Автор конспекта:
Автор(ы): — Амирова Наталья Васильевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6 с.Каменка Красноармейского района Саратовской области» учитель математики
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
· способствовать расширению знаний обучающихся о деятельности русских ученых и изобретателей
· воспитывать уважение к развитию отечественной научной мысли;
· воспитывать чувство гордости за свою Родину;
· учить работать с дополнительными источниками информации;
· формировать чувства солидарности и здорового соперничества.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 42
Используемые учебники и учебные пособия: —
1.Арифметика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2003.
Используемая методическая литература: —
1.Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. «М.В.Ломоносов — великий русский ученый». – М.: Педагогика,1986.
2.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Физика / сост., худож. А.А. Леонович; Под общ.ред. О.Г.Хинн. – М.:ТКО «АСТ», 1996.
3.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Математика / сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова: Под общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кандашук, А.Е. Шабельник. – М.:ТКО «АСТ», 1996.
Используемое оборудование: —
Портрет М.В.Ломоносова; карточки с указанием очков( 100, 200, 300, 400, 500), которые затем раздаются правильно ответившим участникам (очки повышаются по мере усложнения ответа); плакаты с вопросами викторины, задачами из «Арифметики» Л.Магницкого, которые заранее вывешиваются в кабинете или на доске информации.
Краткое описание: — Конкурсная программа,состоящая из 6-ти блоков разноуровнего содержания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 села Каменка
Красноармейского района Саратовской области»
ВИКТОРИНА ЗНАНИЙ,
ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА
Выполнил:
учитель математики
Амирова Н.В.
2011– 2012 учебный год
ЦЕЛИ:
· познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова
· способствовать расширению знаний обучающихся о деятельности русских ученых и изобретателей;
· развивать навыки логического мышления, познавательный интерес, интеллект обучающихся;
· воспитывать уважение к развитию отечественной научной мысли;
· воспитывать чувство гордости за свою Родину;
· учить работать с дополнительными источниками информации;
· формировать чувства солидарности и здорового соперничества.
Оформление: портрет М.В.Ломоносова; карточки с указанием очков( 100, 200, 300, 400, 500), которые затем раздаются правильно ответившим участникам (очки повышаются по мере усложнения ответа); плакаты с вопросами викторины, задачами из «Арифметики» Л.Магницкого, которые заранее вывешиваются в кабинете или на доске информации.
Время и место проведения: мероприятие проводится в актовом зале в период проведения недели естественно – математического направления.
У Ч Е Н Ы Е
1. Имя этого ученого известно всему миру. Выходец из рыбацкой семьи, он за свои заслуги перед наукой был возведен в дворянское достоинство и ему присвоено звание профессора – академика. / Михаил Васильевич Ломоносов)
2. Он был организатором и первым директором Главной палаты мер весов, ему принадлежат многие открытия. По легенде открытие этого ученого приснилось ему во сне. Благодаря этому удивительному сну, все элементы наконец-то обрели свое место, а пустые клеточки таблицы постепенно заполняются.
/ Дмитрий Иванович Менделеев/
3. Русская женщина-ученый, ставшая директором Академии наук, издавшая первое издание сочинений Ломоносова. Создатель первого русского словаря. / Екатерина Романовна Дашкова /
4. Этот русский ученый выдвигает теорию ракетного движения, сам проводит эксперименты с ракетами на жидком топливе.
/ Константин Эдуардович Циолковский/
5. Эта русская женщина – математик получила ученую степень доктора в Геттингенском университете, стала первой женщиной – профессором Стокгольмского университета, получила премию Бурдена – высшую награду французской Академии наук. Ее труды пользовались всеобщим признанием. Но она так и не получила научную должность ни в Германии, ни во Франции. Только потому, что она – женщина.
/ Софья Васильевна Ковалевская/
У Ч Е Б Н Ы Е З А В Е Д Е Н И Я
1. Назовите первое высшее учебное заведение Московской Руси, в котором получил свое образование М.В.Ломоносов. /Славяно-греко-латинская академия/
2. В составе этого учебного заведения действовали обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. О каком учебном заведении идет речь? / Академия наук/
3. Это учебное заведение было открыто специально для девушек дворянского происхождения. Назовите его.
/Смольный институт благородных девиц/
4. Московский университет изначально отличался от зарубежных. Он имел три факультета: юридический, медицинский, философский. В чем же отличие? /Не имел богословского факультета/
5. В 1757 году появилось еще одно учебное заведение, которое стало Центром художественного обучения. Назовите его.
