Автор конспекта:
Автор(ы): — Хребтова Ирина Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ ЛСОШ №16, директор, учитель биологии

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

познакомить учащихся с видами корней и с особенностями строения стержневой и мочковатой корневой системой.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемое оборудование: —

1. Натуральная наглядность: проростки фасоли, с развитыми корнями (на каждый стол), гербарии .

2. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.

Краткое описание: —

Урок-исследование.

В ходе изучения новой темы и выполнения лабораторной работы ребята самостоятельно исследуют объект и подводят итоги.


Тема урока "ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ”

Цель: познакомить учащихся с видами корней и с особенностями строения стержневой и мочковатой корневой системой.

Тип урока: урок-исследование.

Задачи:

Образовательные:

 Сформировать у учащихся новые понятия – главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы.

 Разъяснить особенности строения и образования корневых систем.

 Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

Развивающие:

 Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

 Развивать навыки работы с биологическими терминами, практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

 Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

 Развивать творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная:

 Осуществлять сотрудничество в ходе лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

 убедить в необходимости изучения растений.

Методы

1. Словесные: рассказ, объяснение, эвристическая беседа.

2. Наглядные: мультимедийная презентация, технологическая карта урока.

3. Практические: наблюдение, лабораторная работа.

Методические приемы:

1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.

3. Технические: раздача лабораторного материала и оборудования.

Оборудование:

1. Натуральная наглядность: проростки фасоли, с развитыми корнями (на каждый стол), гербарии .

2. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.

Формируемые понятия:

 главный корень,

 боковые корни,

 придаточные корни,

 мочковатая и стержневая корневая системы.

Хронологические рамки урока:

1. Орг. Момент – 1мин.

2. Актуализация – 1 мин.

3. Мотивация – 1 мин.

4. Определение темы – 2 мин.

5. знакомство с темой – 10 мин.

6. Лабораторная работа – 8 мин.

7. Итог урока – 5 мин.

8. Рефлексия – 2 мин.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Ирина Николаевна, я учитель биологии ЛСОШ №16.

РЕБЯТА я надеюсь что наше сотрудничество сегодня будет результативным, и вы поможете мне, а я вам.

На уроке мы будем работать с технологическими картами, которые лежат у вас на парте, подпишите их.

Итак, начнём наш урок

II. Подготовка к восприятию нового материала.

а) Актуализация: Постановка проблемы

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?

б) Мотивация:

Учитель: Как вы думаете, почему завяли маки и незабудки?

Учащиеся: потому что их сорвали и они лишились корней.

Слайд правильно ребята, а вы не задумывались почему мы говорим корни во мн. числе ( посмотрите на экран), сколько корней у дерева.

Учащиеся: Их много….

Учитель: и они чем-то отличаются друг от друга, а чем именно это мы и узнаем сегодня на уроке. Как вы думаете какая тема нашего урока.

Слайд Тема урока: «Виды корней и типы корневых систем».

Подумайте, чтобы вы хотели сегодня изучить, запишите в тех. карту в 1 столбец.

Определение темы

Я буду изучать ________________
________________
________________

попробуй назвать тему урока.

Тема:

На слайде по щелчку задачи урока

Учитель: Ребята сегодня у нас урок-исследование, а мы с вами исследователи и будем исследовать особенности

1. внешнего строения корней

2. образования корневых систем

3. научимся распознавать виды корней и типы корневых систем

У: Я предлагаю подумать, какие вопросы вам интересны или важны в этой теме, что вы хотите узнать. Задание во втором столбике вам поможет. Впишите их в первый столбик.

Учащиеся записывают свои вопросы или цели.

Я хочу узнать: Какие бывают виды корней ?

Что такое корневая система?

Какие бывают корневые системы?

В чём их различие?

Знакомство с темой

Я хочу узнать

1. Рассмотрите рисунок, подпишите виды корней

Виды корней:

1.__________________

2.__________________

3.__________________

У: На этом уроке мы найдем ответы на эти вопросы.

Слайд А ведь корни у каждого растения идут далеко вглубь и вширь. Посмотрите на экран все корешки на рисунке одинаковые, что вы заметили,на что обратили внимание. Как вы думаете все ли корешки одинаково важны?

Слайд Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Слайд (по щелчку) По происхождению корни делят на главный, боковые и придаточные.

Посмотрите на слайд какие бывают виды корней и в тех. карте задание 1, в третьем столбце выпишите под номерами названия корней.

Главный корень — корень, развивающийся из зародышевого корешка.

Придаточные корни — корни, развивающиеся от стеблей, листьев.

Боковые корни — корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях.

Слайд Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы могут входить все виды корней.

Различают 2 типа корневых систем: мочковатую и стержневую.

Посмотрите на рисунках чем они отличаются друг от друга?

В технологической карте подпишите названия типов К.С.

3. Определите тип корневой системы

Тип корневой системы:

_____________________

___________________

Слайд Учитель: Для того чтобы лучше научиться различать типы корневых систем выполним лабораторную работу.

Обратите внимание, чему вы учитесь в ходе лабораторной работы.

Дети выполняют работу в технологической карте.

Лабораторная работа: «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Я учусь

Различать растения со стерж. и мочков. к.с.

сравнивать стержневую и мочковатую корневые системы

Лабораторная работа: "Стержневая и мочковатая корневые системы”.

Задания.

1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?

2. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Найдите растения со стержневой и мочковатой корневыми системами.

3. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении стержневой и мочковатой корневых систем.

_____________________

Растения со стержневой корневой системой

С мочковатой корневой системой

Вывод:

Сходство____________________________________________________

Различия____________________________________________________

У: Давайте посмотрим, насколько верны наши выводы.

Слайд ВЫВОДЫ: Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) .

Слайд Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).

Посмотрите какие задачи вы ставили перед собой в начале лабораторной работы

На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?

Д: Мы научились различать и сравнивать стержневые и мочковатые корневые системы.

Ребята как вы думаете полученные сегодня на уроке знания вам пригодятся в жизни.

IV. Закрепление материала и подведение итогов

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на выявление усвоения изученного материала.

Слайд Ребята, сейчас мы проверим на каком уровне ваши познания сегодня

У: Впишите свои ответы да или нет в технологическую карту. Учащиеся заполняют строки.

Подведем итог

Проверь, что узнал :

верны ли утверждения

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

3. У пшеницы корневая система мочковатая

4. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

5. У мочковатой корневой системы хорошо развит главный корень

6. Придаточные корни образуются только на главном корне.

Да или нет

Слайд по щелчку Проверьте самостоятельно правильно ли вы ответили.

Поднимите руки у кого ………. Умницы, молодцы

Учитель подводит итоги урока:

- Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

— Ребята, мы выполнили задачу урока?
— Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
— Было ли вам интересно?

Ребята, вот и подошёл к концу наш урок, д/з у вас сегодня нет.

Мне не хочется с вами расставаться, потому что вы замечательно сегодня работали и очень мне помогли надеюсь и для вас урок не прошёл бесследно и вы очень много узнали нового.

Оживите смайлик который у вас на обратной стороне 2-го листочка технологической карты.

Отобразите на нём своё настроение, понравился вам урок?

СЛАЙД Ребята посмотрите, а это моё настроение после нашего урока, после общения с вами. Спасибо вам за урок!!!

Рефлексия

Файлы: Урок 32.doc
Размер файла: 50688 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология