Автор конспекта:
Автор(ы): — Ниянина Наталия Валентиновна
Место работы, должность: — МОУСОШ №13
Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — 1) Дать представление о литературном творчестве Даля, его толковом словаре. 2) Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки. 3) В анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева "В океане света"
Толковый словарь В.И. Даля
Используемая методическая литература: —
Методические рекомендации для учителя
Е.В. Бунеева О.В. Чиндилова
уроки чтения по книге "В океане света" 4 класс
А.В. Аркадьева из опыта работы по книге для чтения "В океане света"
Используемое оборудование: — Словари Даля , модели кузовка, рисунки грибов
мультимедийный проектор презентация Microsoft PowerPoint
—
Краткое описание: — Форма работы: — урок-диалог. — фронтальная работа. С использованием элементов разноуровнего обучения Методы работы: — разнообразные. На первом этапе провела речевую разминку. Цель: -подготовить речевой аппарат, органы дыхания детей к работе на уроке. — При работе над скороговоркой отработка дикции. — Работа над логическим ударением — Интонацией. Использовала методы. а) словесные б) наблюдения. На этапе обобщающего повторения ставила Цели: — повторить различия между лирической сказкой и обработкой народной сказки Методы: а) беседа б) наглядный На этапе объяснения нового материала Ставила цели: -//- Методы: а) игровой б) поисковый в) словесный Использовала разноуровневый подход. Цели: — познакомить со сказкой — обратить внимание на живой великорусский язык. ( словарная работа) Методы: а) словесный ( беседа) б) деятельностный Использовала разноуровневый подход. Считаю, что всё содержание урока соответствовало теме. Каждый этап урока заканчивался выводом и плавно переходил в следующий этап. Цели урока достигнуты.
Тема: Владимир Даль » Война грибов с ягодами»( русскаясказка в обработке В. Даля) , » Кузовок» ( игра)
» Живой великорусский язык»
Цели: 1) Дать представление о литературном творчестве Даля, его
толковом словаре.
2) Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки.
3) В анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.
Оборудование: словари Даля , его портрет , модели кузовка, рисунки грибов.
I) Речевая разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
а) — Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.
— Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )
б) Выдох со счётом .
- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 10)
Используем скороговорку:
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
( вдох)
Раз Егорка, два Егорка,…
2) Скороговорка.
- Прочитайте артикуляционно ( губ.)
- Медленно шёпотом по слогам.
- Медленно вполголоса целыми словами.
- В ускореном темпе.
- Индивидуально.
Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,
Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.
3) Работа над логическим ударением.
- Что солил Терентий? Сколько было бочек?
- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки.
4) Работа над интонацией.
- Прочитайте с интонацией восхищения;
- с интонацией удивления.
1) Обобщающее повторение материала прошлого урока
в беседе.
а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.
- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных сказки Пушкина и Жуковского являются литературными , авторскими сказками, а не художественными обработками.
- Вспомните . в чём разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки , имеющими один и тот же сюжет?
Обработка народной сказки или пересказ.
- это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею.
Литературная сказка на народный сюжет.
- это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.
- Приведите примеры литературных сказок на народный сюжет.
- Попробуйте выстроить цепочку. Что вы поставите в её начало, чем завершите?
На доске выстраивается цепочка:
Литературная авторская сказка
Литературная обработка
Народная сказка
б). Работа с авторской статьёй.
- Откройте учебник на с. 153- 154. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы узнаем о том, как хотел писать для детей В. А. Жуковский?
-А Пушкин?
3. Введение в тему.
-А теперь перечитайте на с. 154 очень интересную мысль, которую высказал Николай Васильевич Гоголь о творчестве Пушкина.
( А. С. никогда " не подставляет лестницы" ни для кого из тех, кто глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет. И причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.)
- Прав ли Пушкин в своём высказывании?
( Да, способность понять поэзию надо развивать в себе, развивать слух к красоте и выразительности нашего языка. Писатели и поэты как раз и помогают нам в этом своими произведениями.)
4. Сообщение темы и цели урока.
- И сегодня мы встретимся с одним из таких писателей, Казаком Луганским.
- Кто это?
( Это Владимир Даль. А Казак Луганский его псевдоним.)
- Поиграем в игру, познакомимся со сказкой в обработке Даля. Будем развивать выразительное чтение. Вы опять встретитесь с "живым великорусским языком".
5. Объяснение нового материала.
- Что вы узнали о Дале?
-Вот его портрет.
а). Рассказ учителя о Дале, главном деле его жизни.
- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов.
- Откроем его и посыпятся на нас звонкие, сочные, хлёсткие, громкие, тихие, шуршащие, звенящие- разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произноси каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем, никогда не употребляем в своей речи.
- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.
- Что это? ( корзинка)
-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?
б). Практическая работа со словарём.
- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.
- Вот так выглядит русский кузовок — плетёная корзиночка для ягод и грибов. (показ модели)
- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.
- Прочитаем, как он описывает её.
в) Чтение игры "Кузовок". Беседа.
Дети читают вслух.
- Понятны вам правила игры? ( Да. Это похоже на игру в фанты.)
- А каким словом у Даля назван фант? ( ЗАЛОГ)
- Что нужно сделать, чтобы не отдать залог? ( Правильно подбирать слова, не ошибаться).
- Поиграем?
г). Лексическая игра " Кузовок" .
- Сыграем в игру, которой нас научил Даль.
Работа по группам:
Медвежата: -Будете называть слова, заканчивающиеся на "ка", с ударением на предпоследнем слоге. Когда все из вашей группы назовут слова, решите, кто из вас будет выкупать залог.
Белочки: — Будете называть слова, с суффиксом -ушк.
Лисички: — Будете называть слова с суффиксом — оньк.
-Кто из вашей группы будет выкупать залог?
- Что назначим сделать?
6. Сказка" Война грибов с ягодами" литературная обработка Далем народной русской сказки.
- Закончили играть,пора и сказку послушать. Прочитаю я вам сказку "Война грибов с ягодами".
а) Первичное восприятие скаки.
-Понравилась сказка? Чем?
- К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)
- Почему волшебная? ( грибы разговаривают, ведут себя как люди).
-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)
- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.
б) Чтение сказки самостоятельное.
-Прочитайте сказку, найдите непонятные слова в тексте.
в) Словарная работа.
- Посмотрите на доску, я тоже выписала слова.
- Прочитаем их.
- Объясним их значение.
КРАСНОЕ ЛЕТО — тёплое лето
СИДЮЧИ — сидя, восседая
ПЫЖИТСЯ — стараться изо всех сил что- нибудь сделать. Держать себя
напыщенно, важничать.
ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ- идёт, лезет
ГНЕВАЕТСЯ — сердится, злится
ВИШЬ- видишь
В ЧЕСТИ — в почёте
НЫНЕ — сейчас
ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА — старший
ГЛЯДЮЧИ — смотря
СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ — стал на помощь звать
НЕ ПОВИННЫ — не хотим
КИЧЛИВАЯ ЯГОДА — горделивая ягода
ПЯТА — пятка
ГРОЗНАЯ РАТЬ — сильное войско
СПОДРЯТ — подрят
БУРАЧКИ — свёкла
г) Беседа по содержанию.
- Кто герои сказки?
- На какие 2 группы можно распределить грибы?
- Во главе войска всегда стоит военачальник.
- Кто возглавил войско в сказке и почему?
- Прочитайте.
- Какой он?
- Почему прёт?
- Какой военный план придумал?
- Какие грибы он призывал на войну?
- Опишем само войско.
Работа по группам:
Медвежата: Дайте характеристику грибам волнушкам, сморчкам поплану. Найдите рифму.
Белочки:Дайте характеристику грибам опёнкам, груздям по плану. Найдите рифму.
Лисички: Сделать обобщение, используя вопросы на карточках.
Проверка:
карточки
1. Опиши внешний вид волнушек и сморчков.
2. Почему они отказались идти на войну?
карточка
1. Опиши внешний вид опят и груздей.
2. Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились?
карточка
1. Как повели себя волнушки, опёнки и сморчки?
2. Как откликнулись на призыв Боровика грузди с подгруздками?
3. Что помешало войне грибов с ягодами?
4. Найдите рифмы.
д) Практическая работа с текстом.
- Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов , характерные для русского простонародного языка.
( Под дубочком сидючи на грибы глядючи, сила великая , сладка ягода, помочь, полным-полненько, всем грибам голова,…)
-Посмотрите, какие определения даются в сказке персонажам; Волнушки-старушки, сморчки-старички, тётка Варвара-широкие карманы.
-Много в сказке и просторечий: » помочь окликать», » из земли прёт», »отказалися».
- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?
( Наверное потому, что они ему нравились , потому что он хотел сохранить народный колоритрусской сказки, очень любил русское простое народное слово)
- Даль сам обогащал сказки народными пословицами, загадками.
- Перечитаем последнийабзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.
( Варвара…разобрала…)
- Почувствовали вы рифму? Наверное , так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, между делом , занимаясь обыденной работой, создавали » живой великорусский язык», который так хорошо знал,любил и собирал В. И. Даль
е) Упр-я в совершенствовании выразительности чтения.
- Разобравшись в особенности сказки, которую обработал Даль, мы готовы к её выразительному чтению? Почему?Прочитаем сказку в лицах.
7) Итог урока. Домашнее задание.
- Ответить на вопрос № 3 с. 198.
-читать сказку в лицах.
С каким произведением познакомились?
Кто такой Даль?
Файлы: Война грибов с ягодами.ppt
Размер файла: 229888 байт.