Автор конспекта:
Автор(ы): — Занкина Зоя Александровна
Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Оркино Петровского района. учитель биологии и экологии
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — Сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; показать механизмы репродуктивной изоляции в природе; продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений, работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Основы общей биологии — И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
Биология. Введение в общую биологию и экологию — А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,В.В.пасечник
Используемая методическая литература: —
О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова — Поурочные разработки по общей биологии
Используемое оборудование: —
Компьютер, мультимедийный проектор.
Гербарные листы с растениями разных видов для проведения лабораторной работы, мультимедийная презентация.
Краткое описание: — урок изучения нового материала, в процессе которого учащиеся учатся самостоятельно извлекать знания в процессе самостоятельной работы. Учитель выступает в роли консультанта.
Ход урока.
I.Организационный момент. Учитель объявляет тему урока. Слайд №1
II.Актуализация знаний.
1.Выполнение заданий устно.
Задание №1.
Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих в нашей местности.
Задание № 2. Слайд №2. Название этого вида животного Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое — к видовому?
Назвите дугой вид животного этого же рода — слайд №3. Медведь белый. Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходста и отличия. Слайды №4,5,
Задание №3. Слайд №6.
2.Работа с раздаточным материалом. Слайд №8. Сообщения учащихся о видахЗаяц -русак и Заяц-беляк.
- Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы? Слайд № 9.
III.Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя.
- Что же такое вид и каковы его критерии? Слайд №10.
- Сравните это определение с тем, что дается в вашем учебнике. пар 39, стр.151
- работа с терминами — ареал,генофонд, популяция — слайд №11.
- История развития взглядов на вид в биологии.
- XVii век — английский ботаник Джон Рей.
- XVIII век — Карл Линней предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии. К.Линней считал, что вид — универсальная, реально существующуя единица живой иатерии, морфологически однородная и неизменная. Все особи вида имеют типичный морфологический облик. Виды неизменны, неизменная природа.
- Ж.Б.Ламарк — виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать большее количество особей, поскольку по словам Ламарка,"в природе нет ничего кроме особей.
- Первая четверть XIX века — Ч.Дарвин отметил, что виды имеют независимую реальность. Вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц. Среди них осноная элементарная единица — популяция. Таким образом понятие вид имеет длительную историю становления в биологической науке. Почему же самые опытные биологи иногда становятся в тупик при определении принадлежности особей к тому или иному виду. Для разрешения этой проблемы были разработаны критерии вида — слайд №12 (запись в тетради).
2.Самостоятельная работа с раздаточным материалом в микрогруппах. См. Поурочные разработки по общей биологии под редакцией О.А.Пепеляевой. М.: ВАКО, 2006. Порезультатм самостоятельной работы заполняется таблица (на листах А4 учителем заранее подготовлены таблицы с пустыми графами) — слайд №13.
3.Формулирование выводов. Слайд №14.
IV.Закрепление. Лабораторная работа по инструктивным карточкам.
"Изучение морфологических особенностей растений различных видов".
(На примере Чины луговой и Чины лесной,Девясила болотного и Девясила лесного и мн.др., что есть в гербарных материалах).
Ход работы.
Домашнее задание. Слайд №15
Цельлабораторной работы:
Файлы: вид. критерии вида..ppt
Размер файла: 109568 байт.