Автор конспекта:
Автор(ы): — Баженова Елена Николаевна

Место работы, должность: — МОУ Совхозная сош, учитель информатики

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —  продолжить знакомство с содержательным подходом к измерению информации;  закрепить понятия «неопределенность знаний», «равновероятное событие»;  учить понимать и качественно обосновывать решения задач, используя термин «равновероятные события»;  ввести понятия «логарифм», «вероятность»;  познакомить с формулой Хартли;  рассмотреть общий случай формулы Хартли для измерения количества информации в сообщении о некотором событии;  учить применять формулу Хартли при решении задач

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

И.Г. Семакин и другиеИнформатика и ИКТ. 9 класс

И.Г. Семакин и др. Задачник-практикум по информатике в 2-х частях, 1 часть

Используемая методическая литература: —

И. Семакин, Т. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе.

И.Г.Семакин, Г.С. Вараксин.Информатика. Структурированный конспект базового курса.

Используемое оборудование: —

Карточки с задачами урока, таблица «Количество информации в сообщении об одном из N равновероятных событий»

Краткое описание: — Урок включает раздел мотивации как в целом, так и по этапам, задачи на применение формулы Хартли и Шеннона. Достаточно много времени уделено самостоятельной работе уч-ся на решение разнообразных задач, как на смекалку, так и расчетные, их умение качественно доказывать свою точку зрения, анализировать полученную информацию, делать выводы.

I. Начало урока. Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовки к уроку, психологическая подготовка.

II. Погружение в учебную деятельность.
1.Проверка домашнего задания.
а) решение задач (у доски):

№1. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 битов информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?

№2. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали даму треф и короля пик? Решите задачу для двух случаев:
· карты достаются одновременно;
· карты достаются по очереди.
б) фронтальный опрос:
o Что такое информация для человека?
o В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком случае – нет? Приведите примеры обоих случаев.
o Что такое неопределенность знаний о результате какого-либо события? Приведите примеры, когда неопределенность знаний можно выразить количественно.
o В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащееся в сообщении?

2.Изложение нового материала.
а) расширение кругозора учащихся
Цель: ввести понятие логарифма, познакомить с формулой Хартли.
Задача: учить применять формулу Хартли при решении задач.
Итак,
для определения количества информации, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, используют формулу N=2i (1)
Эта формула является показательным уравнением.
В математике существует функция, с помощью которой решается это показательное уравнение. Эта функция называется логарифмом. Тогда уравнение (1) примет вид:
i= log2N (2)
Читается: «логарифм от N по основанию 2»
Смысл: логарифм по основанию 2 от N- это степень, в которую нужно возвести 2, чтобы получить N.


Решение задачи на закрепление и использование формулы (2)
Задача №1. Вычислить количество информации в сообщении о том, что из колоды картслучайным образом достали даму пик (в колоде 36 карт) i= log2N

Для определения количества информации, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, используется формула:


— —



Эта формула была получена американским инженером Ричардом Хартли в 1928 году и поэтому известна под названием формулы Хартли.
б) разминка
Цель: восприятие нового материала
Дайте следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная» информация:
Сейчас идет дождь.

Занятия кружка по информатике проводятся каждый вторник.

IBM – первые буквы английских слов, которые звучат как «интернешнел бизнес мэшинз», что по-русски означает «машины для международного бизнеса».

Завтра будет контрольная по алгебре.

Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника.

Лед – твердое состояние воды.

Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин.

Номер телефона скорой помощи 02.
в) мотивация
До сих пор речь шла о равновероятных событиях. Но в реальности очень часто это предположение не выполняется. Например, для ученика – отличника получение «5» и получение «2» — события не равновероятные.
v Что же такое вероятность?
v Как измерить информацию, если событие не равновероятно?
Знать: что такое вероятность, формулу для измерения информации, если событие не равновероятно.
Уметь: измерять количество информации, используя формулу Хартли как для равновероятных событий, так и для не равновероятных событий.
г) новая тема
Цель: дать интуитивное представление о мере вероятности, показать, что значение вероятности лежит в интервале от 0 до 1, где 0 и 1 – крайние значения вероятности.
Задача: вывести общую формулу для измерения количества информации как для равновероятных событий, так и для не равновероятных.

Рассмотрим несколько примеров.
Задача №2. В коробке имеется 50 шаров. Из них 40 белых и 10 черных. Какова вероятность вытаскивания, не глядя, белого и черного шара соответственно? (больше/меньше)
Задача№3. Сережа – лучший ученик в классе. Какова вероятность получения им по контрольной работе «5» и «2»? (больше/меньше)
Задача №4. В пруду живут 8000 карасей, 2000 щук и 40000 пескарей. Какова вероятность поймать пескаря, щуку, карася? (больше/меньше)
Вывод: вероятное событие – более ожидаемое, чаще происходящее в данных условиях.

Но вероятность может быть выражена не только качественно (больше/меньше), но и количественно.
Решение задачи №2.
Пусть Р – вероятность.
Рч – вероятность вытаскивания черного шара
Рб – вероятность вытаскивания белого шара.
Чтобы определить вероятность, нужно знать общее количество шаров, и количество из них белых и черных.
n=50
nч =10
nб =40
Pч — ?
Pб — ?
Pч =nч /n=10/50=0.2
Pб =nб /n=40/50=0.8
Зная вероятность событий, определим количество информации в сообщении о каждом из них.
2i = 1/P или
i=log2(1/P) (3)
iч = log2(1/0.2)=log2(5)=2.32193 бит
iб = log2(1/0.8)=log2(1.25)=0.32193 бит

Посмотрим на количество информации, в сообщении о вытаскивании белого шара и черного шара. Сравним их.
Вывод: чем меньше вероятность события, тем больше информации несет сообщение о нем. Количество информации в сообщении о некотором событии зависит от вероятности этого события.

*Одинаковые или разные формулы (2) и (3)?

Представим, что у Сережи (из задачи №3) всех оценок поровну: «5», «4», «3», «2» — по 25 штук. Тогда вероятность каждой оценки была бы равна
Р=25/100=1/4.
Значит, и количество информации будет одинаковое:
i5=i4=i3=i2= log2(1/0.25)=log2(4)=2 бита
Но это же задача о четырех равновероятных оценках, которую мы решали раньше! Там мы тоже получили 2 бита информации.
Вывод: количество информации о некотором событии вычисляется по формуле
i=log2(1/P)
Формулаi= log2N – частный случай вышеназванной формулы.

III. Эмпирическая деятельность учащихся.
Решение задач на применение формулы Хартли на определение информации о некотором событии.
Задача 5.
В корзине лежат 32 клубка шерсти. Среди них – 4 красных. Сколько информации несет сообщение о том, что достали клубок красной шерсти?
Задача 6.
Известно, что в ящике лежат 20 шаров. Из них 10 – черных, 5 – белых, 4 – желтых и 1 – красный. Какое количество информации несут сообщения о том, что из ящика случайным образом достали черный шар, белый шар, желтый шар, красный шар?

IV. Заключительный этап урока.
1.Итог урока.
§Как можно определить вероятность некоторого события?
§Как вероятность события связана с информативностью сообщения об этом событии?
§Какое из двух следующих сообщений содержит больше информации:
üуральский охотник Сидоров подстрелил за сезон 500 соболей;
üуральский охотник Сидоров подстрелил тигра возле своей избы.
2.Домашнее задание
Задачи 7-10 (№7 — на «3», №8-9 – на «4», №10 – на «5»)
Задача №7. В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколькоинфор­мации несет сообщение о том, что достали черный шар?
Задача №8.В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них – 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет 4 бита информации. Сколько всего пар перчаток было в ящике?
Задача №9. В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 6 пятерок, 15 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщении о том, что Иванов получил «4»?
Задача №10. На остановке останавливаются автобусы с разными номерами. Сообщение о том, что к остановке подошел автобус с номером N1, несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке автобуса с номером N2 в два раза меньше, чем вероятность появления автобуса с номером N1. Сколько информации несет сообщение о появлении на остановке автобуса с номером N2?
3.Оценки.

Файлы: krossword.ods
Размер файла: 8666 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология