Автор конспекта:
Автор(ы): — Петров И.О.

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №4″, г.Великий Новгород, учитель истории и обществознания

Регион: — Новгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Материалы ресурса можно использовать на уроках и дополнительных занятиях по истории в 6,10 классах.

В Москве белокаменной

Кто из старцев начертал сии словеса?

И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим осажден персидскими войсками и персы вместе со скифами идут на нас с боем, тогда несомненно поймем, что то Антихрист». Пусть же Бог миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами пречистой Богоматери и святых чудотворцев и всех святых — преисполнит твое державное царствование! (Филофей)

Москва белокаменная, по словам старцев, есть третий Рим, а четвёртому Риму не бывать! То слово верное – Рим на семи холмах, и Москва на семи холмах, Рим был светом православия светом осиян, и Москва православием просияла. Много в Москве церквей воздвиг славный великий князь, государь Иоанн Васильевич и потомки его. Тут изложены сказания да известия летописные о князьях московских. О каких правителях Москвы сказывается?

Когда к ним пришла весть, что князь великий выехал из города, они тотчас же внезапно подошли к Москве. И пришли в феврале месяце в субботу, накануне воскресенья недели о блудном сыне, в девять часов ночи, и заняли город; и не оказали им сопротивления — никто об этом ничего не знал, кроме их единомышленников, которые отворили им городские ворота. И, войдя в город, они пленили великих княгинь Софию и Марию и разграбили казну великого князя и его матери, захватили и ограбили находившихся там бояр, и других многих, и горожан. (Отрывок посвящён войне между Василием Тёмным и звенигородскими князьями)

В год 6979 (1471) впал князь великий во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским землям нанесли. (Иван III Великий)

Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью, великой княгиней Марфой, и своим дядей, Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом, архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман. (Иван III Великий)

Князь великий всея Руси собрался ехать осенью в свою вотчину на Волок Ламский охотиться. И пришла к великому князю весть с Поля 12 августа, за три дня до Госпожина дня, что к Рязани идут безбожные татары крымские, царь Сап-Гирей и царевич Ислам с большим войском. Князь великий … сразу же послал за братьями своими — за князем Юрием Ивановичем и князем Андреем Ивановичем, и братья его быстро приехали к нему. (Василий III)

А вот ещё сказания о князьях московских. Догадайтеся, о каких князьях повествуется.

Глаголют летописи о сем князе, что носил он повсюду с собой милостыню для нищих и убогих, раздавая её бессчетно, и принял постриг монашеский пред смертию. И позвал он с почтением великим и смирением в град Москву митрополита Алексия. Алексий же чадолюбиво внял молению князя, заботясь о пастве своей, как пастух заботится о своём стаде. И совершил великий князь поход на Тверь, ибо восстали тверичи, не захотели царю дань платить, многих баскаков перебили. Ездил же в Орду, и ярлык на великое княжение получил. (Иван III Великий)

Тот князь был внуком Дмитрия Ивановича, что Донским прозван. Рассорился он со своим племянником из-за пояса золотого, что сорвала с сына его княжна московская Софья Витовтовна. И одолел он в битве своего племянника, и начал княжить на Москве. Но недолгим было княжение его, умер он, а сыновья его не были счастливы – одного ослепили, да в монастырь заключили, другой был отравлен поваром своим, который в курицу мышьяк положил. (Юрий Звенигородский)

Сей князь был весьма крут нравом своим, честных новгородцев ждать заставил милости своей, как простых холопов. Но не помог Новгороду, когда свейский король Магнус походом пошёл на землю новгородскую, дабы заставить латинскую веру принять. Умер он вместе с семьёй своей от жестокого мора. (Симеон Гордый)

Тот князь рано отца лишился, и наставником его был святой митрополит московский Алексий. Поехал святитель Алексий в Орду, чтобы получить ярлык для молодого князя московского. А в Орде царица Тайдулла, мать царя татарского от глазной немочи занемогла. Святитель Алексий исцелил своими молитвами Тайдуллу, в благодарность за то дал митрополиту татарский царь ярлык на великое княжение, и отвёз митрополит ярлык князю московскому, а в память о чуде исцеления Тайдуллы заложен был на Москве монастырь, названный Чудов. Наставлял святитель Алексий князя московского, благословлял желающих ему добра, отлучал от причастия зла ему желающих. И так укрепил власть князя московского. (Дмитрий Донской)

Тот князь был младшим сыном славного князя Александра Ярославича. Получил он в удел город Москву и начал его укреплять, и ширить. Взял он Коломну и Переяславль во владение своё. Правил же боголюбиво и справедливо, и был благословляем церковью за добродетели свои. (Даниил Московский)

Этот князь был опечален тем, что не благословил Бог чадами брак его, задумал развестись с женой своей, прося о дозволении церковном. И рассорился со старцем афонским Максимом Греком, не одобрившим развод княжеский и говорившим, что не записано про то в святых книгах, чтобы с неизменившей женой развестись. За то отправлен был Максим Грек в заточение, князь же развод получил, жену в монастырь постриг, а в жёны взял молодую княжну литовскую. Ради красы её сбрил он свою бороду и усы оставил, как в Литве принято. (Василий III)

А при сём князе пошёл на Русь воитель великий, что землю Азийскую покорил, именем Тимур. Покорил тот Тимур сорок царств, тех, кто возвышал голос свой против него, лютой смертью казнил. Восстал против Тимура царь Тохтамыш, забыв, что дал ему Тимур приют, и кормил его. Победил Тимур Тохтамыша, уничтожил силу его, как трость тонкую обломал, и погиб Тохтамыш. Как того князя звали? (Василий II)

Файлы: Итоговое повторение по истории России за 9 класс.docx
Размер файла: 50440 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология