Автор конспекта:
Автор(ы): — Половникова елена Павловна

Место работы, должность: — МОУ ГИмназия № 2, г. Белгород

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Разъяснить учащимся, что такое «власть» и какие существуют формы влияния одних лиц на другие, сформировать умения анализировать взаимоотношения людей в политической сфере.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник А.И. Кравченко, обществознание, 9 класс

Используемая методическая литература: —

поурочные разработки Певцовой

Используемое оборудование: —

учебник, компьютер

Краткое описание: — урок изучения нового материала

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе;
  • пояснять, что представляет собой власть, ее виды;
  • уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть;
  • давать определения следующим понятиям: власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила.

План урока:

1. Каким образом можно влиять друг на друга?

2. Что такое власть?

  • В начале урока проводится небольшая разминка. Класс делится на 3 группы, каждой из которых за 1 минуту нужно найти верный путь разрешения проблемы и оценить тот, который представлен в задании.
  • Задание 1.

    Некий Витя взял у Коли на прокат на 2 дня видеомагнитофон и 3 кассеты с уникальными фильмами. Спустя неделю он заявил, что отдавать не хочет, так как эти вещи ему понравились. Коля с другом пригрозили ему расправой и забрали магнитофон.

    Задание 2.

    По решению суда Олег должен был возвратить энную сумму денег. Однако Олег не стал исполнять этого юридического решения. Судебный пристав наложил арест на его квартиру и принудительно заставил выполнить решение суда.

    Задание 3.

    Татьяна и Виктор сильно поссорились. Виктор решил никогда больше не общаться с Татьяной. Всякие уговоры родственников и друзей о примирении не имели успехов. Молодых людей связывало многое: общее имущество, дети. Но это не могло стать основанием тому, чтобы Виктор забыл обиды. Из командировки вернулся брат Виктора, который с самого детства вызывал уважение и любовь. Проанализировав ситуацию, он попросил Виктора забыть обо всем, примириться с Татьяной. Виктор последовал совету.

    В задании 1 ребята столкнулись с применением физического воздействия одного человека на другого. Это яркий пример влияния через силу.

    В задании 2 прослеживается влияние на основе закона. Речь идет о судебной власти.

    В задании 3 показано, как может один человек в силу авторитета влиять на других.

    Теперь возникает необходимость познакомить учеников с определением этих понятий. Они даны в учебнике. Их можно зачитать или представить ребятам в процессе беседы.

    СИЛА — применение физического воздействия на людей с целью навязать свою волю.

    ВЛАСТЬ — влияние на основе закона или традиции.

    АВТОРИТЕТ — общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах.

    Рассказ учителя в объеме учебника.

    ВЛАСТЬ появилась в обществе около 30-40 тыс. лет назад, когда зародилось человеческое общество. Позже, 6-5 тыс. лет назад когда возникли государства, начался новый этап в развитии власти – государственный.

    • Какова же роль ВЛАСТИ в обществе? Давайте рассмотрим несколько примеров.
    • Может ли существовать власть, не опирающаяся на силу? (приведите примеры, объясните ответ).
    • Обладает ли директор школы властью? почему?
    • Приходилось ли вам сталкиваться с властью в жизни? Почему?

    4) Поясните схему:

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

    исполнительная

    судебная

    законодательная

    Во властных отношения люди между собой не равны. Их взаимоотношения носят иерархический характер. Слово ИЕРАРХИЯ следует пояснить. Оно выделено в учебнике (это расположение частей целого от высшего к низшему).

    Количество людей больше внизу, а благ, привилегий больше вверху.

    Подумайте:

    1) Что такое дворцовые перевороты? Почему они происходят? Было ли это в истории России?

    2) Как расправлялся со своей оппозицией Иван Грозный? Что такое оппозиция?

    3) Считают, что власть может быть добровольной или принудительной.

    К какому виду власти можно отнести:

    • Власть старейшины рода? Почему?
    • Власть президента демократического государства? Почему?
    • Власть директора завода? Почему?
    • Власть царя Российской империи начала ХХ в.?

    В науке есть мнение отдельных специалистов о том, что некоторые люди стремятся во что бы то ни стало к власти, другие же — избегают ее. Подумайте, к какой категории относитесь вы?

    Учитель подчеркивает, что социальной природе человека свойственна самостоятельность. Воля к власти проявляется в двух видах — стремление занять более высокую позицию в иерархии и желание избавиться от чужой власти.

    В конце урока учителю необходимо подвести итоги.

    (Влияние людей друг на друга в обществе может осуществляться с помощью силы, власти и авторитета. Люди, обладающие властью, занимают высоты общественной пирамиды.)

    Д/з: § 1, вопросы и задания к параграфу.

    Файлы: права потреб..doc
    Размер файла: 261120 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология