Автор конспекта:
Автор(ы): — Амирова Наталья Васильевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6 с.Каменка Красноармейского района Саратовской области» учитель математики

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

· способствовать расширению знаний обучающихся о деятельности русских ученых и изобретателей

· воспитывать уважение к развитию отечественной научной мысли;

· воспитывать чувство гордости за свою Родину;

· учить работать с дополнительными источниками информации;

· формировать чувства солидарности и здорового соперничества.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 42

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Арифметика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2003.

Используемая методическая литература: —

1.Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. «М.В.Ломоносов — великий русский ученый». – М.: Педагогика,1986.

2.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Физика / сост., худож. А.А. Леонович; Под общ.ред. О.Г.Хинн. – М.:ТКО «АСТ», 1996.

3.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Математика / сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова: Под общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кандашук, А.Е. Шабельник. – М.:ТКО «АСТ», 1996.

Используемое оборудование: —

Портрет М.В.Ломоносова; карточки с указанием очков( 100, 200, 300, 400, 500), которые затем раздаются правильно ответившим участникам (очки повышаются по мере усложнения ответа); плакаты с вопросами викторины, задачами из «Арифметики» Л.Магницкого, которые заранее вывешиваются в кабинете или на доске информации.

Краткое описание: — Конкурсная программа,состоящая из 6-ти блоков разноуровнего содержания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 села Каменка

Красноармейского района Саратовской области»

ВИКТОРИНА ЗНАНИЙ,

ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА

Выполнил:

учитель математики

Амирова Н.В.

2011– 2012 учебный год

ЦЕЛИ:

· познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова

· способствовать расширению знаний обучающихся о деятельности русских ученых и изобретателей;

· развивать навыки логического мышления, познавательный интерес, интеллект обучающихся;

· воспитывать уважение к развитию отечественной научной мысли;

· воспитывать чувство гордости за свою Родину;

· учить работать с дополнительными источниками информации;

· формировать чувства солидарности и здорового соперничества.

Оформление: портрет М.В.Ломоносова; карточки с указанием очков( 100, 200, 300, 400, 500), которые затем раздаются правильно ответившим участникам (очки повышаются по мере усложнения ответа); плакаты с вопросами викторины, задачами из «Арифметики» Л.Магницкого, которые заранее вывешиваются в кабинете или на доске информации.

Время и место проведения: мероприятие проводится в актовом зале в период проведения недели естественно – математического направления.

У Ч Е Н Ы Е

1. Имя этого ученого известно всему миру. Выходец из рыбацкой семьи, он за свои заслуги перед наукой был возведен в дворянское достоинство и ему присвоено звание профессора – академика. / Михаил Васильевич Ломоносов)

2. Он был организатором и первым директором Главной палаты мер весов, ему принадлежат многие открытия. По легенде открытие этого ученого приснилось ему во сне. Благодаря этому удивительному сну, все элементы наконец-то обрели свое место, а пустые клеточки таблицы постепенно заполняются.

/ Дмитрий Иванович Менделеев/

3. Русская женщина-ученый, ставшая директором Академии наук, издавшая первое издание сочинений Ломоносова. Создатель первого русского словаря. / Екатерина Романовна Дашкова /

4. Этот русский ученый выдвигает теорию ракетного движения, сам проводит эксперименты с ракетами на жидком топливе.

/ Константин Эдуардович Циолковский/

5. Эта русская женщина – математик получила ученую степень доктора в Геттингенском университете, стала первой женщиной – профессором Стокгольмского университета, получила премию Бурдена – высшую награду французской Академии наук. Ее труды пользовались всеобщим признанием. Но она так и не получила научную должность ни в Германии, ни во Франции. Только потому, что она – женщина.

/ Софья Васильевна Ковалевская/

У Ч Е Б Н Ы Е З А В Е Д Е Н И Я

1. Назовите первое высшее учебное заведение Московской Руси, в котором получил свое образование М.В.Ломоносов. /Славяно-греко-латинская академия/

2. В составе этого учебного заведения действовали обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. О каком учебном заведении идет речь? / Академия наук/

3. Это учебное заведение было открыто специально для девушек дворянского происхождения. Назовите его.

/Смольный институт благородных девиц/

4. Московский университет изначально отличался от зарубежных. Он имел три факультета: юридический, медицинский, философский. В чем же отличие? /Не имел богословского факультета/

5. В 1757 году появилось еще одно учебное заведение, которое стало Центром художественного обучения. Назовите его.

/ Академия художеств/

И З О Б Р Е Т А Т Е Л И

1. Итальянский ученый Г. Маркони и русский ученый А. Попов одновременно изобрели… Что именно? / радио /

2. В. Федоров, а затем В. Дегтярев создали это новое оружие. А кто изобрел современный тип этого оружия? /Калашников, автомат/

3. Г.Р. Державин назвал этого изобретателя « Архимедом наших дней». / Иван Петрович Кулибин /

4. Во многих странах были свои изобретатели двигателя. Кто в России впервые разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия и паровую машину? /Иван Иванович Ползунов/

5. Электронные лампы, которые изобрел этот русский изобретатель, стали гореть в крупнейшем магазине Франции «Лувр», на набережной Темзы в Лондоне. Как звали этого изобретателя?

/ П.Н. Яблочков/

Н А У К А

1. Известный биолог – Владимир Иванович Вернадский одним словом назвал наружную оболочку Земли, область распространения жизни. Назовите это слово. / Биосфера /

2. Этот ученый исследовал теплотворную способность топлива, гидратную теорию растворов, энергетические уровни в атоме. В какой науке этот ученый делал открытия? / Химия – Менделеев /

3. Какую награду получил биолог Иван Петрович Павлов за работы по изучению пищеварения? / Нобелевскую премию /

4. Труд этого ученого «История Российская» стал первым опытом научного освещения истории нашей страны. /Василий Николаевич Татищев/

5. Какая отрасль биологии получила развитие благодаря деятельности таких ученых как Николай Иванович Вавилов и Иван Владимирович Мичурин? / Генетика, селекция /

О Т К Р Ы Т И Я , И З О Б Р Е Т Е Н И Я

1. Ломоносов не только делал великие открытия, но и построил фабрику… Что выпускала эта фабрика? /Цветные стекла для изготовления мозаичных картин/

2. Открытие нейтрона советским физиком Дмитрием Дмитриевичем Иваненко позволило по-новому взглянуть на устройство… Чего? /Ядра атома/

3. Ломоносов впервые создал модель этого изобретения, а Игорь Сикорский впервые изготовил это в натуральную величину, используя винт, ротор, пропеллер, и провел первые испытания. О каком изобретении идет речь? /Вертолет/

4. Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский. Что изучали эти три великих русских физиолога? / Центральную нервную систему /

5. Ученый, Нобелевский лауреат – Илья Ильич Мечников, сделав свое открытие, написал: « Обнаружив чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают». Как он назвал их? /Лейкоциты-клетки крови с хорошо развитыми ядрами/

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

( 1711 — 1765 гг.)

Детские годы.

Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился 8 ноября 1711 года в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVIвеку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего ученого – Василий Дорофеевич и мать – Елизавета Ивановна (урожденная Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремление юноши.

В девятилетнем возрасте Михаил лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.

Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Ему были хорошо известны и другие промысла Поморья: ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя- тюленя, моржа, морского зайца.

Все виденное мальчиком вызывало необычайную в ребенке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал те немногие книги, которые смог достать.

Большую роль в жизни Михаила сыграл местный дьяк Семен Никитич Сабельников, именно он обучил мальчика читать и писать. Особенно большое влияние оказало на него чтение «Арифметики» Магницкого .Эта книга не была похожа на современные учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т.д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен.

Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из дома.

Путь в науку.

Зимой 1730 года он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико – навигацкой школе, именно в ней он решил получить образование. Здесь обучали многим наукам – грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии, но в курс бучения этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Изучить этот язык он мог только в Славяно- греко- латинской академии. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследст-вии: «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, — « смотри – де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться», — Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.

В 1735 году Михайло Ломоносов и еще одиннадцать тщательно отобранных учеников были направлены в Петербургскую Академию – высшее учебное заведение страны. М .В.Ломоносов с первых дней пребывания в академии проявил огромный интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспери-ментальную физику. Наряду с занятиями естественными науками будущий ученый совершенствовался в российском стихосложении. Серьезное отношение Ломоносова к наукам выделяло его из общей массы. Прошло всего два месяца, и Ломоносов узнал, что несколько его товарищей будут отправлены за границу для обучения химии и горному делу.

В 1736 году в числе лучших двенадцати учеников был отправлен за границу, где обучался в течение почти 5 лет в Марбургском университете. Он изучал физику, химию, математику и геологию, иностранные языки и литературу. Ректор университета, господин Христиан Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделял его из других студентов. В одном из писем он пишет: «У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы научиться многому, выказывая большую охоту и желание». Жизнь русских студентов постоянно осложнялась из-за нерегулярной пересылки денег на их содержание и обучение. В Марбурге Ломоносов начал комплектовать библиоте-ку. Обращает на себя внимание разнообразие его интересов. Это книги по физике, химии, медицине, почти все труды Вольфа, сочинения античных авторов, художественная литература, иностранные словари и т.д.

Начало творческого пути.

После возвращения в Петербург М.В.Ломоносов столкнулся с неожиданной проблемой: всеми делами вершил И.Д.Шумахер – правитель Академической канцелярии, у которого не нашлось достойной должности для Ломоносова, он по-прежнему числился студентом без жалованья. В конце концов он был назначен адьюнктом физического класса. Это позволяло ему вместе с другими профессора-ми заниматься научной деятельностью.

С каждым годом росла творческая активность Ломоносова. Он написал множество научных трудов в области химии, физики, астрономии. Ему было присвоено звание профессора химии. Именно Ломоносов добился, чтобы при Академии была построена химическая лаборатория.

Деятельность ученого, профессора, педагога.

Звание профессора повысило авторитет Ломоносова и позволило ему шире развернуть многогранную научную, просветительскую и педагогическую деятельность. С большим увлечением Ломоносов работает над «Российской историей», «Российской грамматикой», пишет оды, трагедии, стихотворения. Рецензирует книги и рукописи, которые поступают в Академию наук.

Работая в химической лаборатории над вопросами технологии силикатов, Ломоносов достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стекол. Результаты своих исследований он стремился воплотить в жизнь. В начале 50-х гг. Ломоносов начал новое дело – построил фабрику цветных стекол, создал художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. Кроме того, он мечтал производить наиболее ценные виды изделий стекольной промышлен-ности не только для нужд российских, но и развернуть экспорт этой продукции.

Ученый смело проводил опыты, подчас рискуя жизнью. Однажды он с профессором Г.В.Рихманом исследовал электрический разряд во время грозы. Ученые экспериментировали с помощью незаземленной электроизмерительной особой установки, так называемой громовой машины. Целью их исследований было изучение атмосферного электричества. Молния убила Рихмана и случайно миновала Ломоносова. Ученый тяжело переживал смерть друга и коллеги. Но это трагическое событие не поколебало решимости ученого продолжать научные изыскания. Основываясь на своих наблюдениях, Ломоносов сделал важное для того времени открытие – электрические разряды в атмосфере существуют и в отсутствии грозовых явлений.

С помощью атомно – молекулярной теории строения вещества Ломоносов убедительно раскрыл природу твердых тел, природы теплоты и холода, разра-ботал теорию упругости газов. Изменение состояния вещества объяснялось Ломо-носовым движением составляющих его частиц. Данные исследования легли в основу современной кинетической теории газов.

Ломоносов вместе с академиком И.А.Брауном, проведя серию опытов по замораживанию ртути с помощью охлаждающих смесей, получили очень низкие температуры до – 56 С. Ртуть превратилась в твердое вещество, которое можно было ковать и рубить. Открытие замерзания ртути произвели сенсацию в научном мире. Опыты русских ученых поставили перед наукой ряд важных вопросов, связанных с определением низких температур, с тщательной разработкой мето –дики в проведении таких исследований и с созданием нового типа термометров.

Проводя исследования в области физики, Ломоносов создавал приборы экспе-риментальной техники, такие как универсальный барометр, предназначенный для проверки теории отливов и приливов; гравиметр – для определения силы тяжести, который в более совершенном виде появился лишь в начале XXвека.

Ломоносов впервые в истории дал достаточно полное и верное определение химии как науки, хотя в то время химию было принято считать искусством. Он правильно понял задачи химии, рассматривая ее как науку «об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное». Провозглашая химию наукой, ученый ввел термин «физическая химия».

В 1761 году Ломоносов, как и многие ученые мира, наблюдал удивительное аст-рономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Однако из всех ученых мира, наблюдавших это явление, только Ломоносов заметил ободок («пупырь») вокруг диска Венеры и сделал правильный вывод о наличии атмосферы вокруг планеты. Это явление получило название «явление Ломоно-сова».

За свою жизнь он сделал много открытий, наблюдений и изобретений. Он открыл закон сохранения материи и движения. М.В.Ломоносов обосновывает свое учение о строении вещества. Писал о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (в XIXвеке корпускулами назвали молекулы), изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений. По своей схеме он изготовил телескоп-рефлектор с наклонным главным зеркалом (зеркальный телескоп ). Эта схема телескопа носит название Ломоносова – Гершеля.

Сохранившиеся различные документы свидетельствуют о постоянном внимании ученого к усовершенствованию методов исследований. Бывший помор, совершивший многие опасные морские плавания, хорошо знал трудности отважных путешественников. Поэтому он стремился помочь мореплавателям в их нелегко деле, изобретая необходимые приборы и инструменты. Он решает проблему усовершенствования ориентировки на море посредством астрономи-ческих наблюдений; создает оригинальную конструкцию нового инструмента с искусственным горизонтом; применяет принцип использования карданного под-веса; предлагает заменить стеклянные зеркала металлическими и т.д.

Изучая развитие Земли, ученый показал, что история нашей планеты представ-ляет собой непрерывный процесс эволюции, где существуют качественно различ-ные ступени. Он уделял огромное внимание таким процессам, как горо-образование и гороразрушение, породообразование и породоразрушение и т.д. Изучал причины землетрясений, наблюдал, какие изменения на земной поверхности происходят благодаря сильным ветрам, дождям, пожарам, наводнениям, прибоям, вулканам и т.д.

Внимание Ломоносова привлекала кристаллография – наука о строении, физи-ческих свойствах и образовании кристаллов. Еще на Севере он наблюдал процесс кристаллизации поваренной соли при ее выварке. Он сформулировал закон пос-тоянства углов кристаллов для различных кристаллических веществ.

Велика роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка. Он придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Считал, что культура каждого народа должна разви-ваться на основе своего национального языка. В 1746 г. впервые прочитал публичную лекцию на русском языке по экспериментальной физике.

Более двадцати лет своей жизни он посвятил педагогической деятельности. Очень серьезно ученый относился к подготовке лекций, будь то физика, химия или стихосложение. Благодаря педагогическим стараниям Ломоносова все боль-ше «природных россиян» появилось в Академии наук. Из стен университета выш-ли выдающиеся ученые.

В 1751 году за свои заслуги Ломоносов был возведен в дворянское достоинство.

В последние десять лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убежденные просветитель. Много сил отдал Ломоносов созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 года Московский университет был открыт.

За свои научные достижения Ломоносов был избран почетным членом Швед-ской и Болонской академий.

В марте 1765 года Ломоносов простудился и 4 апреля скончался.

Дело ученого не погибло. Через века звучит его призыв:

«О вы, которых ожидает Дерзайте ныне ободрены

Отечество из недр своих Раченье ваше показать,

И видеть таковых желает, Что может собственных Платонов

Каких зовет из стран чужих, И быстрых разумом Невтонов

О, ваши дни благословенны! Российская земля рождать».

ОБРАЗЦЫ ЗАДАЧ Л.Ф.МАГНИЦКОГО

( на протяжении полувека, до середины XVIII столетия, «Арифметика» Леонтия Филипповича служила учебником для учащихся)

« И желаем, да будет сей труд

Добре пользовать русский весь люд».

Задача 1.

Спросил некто у учителя: скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил: если придет учеников еще столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда у меня учеников будет 100.Спрашивается, сколько было у учителя учеников.

Задача 2.

Некий человек нанял работника на год, обещав ему дати 12 рублев и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчет 5 рублев и кафтан, и ведательно есть, коликие цены оный кафтан был.

Задача 3.

Найти число, которое при делении на 2 дает в остатке 1, при делении на 3 дает в остатке 2, при делении на 4дает в остатке 3, при делении на 5 дает в остатке 4.

Задача 4.

Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дав 49 рублев 20 алтын. За старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, колико старых и молодых баранов купил он.

( 1 алтын = 3 копейкам, 1 деньга = половине копейки)

Задача 5.

Если человек выпьет кадь (кадку) пития в 14 дней, а со женою в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особно (одна) выпьет тое же кадь.

ИТОГ: подведение итогов и награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Арифметика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2003

2.Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. «М.В.Ломоносов — великий русский ученый». – М.: Педагогика,1986.

3.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Физика / сост., худож. А.А. Леонович; Под общ.ред. О.Г.Хинн. – М.:ТКО «АСТ», 1996.

4.Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Математика / сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова: Под общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кандашук, А.Е. Шабельник. – М.:ТКО «АСТ», 1996.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология