Автор конспекта:
Автор(ы): — Ниянина Наталия Валентиновна

Место работы, должность: — МОУСОШ №13

Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — 1) Дать представление о литературном творчестве Даля, его толковом словаре. 2) Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки. 3) В анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева "В океане света"

Толковый словарь В.И. Даля

Используемая методическая литература: —

Методические рекомендации для учителя

Е.В. Бунеева О.В. Чиндилова

уроки чтения по книге "В океане света" 4 класс

А.В. Аркадьева из опыта работы по книге для чтения "В океане света"

Используемое оборудование: — Словари Даля , модели кузовка, рисунки грибов
мультимедийный проектор презентация Microsoft PowerPoint

Краткое описание: — Форма работы: — урок-диалог. — фронтальная работа. С использованием элементов разноуровнего обучения Методы работы: — разнообразные. На первом этапе провела речевую разминку. Цель: -подготовить речевой аппарат, органы дыхания детей к работе на уроке. — При работе над скороговоркой отработка дикции. — Работа над логическим ударением — Интонацией. Использовала методы. а) словесные б) наблюдения. На этапе обобщающего повторения ставила Цели: — повторить различия между лирической сказкой и обработкой народной сказки Методы: а) беседа б) наглядный На этапе объяснения нового материала Ставила цели: -//- Методы: а) игровой б) поисковый в) словесный Использовала разноуровневый подход. Цели: — познакомить со сказкой — обратить внимание на живой великорусский язык. ( словарная работа) Методы: а) словесный ( беседа) б) деятельностный Использовала разноуровневый подход. Считаю, что всё содержание урока соответствовало теме. Каждый этап урока заканчивался выводом и плавно переходил в следующий этап. Цели урока достигнуты.

Тема: Владимир Даль » Война грибов с ягодами»( русскаясказка в обработке В. Даля) , » Кузовок» ( игра)

» Живой великорусский язык»

Цели: 1) Дать представление о литературном творчестве Даля, его

толковом словаре.

2) Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки.

3) В анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

Оборудование: словари Даля , его портрет , модели кузовка, рисунки грибов.

I) Речевая разминка.

1) Дыхательная гимнастика.

а) — Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

— Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )

б) Выдох со счётом .

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 10)

Используем скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

( вдох)

Раз Егорка, два Егорка,…

2) Скороговорка.

- Прочитайте артикуляционно ( губ.)

- Медленно шёпотом по слогам.

- Медленно вполголоса целыми словами.

- В ускореном темпе.

- Индивидуально.

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,

Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над логическим ударением.

- Что солил Терентий? Сколько было бочек?

- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки.

4) Работа над интонацией.

- Прочитайте с интонацией восхищения;

- с интонацией удивления.

1) Обобщающее повторение материала прошлого урока

в беседе.

а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.

- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных сказки Пушкина и Жуковского являются литературными , авторскими сказками, а не художественными обработками.

- Вспомните . в чём разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки , имеющими один и тот же сюжет?

Обработка народной сказки или пересказ.

- это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею.

Литературная сказка на народный сюжет.

- это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.

- Приведите примеры литературных сказок на народный сюжет.

- Попробуйте выстроить цепочку. Что вы поставите в её начало, чем завершите?

На доске выстраивается цепочка:

Литературная авторская сказка

Литературная обработка

Народная сказка

б). Работа с авторской статьёй.

- Откройте учебник на с. 153- 154. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы узнаем о том, как хотел писать для детей В. А. Жуковский?

-А Пушкин?

3. Введение в тему.

-А теперь перечитайте на с. 154 очень интересную мысль, которую высказал Николай Васильевич Гоголь о творчестве Пушкина.

( А. С. никогда " не подставляет лестницы" ни для кого из тех, кто глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет. И причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.)

- Прав ли Пушкин в своём высказывании?

( Да, способность понять поэзию надо развивать в себе, развивать слух к красоте и выразительности нашего языка. Писатели и поэты как раз и помогают нам в этом своими произведениями.)

4. Сообщение темы и цели урока.

- И сегодня мы встретимся с одним из таких писателей, Казаком Луганским.

- Кто это?

( Это Владимир Даль. А Казак Луганский его псевдоним.)

- Поиграем в игру, познакомимся со сказкой в обработке Даля. Будем развивать выразительное чтение. Вы опять встретитесь с "живым великорусским языком".

5. Объяснение нового материала.

- Что вы узнали о Дале?

-Вот его портрет.

а). Рассказ учителя о Дале, главном деле его жизни.

- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов.

- Откроем его и посыпятся на нас звонкие, сочные, хлёсткие, громкие, тихие, шуршащие, звенящие- разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произноси каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем, никогда не употребляем в своей речи.

- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.

- Что это? ( корзинка)

-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?

б). Практическая работа со словарём.

- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.

- Вот так выглядит русский кузовок — плетёная корзиночка для ягод и грибов. (показ модели)

- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.

- Прочитаем, как он описывает её.

в) Чтение игры "Кузовок". Беседа.

Дети читают вслух.

- Понятны вам правила игры? ( Да. Это похоже на игру в фанты.)

- А каким словом у Даля назван фант? ( ЗАЛОГ)

- Что нужно сделать, чтобы не отдать залог? ( Правильно подбирать слова, не ошибаться).

- Поиграем?

г). Лексическая игра " Кузовок" .

- Сыграем в игру, которой нас научил Даль.

Работа по группам:

Медвежата: -Будете называть слова, заканчивающиеся на "ка", с ударением на предпоследнем слоге. Когда все из вашей группы назовут слова, решите, кто из вас будет выкупать залог.

Белочки: — Будете называть слова, с суффиксом -ушк.

Лисички: — Будете называть слова с суффиксом — оньк.

-Кто из вашей группы будет выкупать залог?

- Что назначим сделать?

6. Сказка" Война грибов с ягодами" литературная обработка Далем народной русской сказки.

- Закончили играть,пора и сказку послушать. Прочитаю я вам сказку "Война грибов с ягодами".

а) Первичное восприятие скаки.

-Понравилась сказка? Чем?

- К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? ( грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.

б) Чтение сказки самостоятельное.

-Прочитайте сказку, найдите непонятные слова в тексте.

в) Словарная работа.

- Посмотрите на доску, я тоже выписала слова.

- Прочитаем их.

- Объясним их значение.

КРАСНОЕ ЛЕТО — тёплое лето

СИДЮЧИ — сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ — стараться изо всех сил что- нибудь сделать. Держать себя

напыщенно, важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ- идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ — сердится, злится

ВИШЬ- видишь

В ЧЕСТИ — в почёте

НЫНЕ — сейчас

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА — старший

ГЛЯДЮЧИ — смотря

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ — стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ — не хотим

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА — горделивая ягода

ПЯТА — пятка

ГРОЗНАЯ РАТЬ — сильное войско

СПОДРЯТ — подрят

БУРАЧКИ — свёкла

г) Беседа по содержанию.

- Кто герои сказки?

- На какие 2 группы можно распределить грибы?

- Во главе войска всегда стоит военачальник.

- Кто возглавил войско в сказке и почему?

- Прочитайте.

- Какой он?

- Почему прёт?

- Какой военный план придумал?

- Какие грибы он призывал на войну?

- Опишем само войско.

Работа по группам:

Медвежата: Дайте характеристику грибам волнушкам, сморчкам поплану. Найдите рифму.

Белочки:Дайте характеристику грибам опёнкам, груздям по плану. Найдите рифму.

Лисички: Сделать обобщение, используя вопросы на карточках.

Проверка:

карточки

1. Опиши внешний вид волнушек и сморчков.

2. Почему они отказались идти на войну?

карточка

1. Опиши внешний вид опят и груздей.

2. Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились?

карточка

1. Как повели себя волнушки, опёнки и сморчки?

2. Как откликнулись на призыв Боровика грузди с подгруздками?

3. Что помешало войне грибов с ягодами?

4. Найдите рифмы.

д) Практическая работа с текстом.

- Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов , характерные для русского простонародного языка.

( Под дубочком сидючи на грибы глядючи, сила великая , сладка ягода, помочь, полным-полненько, всем грибам голова,…)

-Посмотрите, какие определения даются в сказке персонажам; Волнушки-старушки, сморчки-старички, тётка Варвара-широкие карманы.

-Много в сказке и просторечий: » помочь окликать», » из земли прёт», »отказалися».

- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

( Наверное потому, что они ему нравились , потому что он хотел сохранить народный колоритрусской сказки, очень любил русское простое народное слово)

- Даль сам обогащал сказки народными пословицами, загадками.

- Перечитаем последнийабзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.

( Варвара…разобрала…)

- Почувствовали вы рифму? Наверное , так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, между делом , занимаясь обыденной работой, создавали » живой великорусский язык», который так хорошо знал,любил и собирал В. И. Даль

е) Упр-я в совершенствовании выразительности чтения.

- Разобравшись в особенности сказки, которую обработал Даль, мы готовы к её выразительному чтению? Почему?Прочитаем сказку в лицах.

7) Итог урока. Домашнее задание.

- Ответить на вопрос № 3 с. 198.

-читать сказку в лицах.

С каким произведением познакомились?

Кто такой Даль?

Файлы: Война грибов с ягодами.ppt
Размер файла: 229888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология