Автор конспекта:
Автор(ы): — Щербатова Татьяна Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ Наримановского района «средняя общеобразовательная школа №9″

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Познакомить учащихся с деятельностью выдающегося российского правозащитника А.Д.Сахарова.

Оценить его вклад в развитие праовзащитного движения в нашей стране.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

справочная литература, уч-к Л.Боголюбова ( прим 207-2009гг.)

Используемое оборудование: —

компьютерная презентация

Краткое описание: — Это может быть урок с элементами групповой работы, но можно провести и как внеклассное занятие в форме «круглого стола» или «перекрестка мнений» для учащихся 8-11кл.

Великий гражданин России

к 90-летию А.Д.Сахарова

Подготовила Щербатова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с.Николаевка» Наримановского района Астраханской области.

(Это может быть урок с элементами групповой работы, но можно провести и как внеклассное занятие в форме «круглого стола» или «перекрестка мнений» для учащихся 8-11кл.)

Цель: познакомить учащихся с жизнедеятельностью выдающегося российского правозащитника А.Д.Сахарова;

оценить его вклад в развитие правозащитного движения в нашей стране.

Эпиграф: «Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».

А.Д.Сахаров (из Нобелевской лекции 1975г).

Ход урока:

Предварительно класс делится на группы: «историки», «аналитики», «журналисты» (названия условны, могут быть другими). Каждая получает задания и инструкцию по проведению занятия. Во время занятия у каждой группы на столе лежат материалы по теме занятия.

1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего занятия «Великий гражданин России» посвящена одному из выдающихся людей нашей страны, академику, лауреату Нобелевской премии А.Д.Сахарову. В этом году ему исполнилось бы 90 лет.

Кто такой гражданин? Как сказал великий русский поэт Н.Некрасов: «Отечества достойный сын». Это человек в первую очередь ответственный и не только за свои поступки, но и за судьбу своей страны. Именно таким был Андрей Дмитриевич Сахаров. (слайд 5)

2. Выступление групп.

«Историки» — кратко рассказывают биографию А.Д.Сахарова ( о его родных, детстве, юности, начале трудовой (научной) деятельности)

Вопрос классу: Что послужило толчком к переосмыслению А.Д.Сахаровым своей деятельности?

«Аналитики»: кратко о периоде жизни А.Д.Сахарова с 1953 по 1958гг. (разработка и испытание водородной бомбы)

Вывод: так А.Д.Сахаров делает первый шаг в борьбе за мир.

О самом себе в те годы Андрей Дмитриевич писал:

«В 1953-1968гг. мои общественно-политические взгляды претерпели большую эволюцию. В частности, уже в 1953-1962 годах участие в разработке термоядерного оружия, в подготовке и осуществлении термоядерных испытаний сопровождалось все более острым осознанием порожденных этим моральных проблем. С конца 50-х годов я стал активно выступать за прекращение или ограничение испытаний ядерного оружия. В 1961 году в связи с этим у меня возник конфликт с Хрущевым, а в 1962 году – с министром среднего машиностроения Славским».

Вопрос классу: почему А.Д.Сахаров на самом деле не ушел с ядерного объекта в чистую науку?

«Аналитики»: в начале, несомненно, ему не позволило это сделать чувство ответственности — оставить незавершенную термоядерную программу он не мог. Однако он не сделал этого и после ее успешного завершения.

Впоследствии Сахаров отвечал на этот вопрос, что его положение в структуре ВПК позволяло влиять на политические решения руководства страны. Таким образом, он вполне сознавал свою роль, но не преувеличивал ли он своих возможностей?

«Историки»: о периоде с 1962 по 1967гг.

«Журналисты»: о статье А.Д.Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»

Учитель: После того, как его статья была опубликована на Западе, она вызвала бурный резонанс и дискуссию в западной прессе. Политбюро отреагировало тем, что закрыло для Сахарова доступ на секретный объект. Его не увольняли , но и не допускали к работе. Так долго продолжаться не могло.

И А.Д.Сахаров решил начать свою жизнь заново. Кроме работы (весной 1969г. он вышел из структуры министерства среднего машиностроения и поступил в должности старшего научного сотрудника в Физический институт Академии наук) для него становится все более важной другая составляющая его жизни. Он все больше начинает общаться с диссидентами.

«Историки»: о начале правозащитной деятельности А.Д.Сахарова. (слайд)

«Журналисты»: о периоде 1972-1973гг. А.Д.Сахаров пишет так:

«С 1972г. все более усиливалось давление на меня и моих близких, кругом нарастали репрессии, я больше о них узнавал, и почти каждый день надо было выступать в защиту кого-то. Часто в эти годы выступал я и по проблемам мира и разоружения, свободы контактов, передвижения, информации и убеждений, против смертной казни, о сохранении среды обитания и ядерной энергетики».

«Аналитики»: устроенная в 1973г. пресс-конференция для 11 западных журналистов, может быть расценена как ответный шаг на репрессии того периода. (и т.д.)

Учитель: травля А.Д.Сахарова совпала с его признанием за рубежом. В 1975г. ему была присуждена (первому из СССР) Нобелевская премия мира. Но сам Сахаров не мог присутствовать на вручении и его Нобелевскую лекцию «Мир, прогресс, права человека» зачитала его жена, Е.Боннэр.

«Миру жизненно необходимо всестороннее сотрудничество между странами Запада, социалистическими и развивающимися странами, включая обмен знаниями, технологией, торговлю, экономическую, в частности продовольственную, взаимопомощь. Но это сотрудничество должно происходить на основе доверия открытых обществ, как говорят, с открытой душой, на основе истинного равноправия, а не на основе страха демократических стран перед их тоталитарными соседями».

«Журналисты»; но А.Д.Сахаров не ограничился выражением своих политических идей, но использовал нобелевскую трибуну, чтобы показать мировому сообществу многие неприглядные стороны советской жизни (зачитывается отрывок).

«Аналитики»: присуждение А.Д.Сахарову Нобелевской премии вызвало В СССР чрезвычайно широкий резонанс ( о реакции советского политического руководства).

«Журналисты»: зачитывается комментарий самого А.Д.Сахарова о присуждении ему премии.

«Аналитики» сравнивают взгляды А.Д.Сахарова и И.И.Солженицина.

«Историки»: а) о периоде с 1980 по 1986гг. (об аресте Сахарова, о помещении в больницу и принудительном кормлении и др.); б) об отношениях А.Д.Сахарова и М.С.Горбачева; в) период с 1986 по1988гг.

«Журналисты» о 1съезде народных депутатов, высказывания М.С.Горбачева (см.слайд)

«Аналитики»: таким образом, различия между Горбачевым и Сахаровым в позициях было скорее тактическим. Однако нашел академик язык с Горбачевым, но не смог он найти его с окружение Горбачева. В окружении М.С.Горбачева преобладали люди, недолюбливающие (мягко говоря) и самого Сахарова и его позицию.

Учитель: будучи депутатом съезда, академик ведет активную политическую жизнь, помогает людям, которые обращаются к нему за помощью, читает тысячи писем. Он участвует во многих общественных мероприятиях. Последним из таких мероприятий стало его выступление во Франции в сообществе ученых с лекцией «Наука и свобода» (см.слайд). На этой лекции в Лионе он высказал мысль, что в будущем противоречия между наукой и религией будут устранены.

Несомненно, что активная политическая деятельность А.Д.Сахарова – и связанные с ней эмоциональные потрясения – сказались на его здоровье, и без того уже слабом.

Он ушел от нас осенью 1989г., в дни 2 съезда народных депутатов, в котором принимал активное участие. Ему не было еще семидесяти лет. (слайды

Потомки увековечили память А.Д.Сахарова. В Санкт- Петербурге его именем названа площадь, на которой установлен памятник Андрею Дмитриевичу. Его именем названы площади, проспекты, улицы. Созданы музеи. (см. последние слайды)

Заключение: Высшей ценность А.Д.Сахаров считал свободу человека. В контексте современной ситуации в России является современной его цитата:

«…Свобода мысли в современном обществе находится под тройной угрозой: со стороны рассчитанного опиума «Массовой культуры», со стороны трусливой и эгоистической мещанской идеологии, со стороны окостенелого догматизма бюрократической олигархии и ее излюбленного оружия – идеологической цензуры. Поэтому свобода мысли нуждается в защите всех мыслящих и честных людей».

Файлы: Вежливость.rar
Размер файла: 798396 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология