Автор конспекта:
Автор(ы): — Дементьева и.В.
Место работы, должность: —
ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Воротнее
Регион: — Самарская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Цель урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
- совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;
- формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
- прививать интерес к предмету.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- расширять кругозор детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
- Портрет А. С. Пушкина;
- Выставка книг А. С. Пушкина.
- Рисунки детейпо сказкам А. С. Пушкина
Цель урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
- совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;
- формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
- прививать интерес к предмету.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- расширять кругозор детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
- Портрет А. С. Пушкина;
- Выставка книг А. С. Пушкина.
- Рисунки детейпо сказкам А. С. Пушкина
Ход урока
I. Организация детей на занятие.Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Ребята, мы с вами на уроках чтения познакомились со сказками А. С. Пушкина Сегодня у нас литературная викторина по сказкам. Мы узнаем , что нового вы узнали и чему научились?
II. Актуализация опорных знаний учащихся.Беседа об авторе.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.
Когда и где родился А. С. Пушкин? (Слайд 3)
- В Москве, 6 июня 1799 год
Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?
- Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.
Кто учил его писать по-русски?
- (Писать по-русски учила его бабушка)
Кто ему рассказывал сказки?
- (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
Учитель:Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их: (Слайд 4)
- "Сказка о рыбаке и рыбке"
- "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
- "Сказка о царе Салтане:"
- "Сказка о попе и его работнике Балде"
- "Сказка о золотом петушке"
- «Жених»
- «Сказка о медведихе»
Викторина по сказкам
Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке" (Слайд 5-6)
1. Сколько раз старик закидывал невод в море? Три раза
2. С чем пришел невод в первый раз? С одной тиной
3. С чем пришел невод во второй раз? С травой морскою
4. С чем пришел невод в третий раз? С золотой рыбкой
5. За что была наказана старуха? За жадность
6. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
7. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
8. Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
9. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани
Вопросы к "Сказке о царе Салтане" (Слайд 7-8)
1. Что три девицы под окном делали поздно вечерком ?Пряли
2. Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?Две
3. Какой титул был у Гвидона?Князь
4. Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон?В один аршин 71.12 см
5. Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?Острова Буяна
6. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?На восток
7. Что «под косой блестит» у царевны Лебедь?Месяц
8. Что выстроил для своей белки князь Гвидон?Хрустальный дом
Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"( Слайд 9-10)
1. Где поп повстречал своего будущего работника Балду? На базаре
2. Какую Кашу любил Балда? Полбу
3. За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
4. За сколько человек ел Балда? За четверых
5. За сколько человек работал Балда? За семерых
6. За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
7. Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
8. На чем спал Балда в поповом доме? На соломе
Физкультминутка для глаз. (Слайд 11)
Белочка любила делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
Вопросы к "Сказке о золотом петушке" (Слайд 12-13)
1. Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина? Золотой петушок
2. Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке"? Два
3. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? Мудрец
4. Назовите профессию мудреца? Звездочет
5. В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле? Сторожа
6. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
7. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" (слайд 14)
1. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? 140
2. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
3. Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
4. У семи богатырей из сказки была собака. А какая у неё была кличка? Соколко
Обобщающие вопросы по сказкам Узнай сказку по её началу? (Слайд 15)
1. "Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".
Из "Сказки о царе Салтане"
2. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон, смолоду был грозен он…
«Сказка о золотом петушке»
3. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.
И царица у окна села ждать его одна…
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
«Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Физкультминутка (Слайд 16)
Изобразите:
— Волны на море
— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Конкурсы-задания "По страницам прочитанных книг"
Задание 1. "Угадайте сказку по иллюстрации" (Слайд 17-18)
Задание2. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?" (Слайд 19-20)
1. — Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить!(Балда)
2. Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно!(Молодая царевна)
3. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене.(Третья сестрица)
4. Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу!(Мудрец)
Задание 3. "Узнайте сказку": (Слайд 21)
Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.
Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
Шатер, звездочет, петушок.
Князь, муха, остров, царь, лебедь.
"Сказка о золотом петушке"
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
"Сказка о царе Салтане:"
"Сказка о рыбаке и рыбке"
—
Задание 4. "Соотнеси предметы с названием сказки" (Слайд 22)
Задание 5. Какими словами заканчиваются сказки?
1. «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил.
2. «Сказка о Золотом петушке»? Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
3. «Сказка о рыбаке и рыбке»? На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде»? А Балда приговаривал с укоризной: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Задание 6. Письменная работа с карточками.
Подведение итогов урока.
Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?
Учитель:В сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! -
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Карточки для учащихся (работа по вариантам)
I вариант.
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. ________________________
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!_____________________
2. Продолжить строчки:
"Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, — ______________________________________________________________
3. Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?
__________________________________________________________________________________
4. Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"?
___________________________________________________________________________________
5. Какие просьбы старика исполнила рыбка? _____________________________________________
II вариант.
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть. __________________________________
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она. ___________________________________
2. Продолжить строчки:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой____________________________
3. За какую плату согласился работать Балда? ___________________________________
4. Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел опасность?
______________________________________________________________________________
5. С какими словами обращалась к зеркальцу царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"? ___________________________________________________________________
Файлы: Викторина по сказкам Пушкина 3 класс.pptx
Размер файла: 10015069 байт.