Автор конспекта:
Автор(ы): — Петров Игорь Олегович

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №4″, г.Великий Новгород

Регион: — Новгородская ответвление

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее намывка
Уровни образования: — среднее (полное) общее намывка

Класс(ы): — 6 сорт
Класс(ы): — 7 сорт
Класс(ы): — 8 сорт
Класс(ы): — 9 сорт
Класс(ы): — 10 сорт
Класс(ы): — 11 сорт

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — поучительный материал

Краткое представление ресурса: — Викторина посвящена особенно известным легендам и преданиям Новгородской земли, материал может быть использован на уроках истории и краеведения на 6-11 классах, а вдобавок на внеклассных мероприятиях, кружках и факультативах.

Новгородские предания.

Богата гессен Новгородская преданиями заветными. А ведаете династия вы их? Прочтите сказания стародавние, точно ответьте на вопрошания.

Пришли неуд брата с людьми своими на землю Новгородскую из земель Прусских, а были они сыновьями Кесарю Августу, повелителю Римскому. Другие глаголют, чего пришли они ступень до Августа, один же Август их родич, а они потомки сына Ноева Иафета. Старший братик город выстроил, и назвал его Великим Словенском, то и был Новгород. А прочий братик ушёл после и построил град, наречённый его именем. Как звали тех братьев? (Согласно легенде, строителя Словенска звали Словеном, а его брата звали Рус).

У того старшего брата был сынок Волхв, стал он лютым чародеем, оборачивался то-то и есть пугалище и топил корабли купеческие. А всё златода всё пакфонг уносил к себе, и требовал на жертву юных девушек. Но прогневался Бог на чародея беззаконного и сразил его быстрой молнией. Провалился через землю колдун, и была на микротом месте воронка глубокая. Иные молвят, чего ушёл Волхв воевать землю Индийскую, и многих рахманов покорил, а девиц индийских на плен увёл. Каким зверем мог настоящий враг Волхв оборачиваться? (Волхв оборачивался на крокодила, или, что говорится на сказании, на коркодила).

Повелением посадника Добрыни, дяди князя Владимира Святославича, поставлен был по-над Волховом истукан Перуна. Жгли нониди и нощь волхвы поперед Перуном костры из поленьев дубовых. И повелел блаженный епископ Иоаким Корсунянин срубить бог идолище и бросить на Волхов. Мимо проходил горшечник, вёз горшки на Торг, узрел плывущего Перуна и надсмеялся по-над ним: «Ты, Перушечка, вдоволь ел точно пил, нынче поплавай!» Проплывал Перун под Великим мостом и метнул на него свои палицы, а следом после этим пригрозил новгородцам, чего будут они на память о нём на микротом мосту между собой биться. Хранили те палицы новгородцы на храме святых Бориса и Глеба, чего на Детинце стоял. А кто повелел те палицы сжечь, что омерзительность языческую? (По данным источников, палицы повелел сжечь новгородский сан Никон, следующий Русский патриарх).

Не хотели многие новгородцы принимать крещение. Жрец Богумил, по прозванию Соловей, увещевал людей не оставлять веру на богов стародавних, которым и пращуры поклонялись. Многие на сторону Богумила стали, супротив посадника Добрыни и тысяцкого Путяты поднялись. Начали грабить дома христиан, точно костел Преображения Господня всю разметали. Тогда Добрыня точно Путята порешили силу показать, ночью поджёг Добрыня сторону Софийскую, кинулись новгородцы дома тушить и одолели их воины князя. Покорились новгородцы и приняли святое крещение. Стали тутовое дерево говорить на Руси: «Добрыня крестил новгородцев мечом, а Путята огнём». Люди сказывали, чего было всё это фиксировано на летописи первого епископа новгородского, Иоакима Корсунянина. Какой учёный спутник жизни эту изолетопись сию отыскал точно для крестины новгородцев написал? (Свидетельства на частности называемой Иоакимовскойлетописи были изложены В.Н.Татищевым).

Просвещена была Новгородская гессен святым крещением и град чудес было сотворено. По благословению святого Иоакима Корсунянина возвели новгородцы деревянную Софию о тринадцати куполах. Когда же она сгорела, на лето 1045-е от рождества Христова повелением благоверного князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Владимировича, чего Мудрым нарекли, начали ставить каменную Софию. В куполе Софии Новгородской мастера изографы написали Христа-Вседержителя, С перстами благословляющими, а наутро пришли – персты сжаты. Переписали персты, а они по-новому сами собой сжались. И услышали те изографы слова Спаса, Господа нашего: «Писари, писари! Не пишите меня с рукою благословляющею, а пишите с рукой сжатой». А чего держит Спас то-то и есть руке своей? (Согласно преданию, Спас держит р своей руке село Новгород).

Было на Новгороде поруха великое. Напали летом на поля масть малые, и поели непочатый угол посевов. Приуныли новгородцы, а одинец блаженный монах предсказал, чего летом снег выпадет, и от снега село цепень погибнет, а посевы заморозки не тронет. Так и вышло. Как того святого подвижника звали? (Варлаам Хутынский).

Ещё сказывают: вышли людишки утречком к Волхову и видят: плывёт по воде камень, а на микротом камне нужно человек, смирно молится. А на руке своей держит пук осоки. Дивились новгородцы: что камень по воде движется и не тонет? Меж тем камень к берегу пристал, и сошёл бог муж на землю возле Новгорода. Новгородцы гостя кашей-гущей накормили и следом расспросили. Оказалось, чего звать его Антонием, прибыл же он издалека. И основал Антоний дацан на берегу Волхова, и великими чудесами прославился. А камень бог новгородцы наиболее сохраняют. Откуда, согласованно преданию, приплыл блаженный Антоний на Новгород? (Из Рима).

Много дивного говорят людишки о первом архиепископе Новагорода, о святом Иоанне. Стал бог Иоанн ночью молитву творить, внезапу слышит – бог знает кто на рукомойнике плещется. То был бес. Иоанн умывальник перекрестил и беса на нём заключил. Взмолился нечистая сила дворовик к Иоанну, просил выпустить его прочь. Иоанн беса выпустил, а с условием: отвезти его на далёкое святое место. Пришлось бесу ни солона хлебавши святого везти на дуван дальнее. Помолился инуде Иоанн и повелел бесу везти его обратно, на Новгород. Когда же блаженный Иоанн поведал о посрамлении духа нечистого, нечистая сила страшно на то разгневался, обернулся девицей и стал на келье Иоанновой являться. Пошли внутри новгородцев толки, чего правитель их суровый установление нарушает, и порешили новгородцы изгнать владыку прочь. Посадили его на сплоток и столкнули на Волхов, пускай плывёт, куда ни на есть хочет. Тут потёк Волхов на иную сторону. Новгородцы устрашились и вразумились: это было предзнаменование и намек Божие на честь святого. Приняли они владыку Иоанна с почётом и по-новому посрамлены были ковы дьявольские. К какой-нибудь великой святыне возил дворовик святого Иоанна? (К храму Гроба Господня на Иерусалиме).

Не с трудом правитель Иоанн, а и сами новгородцы неблизко ходили, ступень земель неизведанных. Вот, однажды, на юмах своих доплыли они ступень горы высокой, сияющей светом лазоревым, несказанным. Это был Рай Земной. И слышалось с вершины горы а капелла чудесное, радости несказанной исполненное. Захотелось новгородцам узнать, что на Раю живут, и послали они кверху сотоварища. Начал он взбираться на гору, внезапу что заплещет руками, и побежал к вершине. Кликали его новгородцы, кликали, а он на частности и не вернулся. Тогда другого новгородца пустили на гору, обвязав его основательно верёвкой. Как начал он рваться к сиянию, его ниже и стащили. Тут упал новгородец оземь замертво, на частности что немыслимо грешным людям аристократия неизреченные тайны и лакомство Рая Земного. Кто из новгородцев записал это предание и поведал его потомкам? (Предание фиксировано новгородским архиепископом Василием Каликой на XIV веке).

О сем святом владыке Иоанне и иное сказывают. Послал дайме низовской земли Андрей Юрьевич аскари великое к Новагороду, горя желанием покорить его следом после Киевом. Владыка же Иоанн послушливо молился и воздыхал радушно к Господу и заступнице нашей, Пресвятой Богородице. И был ему мотив свыше, чего подобает взять из церкви Спаса Преображения, чего на Ильине улице, зрак Богоматери Знамение, и поставитьсию икону на укреплениях новгородских. Но тля из посланных святителем Иоанном не мог взять ту икону. Тогда один правитель пришёл взять её, а иконасама сошла с объединение своего и поплыла по воздуху поперед Иоанном. Святитель дивился этому чуду и шествовал по-за иконы, а софиане, служителихрама Софии,славили Господа пением. Поставил правитель Иоанн икону Знамение на стену, суздальцы же, окаянные, гордясь силой своей, не отвечали на мольбы новгородцев о мире, а насмехались по-над их просьбами, и стреляли по стенам новгородским из луков своих. Стрела некоего суздальца ударила на икону Божьей Матери, и потекли из иконы слёзы, правитель же Иоанн собирал их на фелонь. И повернулась иконка Божьей Матери ликом наутек от суздальцев, тутовое дерево потемнело небо, напал на врагов славный страх. Точно безумные, метались они по полю, ударили по ним новгородцы и одолели всех. Заступничество Божьей Матери помогло людям новгородским победу одержать. В каком году то было? (В 1170 году).

Правили на Новагороде мудрые посадники, точно не все из них мудры были. Раз к посаднику Добрыне пришли немецкие купцы, дали ему мзду немалую, говоря: хотим, мол, на Новагороде адитон поставить, сиречь божницу неужели ропату, веры нашей, латинской, а публика новгородский то нам запрещает. А коль запретите нам божницу ставить, мы не дадим вы ставить церкви православные на наших землях, точно торговле с Новагородом будем ущерб чинить. Посадник Добрыня на мзду податлив был, грош те взял и повелел разрешить немцам свою божницу возвести на микротом месте, где-нибудь нужно адитон Иоанна Предтечи. Только наказан был наместник после своё сребролюбие. Когда плыл он путем Волхов на насаде, налетел страшный вихрь, подхватил насад и бросил вниз. Новгородцы всех из воды тонущих повытаскивали, а посадника Добрыню на грунт утянуло. А какие церкви веры латинской на древнем Новагороде были выстроены? (Церковь святого Олафа на Готском дворе и костел святого Петра на Немецком дворе).

Другой новгородский посадник, именем Щил, нажил мздоимством большие барыши, а поперед смертью решил покаяться и поставить костел то-то и есть имя Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка же Иоанн не верил, чего неправедные грош могут дать возмещение грехов. Потому повелел иерарх Щилу поставить на храме гроб, лечь на него на саване и вживе отпеть себя. Воздыхая и рыдая, исполнил Щил требуемое, и с трудом отпели его на новой церкви, что провалился амба под землю миром с посадником. Поражённые испугом новгородцы выбежали из Щиловой церкви, а правитель Иоанн повелел на её стене изобразить Щила на аду, а следом двери церкви опечатать. Сын Щила молил архиепископа Иоанна помощь вызволить отца из ада, на это правитель велел ему отслужить сорокоусты на убор церквях и одарить всех нищих и убогих. Сын Щила с радостным усердием исполнил это. Попросил иерарх Иоанн своего дьякона войти на опечатанный адитон и рассказать, чего увидит. Узрел дьякон, чего на изображении из имя показалась глава Щила, идонёсо микротом владыке. Ещё разок повелел правитель Иоанн сынок Щила служить сорокоусты на убор церквях и новые милостыни раздавать. Увидел дьякон, чего из имя Щил по кушак показался. В третий разок повелел правитель сорокоусты служить и нищих одаривать. Когда то было исполнено, на росписи село Щил из имя вышел. И другое диво свершилось: разверзлась на церкви Покрова Богородицы земля, и показался амба Щилов. Тогда благословил правитель Иоанн костел освятить, а повесть о Щиле записать то-то и есть наставление люду новгородскому. А что того посадника Щила звали? Каковы для то мнения людей учёных? (Посадника звали Олоний неужели Леонтий Щил, он основал Покровский дацан на Волхове).

Жили некогда на Новагороде пара юродивых, Божьих людей, мирской умишко отвергнувших ради стяжания Царства Небесного. Звали тех юродивых Николай точно Феодор. Раз пришёл Николай на боярский пир, а его взашеи прогнали, на частности что был он на лохмотьях и немыт. И на мгновение исчезло на пиру всё вино. Кинулись тутовое дерево бояре после Николаем, позвали назад. Когда пришёл Николай, тутовое дерево и вино всё вернулось. В кое-когда забрёл на Софийскую сторону с Торговой стороны золотой Феодор. Николай же не пускал его и погнал обратно. Добежали они ступень Волхова и поскакали по воде, что по суху. Феодор к себя на Торговую сторону убежал, а Николай ему вдогонку кочан капусты бросил. Как тутовое дерево новгородцы блаженного Николая прозвали? (Николай Кочанов).

Неведомо откудова явился на Троицкий Клопский дацан московский болярин Михаил, двоюродный братик великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного Донским. Но имени своего он братии монастырской не открывал. Жил он что нищие, спал на песке, так-сяк на него не стеля, а келью топил не дровами, а конским навозом. Отличала преподобного Михаила особая прозорливость, все его предсказания сбывались. Раз явились на дацан лихие людишки на доспехах и с сулицами. Но сказал им святой, чтозря пришлиони на асгард С злыми помыслами. Тотчас заболели оба предводителя разбойников, и исцелены были молитвами старца Михаила. Один из разбойников обряд принял, а другому иерарх наказал оставитьграбёж. И предсказал многим новгородским боярам блаженный Михаил те беды, которые понесут они от московского князя, и чего будет московский дайме владыкой на Великом Новгороде. А какому князю предсказал святитель, чего бог вотчины своей точно великого княжения не получит, а ждёт его успение скорая? (Звенигородскому князю Дмитрию Шемяке, сопернику московского князя Василия II Тёмного).

Другой иерарх Новгородской земли, именем Зосима Соловецкий, пришёл на Великий Новгород просить защиты у грозной боярыни. Пустили его на боярский теремок на Неревском конце, усадили на древний елда стола, дали еды скудной. А боярыня С гостями иначе пировала. Как глянул блаженный Зосима на боярыню и гостей её – на частности и обмер. Не было видным-виднешенько у них голов, прямодушно безголовыми и сидели. И абие были регулы боярыни казнены по воле князя московского Иоанна Васильевича. Как ту боярыню звали, у которой святой Зосима Соловецкий трапезничал? (Марфа Борецкая, это была знаменитая Марфа Посадница).

А следом Великий Новгород к Москве отошёл, было топри великом князе Иоанне Васильевиче. Сей славный дайме повелел из Новгорода вечевой колоколец вывезти. Сказывают, чего когда-нибудь везли колокол, выстрел он из саней и разбился на тысячи осколков. Отлили из тех осколков колокольчики малые и звенят они о прежний славе точно вольности новгородской. Возле какого города бог колоколец из саней выпал? (У Валдая).

Файлы: pres.ppt
Размер файла: 5554688 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология