Автор конспекта:
Автор(ы): — Половникова елена Павловна
Место работы, должность: — МОУ ГИмназия № 2, г. Белгород
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: —
Разъяснить учащимся, что такое «власть» и какие существуют формы влияния одних лиц на другие, сформировать умения анализировать взаимоотношения людей в политической сфере.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник А.И. Кравченко, обществознание, 9 класс
Используемая методическая литература: —
поурочные разработки Певцовой
Используемое оборудование: —
учебник, компьютер
Краткое описание: — урок изучения нового материала
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе;
- пояснять, что представляет собой власть, ее виды;
- уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть;
- давать определения следующим понятиям: власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила.
План урока:
1. Каким образом можно влиять друг на друга?
2. Что такое власть?
Задание 1.
Некий Витя взял у Коли на прокат на 2 дня видеомагнитофон и 3 кассеты с уникальными фильмами. Спустя неделю он заявил, что отдавать не хочет, так как эти вещи ему понравились. Коля с другом пригрозили ему расправой и забрали магнитофон.
Задание 2.
По решению суда Олег должен был возвратить энную сумму денег. Однако Олег не стал исполнять этого юридического решения. Судебный пристав наложил арест на его квартиру и принудительно заставил выполнить решение суда.
Задание 3.
Татьяна и Виктор сильно поссорились. Виктор решил никогда больше не общаться с Татьяной. Всякие уговоры родственников и друзей о примирении не имели успехов. Молодых людей связывало многое: общее имущество, дети. Но это не могло стать основанием тому, чтобы Виктор забыл обиды. Из командировки вернулся брат Виктора, который с самого детства вызывал уважение и любовь. Проанализировав ситуацию, он попросил Виктора забыть обо всем, примириться с Татьяной. Виктор последовал совету.
В задании 1 ребята столкнулись с применением физического воздействия одного человека на другого. Это яркий пример влияния через силу.
В задании 2 прослеживается влияние на основе закона. Речь идет о судебной власти.
В задании 3 показано, как может один человек в силу авторитета влиять на других.
Теперь возникает необходимость познакомить учеников с определением этих понятий. Они даны в учебнике. Их можно зачитать или представить ребятам в процессе беседы.
СИЛА — применение физического воздействия на людей с целью навязать свою волю.
ВЛАСТЬ — влияние на основе закона или традиции.
АВТОРИТЕТ — общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах.
Рассказ учителя в объеме учебника.
ВЛАСТЬ появилась в обществе около 30-40 тыс. лет назад, когда зародилось человеческое общество. Позже, 6-5 тыс. лет назад когда возникли государства, начался новый этап в развитии власти – государственный.
- Какова же роль ВЛАСТИ в обществе? Давайте рассмотрим несколько примеров.
- Может ли существовать власть, не опирающаяся на силу? (приведите примеры, объясните ответ).
- Обладает ли директор школы властью? почему?
- Приходилось ли вам сталкиваться с властью в жизни? Почему?
4) Поясните схему:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
исполнительная
судебная
законодательная
Во властных отношения люди между собой не равны. Их взаимоотношения носят иерархический характер. Слово ИЕРАРХИЯ следует пояснить. Оно выделено в учебнике (это расположение частей целого от высшего к низшему).
Количество людей больше внизу, а благ, привилегий больше вверху.
Подумайте:
1) Что такое дворцовые перевороты? Почему они происходят? Было ли это в истории России?
2) Как расправлялся со своей оппозицией Иван Грозный? Что такое оппозиция?
3) Считают, что власть может быть добровольной или принудительной.
К какому виду власти можно отнести:
- Власть старейшины рода? Почему?
- Власть президента демократического государства? Почему?
- Власть директора завода? Почему?
- Власть царя Российской империи начала ХХ в.?
В науке есть мнение отдельных специалистов о том, что некоторые люди стремятся во что бы то ни стало к власти, другие же — избегают ее. Подумайте, к какой категории относитесь вы?
Учитель подчеркивает, что социальной природе человека свойственна самостоятельность. Воля к власти проявляется в двух видах — стремление занять более высокую позицию в иерархии и желание избавиться от чужой власти.
В конце урока учителю необходимо подвести итоги.
(Влияние людей друг на друга в обществе может осуществляться с помощью силы, власти и авторитета. Люди, обладающие властью, занимают высоты общественной пирамиды.)
Д/з: § 1, вопросы и задания к параграфу.
Файлы: права потреб..doc
Размер файла: 261120 байт.