Автор конспекта:
Автор(ы): — Аносова Лидия Ивановна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ с. Синенькие"

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление

Цели:

Образовательные: научиться определять вес воздуха, выяснить причины существования воздушной оболочки и причины, создающие атмосферное давление, применить полученные знания для объяснения качественных задач.

Развивающие: развивать умение учащихся рассуждать, логически мыслить, анализировать, расширять кругозор, работать над формированием целостного представления об окружающем мире, развивать интерес учащихся к физике, как к науке.

Воспитательные: воспитывать в учениках уверенность в своих силах, создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, воспитывать уважение к ученым-физикам.

Оборудование: стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом; насос; рычажные весы; набор гирь; сосуд с водой; трубка с поршнем; медицинский шприц, пластиковые бутылки, воздушные шарики, пипетки.

Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление»

Цели:

Образовательные: научиться определять вес воздуха, выяснить причины существования воздушной оболочки и причины, создающие атмосферное давление, применить полученные знания для объяснения качественных задач.

Развивающие: развивать умение учащихся рассуждать, логически мыслить, анализировать, расширять кругозор, работать над формированием целостного представления об окружающем мире, развивать интерес учащихся к физике, как к науке.

Воспитательные: воспитывать в учениках уверенность в своих силах, создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, воспитывать уважение к ученым-физикам.

Оборудование: стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом; насос; рычажные весы; набор гирь; сосуд с водой; трубка с поршнем; медицинский шприц, пластиковые бутылки, воздушные шарики, пипетки.

УМК А. В. Перышкин Физика 7.

1.Орг. момент.

Приветствие. Презентация (Слайд 1.) Эпиграф.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей, садитесь. Урок сегодня у нас необычный. В процессе урока мы будем с вами знакомиться и, надеюсь, успеем подружиться. Степень симпатии с вашей стороны будет выражаться в ваших правильных и точных ответах, за что я в ответ постараюсь вас достойно оценить. Мы с вами сегодня будем находится в плавании по нашему воздушному океану, название которого мы определим, когда разгадаем следующий кроссворд. Итак, в счастливое плавание.

2. Разминка.

Кроссворд (Слайд 2 )

1. в каком агрегатном состоянии находится воздух?

2. физическая величина, показывающая чему равна масса вещества в единице объема.

3. Мера инертности тела.

4. Вид взаимодействия любых тел.

5. сила, с которой тело действует на горизонтальную опору.

6.

7. Величина, равная отношению силы к площади, на которую она действует.

8. Буква, которой обозначается вес тела.

9.Единица измерения давления.

Посмотрите еще раз на кроссворд. мы с вами вспомнили те понятия, на которые мы будем опираться сегодня при изучении новой темы, а ключевое слово указывает на то, с чем сегодня мы будем работать. Это атмосфера.

3. Озвучивание темы и целей урока. (Слайд 3)

Сейчас я покажу вам два опыта, а вы на протяжении урока попытаетесь выяснить связь между этими двумя опытами и объяснить их.( воздушный шарик втягивается в банку и фонтан) (Демонстрации опытов).

Прокомментируйте, что вы сейчас наблюдали?.

Ответы.

4. Этап актуализации знаний.

1. Какими свойствами обладают вещества в газообразном состоянии?

2. Почему газообразные вещества обладают такими свойствами?

3. Как вы думаете, почему воздух, который нас окружает, не улетучивается?

Итак, что мы с вами узнали о молекулах газообразных веществ, образующих воздух?

(На них действует сила тяжести)

Под действием этой силы молекулы давят на землю?

(Да)

Как называется эта сила?

(Вес)

По какой формуле определяется вес?

(Р=mg)

4. Мотивационный этап

Что нужно знать для того, чтобы определить вес тела?

(Массу)

Как в повседневной жизни определяют массу твердых и жидких тел?

(Взвешивают на весах)

Как же воздух положить на весы?

(необходимо набрать его в сосуд)

5. Этап изучения нового материала

Объяснение и демонстрация опыта (видеофрагмент)

Экспериментально определено, что 1м3воздуха имеет массу 1, 29 кг. Таким образом, вес 1 м3воздуха равен Р=12, 9Н. (Слайд 4)

Атмосфера — это воздушная оболочка, окружающая нашу планету.

Ввел в науку понятие «атмосфера» наш великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Что в переводе с греч. Означает «атмос» — пар, воздух и «сфера» — шар.

(Слайд 5) Строение атмосферы.

Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров от поверхности Земли. Поверхность Земли – это дно воздушного океана. Как вы думаете, плотность атмосферы на различных высотах одинакова или изменяется?

(Она уменьшается).

Почему? Давайте вспомним с вами, как создается давление в жидкостях и газах?

(Верхние слои жидкости и газа давят на нижние)

Оказывают ли слои воздуха какое-то действие на поверхность Земли и на все предметы, которые находятся на ней.

(Оказывают давление на все тела).

Как мы можем назвать это давление?

(Атмосферное давление)

Записи в тетрадях определения.

Атмосферное давление — это давление, которое создается всей толщей воздуха.

Это давление создается так же, как и давление в жидкости и передается по закону Паскаля по всем направлениям одинаково.

6. Этап закрепления новых знаний.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Сейчас мы пронаблюдаем и объясним некоторые из них, с которыми мы встречаются в повседневной жизни и которые имеют практическое применение.

Задание1.

(Демонстрация: стеклянная трубка, внутри которой находится поршень). При подъеме поршня плотно прижатого к стенкам, за ним устремляется вода. Объяснить это можно так, что при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха поднимается за поршнем вода.

Задание 2.

Ошибочные задания. (Слайд 7)

Задание 3.

Тестовые задания по рисункам.(Слайд 8-9).

Задание 4 Занимательные опыты. Объяснить.

Демонстрация1.

Две пробирки (одна входит в другую с небольшим зазором, стакан с водой, кювета)

Заполнить большую пробирку наполовину водой и вставить в нее другую. Опрокинуть их, держа внешнюю пробирку рукой и придерживая другой рукой внутреннюю. Как только из большой пробирки начнет вытекать вода, внутренняя будет подниматься вверх. Объяснить , почему?

Демонстрация 2.

Как работают легкие?

Отрезанное дно пластиковой бутылки затягиваем пленкой воздушного шарика, закрепляем скотчем. Второй шарик помещаем внутрь бутылки и натягиваем на горлышко. Пленка – это диафрагма, шарик – это легкие. Диафрагма опускается – вдох, поднимается – выдох.

Объясняем. Слайд 11

Представим себе, что космонавты взяли с собой на орбиту надутый воздушный шарик, но произошла разгерметизация космического корабля. Будут ли наблюдаться какие-то изменения с шариком и почему? Объяснить.

Почему мы не ощущаем на себе атмосферного давления?

7. Подведение итогов

Обращение к опытам, проведенным вначале урока

Объяснить связь между этими опытами.

(Ответы учащихся)

Давайте с вами вспомним, что нового вы узнали на уроке?

Вследствие чего создается атмосферное давление?

Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действие силы тяжести?

Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не покидают Землю?

Мы ощущаем на себе давление? Почему?

Объяснить принцип действия автоматической поилки. Слайд 12

8. Домашнее задание. § 40-41.; задачи №1, 2 из задания 10 стр.98 учебника; Упр. 18 стр.100. (Слайд 13)

9. Выставление оценок и комментирование ответов.

9. Заключение.

«Ученый изучает природу не потому, что это полезно: он изучает ее потому, что это доставляет ему удовольствие, потому что она прекрасна…»

Ж. Пуанкаре. (Слайд 14).

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология