Автор конспекта:
Автор(ы): — Белова Людмила Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ ЦППРК

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Цель урока: закрепить понятия «сила», «сила тяготения», «силa тяжести», «сила упругости»; сформулировать понятие «вес тела», дать формулу расчёта веса тела, познакомить с действием сил, при условии, что тело находится в состоянии покоя или движется по вертикали, дать понятия «невесомость», «перегрузка»; научить с помощью экспериментальных опытов самостоятельно делать выводы, с помощью критериев оценивать свой уровень знаний; работа по группам позволяет сформировать чувство ответственности за себя и за товарища.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник 7 кл. Пёрышкин А.В.

Используемая методическая литература: —

Учебник 7 кл.авт. Пёрышкин А.В.

Используемое оборудование: — Оснащение: динамометры с грузом, две опоры, лист картона, груз,
пружина, слайды с обозначением физических величин,
единицами измерения, формулой расчёта веса тела,
демонстрационными рисунками, кроссвордом, опорным
конспектом, критериями оценки, презентация.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — урок изучения и закрепления понятия "Вес тела"

Ход урока.

1.Организационная часть. Записать тему урока в тетрадях, ознакомить с целью урока, ознакомить с критериями оценки уровня знаний на уроке, рассказать о условиях заполнения опорного конспекта, условиях проведения опытов.

2.Повторение пройденного материала. Учащиеся перечисляют силы ранее изучаемые, дают им определения, называют их обозначение, единицы измерения, формулы расчёта, их направление. На экране при помощи слайда учащиеся повторяют определение физических величин: «сила», «сила тяжести», «сила тяготения», «сила упругости», «реакция опоры», их обозначение, единицы измерения, и как они направлены.

3.Объяснение нового материала. На каждом столе лежит динамометр с грузом, по две опоры, лист картона, груз, пружина, картонная опора, грузик. Все эти предметы необходимы для опытов. Опыты проводят сами учащиеся под руководством учителя. Каждый опыт иллюстрируется слайдом.

Опыт 1(слайд 3): к динамометру прикрепить груз и поднять вверх.

Учитель: Что вы наблюдаете?

Ученик: Пружина растянулась.

Учитель: Под действием чего пружина растянулась?

Ученик: пружина растянулась под действием веса груза.

Опыт 2(слайд 4): установить две опоры на них положить лист картон сверху положить груз.

Учитель: Что вы наблюдаете?

Ученик: Лист картона прогнулся.

Учитель: Под действием чего прогнулся картон?

Ученик: Под действием веса груза.

Учитель: И в первом и во втором опытах изменение положения груза произошло под действием какой-то силы. Как эту силу вы назовёте?

Ученик: Вес тела.

Вывод: Вес тела – это сила, с которой тело давит на опору вертикально или растягивает подвес.

Обозначение: Р;

Единицы измерения: ньютон (н)

Учитель: От каких же величин зависит вес? Мы знаем, что любое тело имеет массу, которая обозначается (m) и измеряется в (кг).

Что будет если мы перережем пружину на которой подвешен груз?

Ученик: Груз будет падать и чем ниже к Земле, тем быстрее.

Учитель: То есть с каким то ускорением. Как это ускорение называется?

Ученик: Ускорение свободного падения. Обозначается (g), измеряется (м/сек2).

Вывод: Вес тела зависит от массы и ускорения свободного падения и

Вычисляется по формуле Р = mх g

Учитель: (слайд 5)Какая сила не даёт разорваться пружине? Какая сила не даёт упасть грузу?

Ученик: Сила упругости

Учитель: Куда эта сила направлена?

Ученик: Вверх

Учитель: В этом случае вес будет равен силе тяжести и так как пружина не рвётся, то сила упругости будет равна весу.

Fупр. = Р

Опыт 3 (слайд 6): на пружину положить картон; на картон положить груз.

Учитель: Что будет с пружиной?

Ученик: Она сожмётся.

Учитель: Под действием какой силы это произойдёт?

Ученик: Под действием веса.

Учитель: Раз пружина сжимается значит куда направлен вес?

Ученик: Вес направлен вниз.

Вывод: Вес всегда направлен вниз.

Опыт 4: Возьмём в руку динамометр с грузом и отпустим . Можно заметить

что пружина в процессе полёта сжимается, стрелка динамометра

установится на нуль, это значит, что измеряемая сила (вес груза)

равен нулю и сила упругости тоже равна нулю. Вес исчез, груз стал

невесомым, то есть а = g

Вывод: Невесомость — это состояние тела, при котором вес его равен

нулю.

Но понятие невесомости не означает отсутствие массы. Масса остаётся неизменной. В состоянии невесомости тела перестают давить друг на друга. Космонавт перестаёт ощущать собственную тяжесть, предметы никуда не падают. Всё движется с определённым ускорением и предметы и стены и космонавт. В этот момент слабеют кости мышцы, организм обезвоживается. Испытать невесомость можно на опыте: в прыжке между моментом отрыва от Земли и приземлением.

Рассмотрим действие сил на тело при условии, что:

1. Тело находится в состоянии покоя (слайд 7)

На тело действуют две силы: с одной стороны – вес, с другой – сила реакции опоры. В этом случае Р = N.

2, Тело движется по вертикали вниз (слайд 8).

На тело действуют веси сила тяжести, которые рассчитываются по формулам Р = mхgиFтяж. = mхa.

Но пружина не даёт падать грузу, значит есть третья сила, которая держит груз. Эта сила называется сила упругостиFупр..

Пусть Р > Fтяж., cледовательно Fупр. =Р – Fтяж. = mхgmх а

При этом условии вес тела больше силы тяжести.

Вывод: Состояние тела, при котором его вес превышает силу тяжести, называется перегрузкой.

Такое состояние возникает у космонавта при поднятии ракеты. В этот момент происходит сильное давление тела на опору, что затрудняет дыхание, нарушает деятельность всех органов.

Учитель предлагает ученикам заполнить опорный конспект (слайд 10).

4. Подведение итога.

Учитель, пройденный материал предлагает закрепить при помощи разгадывания кроссворда (слайд 11).

В конце урока подводится итог работы учащихся на уроке при помощи критериев оценки (слайд 2), предварительно каждый учащийся подсчитывает общее количество набранных им баллов и оглашает их. По количеству набранных баллов выставляется оценка.

Затем учитель проводит саморефлексию уровня знаний учащихся при помощи вопросов (слайд 9).

Файлы: Вкс тела 3.ppt
Размер файла: 115200 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология