться на родину .
Она скончалась в Стокгольме в 1891 году , не испытав радости возвращения на родину .Пример С.В. Ковалевской ,первой русской женщины ,посвятившей себя науке , подействовал на других передовых женщин , которым С.В. очень помогла в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу .
Файлы: СВК.ppt
Размер файла: 733696 байт.