/ Академия художеств/
И З О Б Р Е Т А Т Е Л И
1. Итальянский ученый Г. Маркони и русский ученый А. Попов одновременно изобрели… Что именно? / радио /
2. В. Федоров, а затем В. Дегтярев создали это новое оружие. А кто изобрел современный тип этого оружия? /Калашников, автомат/
3. Г.Р. Державин назвал этого изобретателя « Архимедом наших дней». / Иван Петрович Кулибин /
4. Во многих странах были свои изобретатели двигателя. Кто в России впервые разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия и паровую машину? /Иван Иванович Ползунов/
5. Электронные лампы, которые изобрел этот русский изобретатель, стали гореть в крупнейшем магазине Франции «Лувр», на набережной Темзы в Лондоне. Как звали этого изобретателя?
/ П.Н. Яблочков/
Н А У К А
1. Известный биолог – Владимир Иванович Вернадский одним словом назвал наружную оболочку Земли, область распространения жизни. Назовите это слово. / Биосфера /
2. Этот ученый исследовал теплотворную способность топлива, гидратную теорию растворов, энергетические уровни в атоме. В какой науке этот ученый делал открытия? / Химия – Менделеев /
3. Какую награду получил биолог Иван Петрович Павлов за работы по изучению пищеварения? / Нобелевскую премию /
4. Труд этого ученого «История Российская» стал первым опытом научного освещения истории нашей страны. /Василий Николаевич Татищев/
5. Какая отрасль биологии получила развитие благодаря деятельности таких ученых как Николай Иванович Вавилов и Иван Владимирович Мичурин? / Генетика, селекция /
О Т К Р Ы Т И Я , И З О Б Р Е Т Е Н И Я
1. Ломоносов не только делал великие открытия, но и построил фабрику… Что выпускала эта фабрика? /Цветные стекла для изготовления мозаичных картин/
2. Открытие нейтрона советским физиком Дмитрием Дмитриевичем Иваненко позволило по-новому взглянуть на устройство… Чего? /Ядра атома/
3. Ломоносов впервые создал модель этого изобретения, а Игорь Сикорский впервые изготовил это в натуральную величину, используя винт, ротор, пропеллер, и провел первые испытания. О каком изобретении идет речь? /Вертолет/
4. Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский. Что изучали эти три великих русских физиолога? / Центральную нервную систему /
5. Ученый, Нобелевский лауреат – Илья Ильич Мечников, сделав свое открытие, написал: « Обнаружив чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают». Как он назвал их? /Лейкоциты-клетки крови с хорошо развитыми ядрами/
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
( 1711 — 1765 гг.)
Детские годы.
Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился 8 ноября 1711 года в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.
Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVIвеку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего ученого – Василий Дорофеевич и мать – Елизавета Ивановна (урожденная Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремление юноши.
В девятилетнем возрасте Михаил лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.
Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Ему были хорошо известны и другие промысла Поморья: ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя- тюленя, моржа, морского зайца.
Все виденное мальчиком вызывало необычайную в ребенке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал те немногие книги, которые смог достать.
Большую роль в жизни Михаила сыграл местный дьяк Семен Никитич Сабельников, именно он обучил мальчика читать и писать. Особенно большое влияние оказало на него чтение «Арифметики» Магницкого .Эта книга не была похожа на современные учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т.д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен.
Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из дома.
Путь в науку.
Зимой 1730 года он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико – навигацкой школе, именно в ней он решил получить образование. Здесь обучали многим наукам – грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии, но в курс бучения этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Изучить этот язык он мог только в Славяно- греко- латинской академии. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследст-вии: «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, — « смотри – де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться», — Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
В 1735 году Михайло Ломоносов и еще одиннадцать тщательно отобранных учеников были направлены в Петербургскую Академию – высшее учебное заведение страны. М .В.Ломоносов с первых дней пребывания в академии проявил огромный интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспери-ментальную физику. Наряду с занятиями естественными науками будущий ученый совершенствовался в российском стихосложении. Серьезное отношение Ломоносова к наукам выделяло его из общей массы. Прошло всего два месяца, и Ломоносов узнал, что несколько его товарищей будут отправлены за границу для обучения химии и горному делу.
В 1736 году в числе лучших двенадцати учеников был отправлен за границу, где обучался в течение почти 5 лет в Марбургском университете. Он изучал физику, химию, математику и геологию, иностранные языки и литературу. Ректор университета, господин Христиан Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделял его из других студентов. В одном из писем он пишет: «У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы научиться многому, выказывая большую охоту и желание». Жизнь русских студентов постоянно осложнялась из-за нерегулярной пересылки денег на их содержание и обучение. В Марбурге Ломоносов начал комплектовать библиоте-ку. Обращает на себя внимание разнообразие его интересов. Это книги по физике, химии, медицине, почти все труды Вольфа, сочинения античных авторов, художественная литература, иностранные словари и т.д.
Начало творческого пути.
После возвращения в Петербург М.В.Ломоносов столкнулся с неожиданной проблемой: всеми делами вершил И.Д.Шумахер – правитель Академической канцелярии, у которого не нашлось достойной должности для Ломоносова, он по-прежнему числился студентом без жалованья. В конце концов он был назначен адьюнктом физического класса. Это позволяло ему вместе с другими профессора-ми заниматься научной деятельностью.
С каждым годом росла творческая активность Ломоносова. Он написал множество научных трудов в области химии, физики, астрономии. Ему было присвоено звание профессора химии. Именно Ломоносов добился, чтобы при Академии была построена химическая лаборатория.
Деятельность ученого, профессора, педагога.
Звание профессора повысило авторитет Ломоносова и позволило ему шире развернуть многогранную научную, просветительскую и педагогическую деятельность. С большим увлечением Ломоносов работает над «Российской историей», «Российской грамматикой», пишет оды, трагедии, стихотворения. Рецензирует книги и рукописи, которые поступают в Академию наук.
Работая в химической лаборатории над вопросами технологии силикатов, Ломоносов достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стекол. Результаты своих исследований он стремился воплотить в жизнь. В начале 50-х гг. Ломоносов начал новое дело – построил фабрику цветных стекол, создал художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. Кроме того, он мечтал производить наиболее ценные виды изделий стекольной промышлен-ности не только для нужд российских, но и развернуть экспорт этой продукции.
Ученый смело проводил опыты, подчас рискуя жизнью. Однажды он с профессором Г.В.Рихманом исследовал электрический разряд во время грозы. Ученые экспериментировали с помощью незаземленной электроизмерительной особой установки, так называемой громовой машины. Целью их исследований было изучение атмосферного электричества. Молния убила Рихмана и случайно миновала Ломоносова. Ученый тяжело переживал смерть друга и коллеги. Но это трагическое событие не поколебало решимости ученого продолжать научные изыскания. Основываясь на своих наблюдениях, Ломоносов сделал важное для того времени открытие – электрические разряды в атмосфере существуют и в отсутствии грозовых явлений.
С помощью атомно – молекулярной теории строения вещества Ломоносов убедительно раскрыл природу твердых тел, природы теплоты и холода, разра-ботал теорию упругости газов. Изменение состояния вещества объяснялось Ломо-носовым движением составляющих его частиц. Данные исследования легли в основу современной кинетической теории газов.
Ломоносов вместе с академиком И.А.Брауном, проведя серию опытов по замораживанию ртути с помощью охлаждающих смесей, получили очень низкие температуры до – 56 С. Ртуть превратилась в твердое вещество, которое можно было ковать и рубить. Открытие замерзания ртути произвели сенсацию в научном мире. Опыты русских ученых поставили перед наукой ряд важных вопросов, связанных с определением низких температур, с тщательной разработкой мето –дики в проведении таких исследований и с созданием нового типа термометров.
Проводя исследования в области физики, Ломоносов создавал приборы экспе-риментальной техники, такие как универсальный барометр, предназначенный для проверки теории отливов и приливов; гравиметр – для определения силы тяжести, который в более совершенном виде появился лишь в начале XXвека.
Ломоносов впервые в истории дал достаточно полное и верное определение химии как науки, хотя в то время химию было принято считать искусством. Он правильно понял задачи химии, рассматривая ее как науку «об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное». Провозглашая химию наукой, ученый ввел термин «физическая химия».
В 1761 году Ломоносов, как и многие ученые мира, наблюдал удивительное аст-рономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Однако из всех ученых мира, наблюдавших это явление, только Ломоносов заметил ободок («пупырь») вокруг диска Венеры и сделал правильный вывод о наличии атмосферы вокруг планеты. Это явление получило название «явление Ломоно-сова».
За свою жизнь он сделал много открытий, наблюдений и изобретений. Он открыл закон сохранения материи и движения. М.В.Ломоносов обосновывает свое учение о строении вещества. Писал о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (в XIXвеке корпускулами назвали молекулы), изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений. По своей схеме он изготовил телескоп-рефлектор с наклонным главным зеркалом (зеркальный телескоп ). Эта схема телескопа носит название Ломоносова – Гершеля.
Сохранившиеся различные документы свидетельствуют о постоянном внимании ученого к усовершенствованию методов исследований. Бывший помор, совершивший многие опасные морские плавания, хорошо знал трудности отважных путешественников. Поэтому он стремился помочь мореплавателям в их нелегко деле, изобретая необходимые приборы и инструменты. Он решает проблему усовершенствования ориентировки на море посредством астрономи-ческих наблюдений; создает оригинальную конструкцию нового инструмента с искусственным горизонтом; применяет принцип использования карданного под-веса; предлагает заменить стеклянные зеркала металлическими и т.д.
Изучая развитие Земли, ученый показал, что история нашей планеты представ-ляет собой непрерывный процесс эволюции, где существуют качественно различ-ные ступени. Он уделял огромное внимание таким процессам, как горо-образование и гороразрушение, породообразование и породоразрушение и т.д. Изучал причины землетрясений, наблюдал, какие изменения на земной поверхности происходят благодаря сильным ветрам, дождям, пожарам, наводнениям, прибоям, вулканам и т.д.
Внимание Ломоносова привлекала кристаллография – наука о строении, физи-ческих свойствах и образовании кристаллов. Еще на Севере он наблюдал процесс кристаллизации поваренной соли при ее выварке. Он сформулировал закон пос-тоянства углов кристаллов для различных кристаллических веществ.
Велика роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка. Он придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Считал, что культура каждого народа должна разви-ваться на основе своего национального языка. В 1746 г. впервые прочитал публичную лекцию на русском языке по экспериментальной физике.
Более двадцати лет своей жизни он посвятил педагогической деятельности. Очень серьезно ученый относился к подготовке лекций, будь то физика, химия или стихосложение. Благодаря педагогическим стараниям Ломоносова все боль-ше «природных россиян» появилось в Академии наук. Из стен университета выш-ли выдающиеся ученые.
В 1751 году за свои заслуги Ломоносов был возведен в дворянское достоинство.
В последние десять лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убежденные просветитель. Много сил отдал Ломоносов созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 года Московский университет был открыт.
За свои научные достижения Ломоносов был избран почетным членом Швед-ской и Болонской академий.
В марте 1765 года Ломоносов простудился и 4 апреля скончался.
Дело ученого не погибло. Через века звучит его призыв:
«О вы, которых ожидает Дерзайте ныне ободрены
Отечество из недр своих Раченье ваше показать,
И видеть таковых желает, Что может собственных Платонов
Каких зовет из стран чужих, И быстрых разумом Невтонов
О, ваши дни благословенны! Российская земля рождать».
ОБРАЗЦЫ ЗАДАЧ Л.Ф.МАГНИЦКОГО
( на протяжении полувека, до середины XVIII столетия, «Арифметика» Леонтия Филипповича служила учебником для учащихся)
« И желаем, да будет сей труд
Добре пользовать русский весь люд».
Задача 1.
Спросил некто у учителя: скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил: если придет учеников еще столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда у меня учеников будет 100.Спрашивается, сколько было у учителя учеников.
Задача 2.
Некий человек нанял работника на год, обещав ему дати 12 рублев и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчет 5 рублев и кафтан, и ведательно есть, коликие цены оный кафтан был.
Задача 3.
Найти число, которое при делении на 2 дает в остатке 1, при делении на 3 дает в остатке 2, при делении на 4дает в остатке 3, при делении на 5 дает в остатке 4.
Задача 4.
Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дав 49 рублев 20 алтын. За старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, колико старых и молодых баранов купил он.
( 1 алтын = 3 копейкам, 1 деньга = половине копейки)
Задача 5.
Если человек выпьет кадь (кадку) пития в 14 дней, а со женою в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особно (одна) выпьет тое же кадь.
ИТОГ: подведение итогов и награждение победителей.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Арифметика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2003
2.Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. «М.В.Ломоносов — великий русский ученый». – М.: Педагогика,1986.
3.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Физика / сост., худож. А.А. Леонович; Под общ.ред. О.Г.Хинн. – М.:ТКО «АСТ», 1996.
4.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Математика / сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова: Под общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кандашук, А.Е. Шабельник. – М.:ТКО «АСТ», 1996.