Автор конспекта:
Автор(ы): — Артемьев Григорий Степанович

Место работы, должность: — Тувсинска СОШ Цивильский район

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — • сформировать понятие о влажности воздуха; • познакомить учащихся с методами её измерения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: — психрометр, гигрометры ,волосной и конденсационный; ветка ели

Используемые ЦОР: —

Компьютер, мультимедиапроектор,

Краткое описание: — • сформировать понятие о влажности воздуха; • познакомить учащихся с методами её измерения.

Тема: "Влажность воздуха"

Тип урока: комбинированный. Цели урока:

1. Образовательная:

· сформировать понятие о влажности воздуха;

познакомить учащихся с методами её измерения.

2. Развивающая:

развивать умения учащихся применять полученные знания
на практике;

совершенствование умственной деятельности: способность
наблюдать и делать выводы.

3. Воспитательная:

воспитывать добросовестное отношение к учёбе.

Оборудование: презентация «влажность воздуха», психрометр, «Сборник задач по физике» А.П. Рымкевич.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

1. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики, А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

2. Свой урок я хочу начать словами персидского поэта Фирдоуси

Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

И действительно как много мы узнали» изучая физику: мы можем объяснить

множество явлений протекающих вокруг нас, опираясь на знания полученные,

на уроках физики. И хочется узнать еще больше.

Сейчас мы проведём с вами небольшую игру, которая называется

« Физическая эстафета». Она поможет повторить, проверить и закрепить ваши

знания и умения по предыдущему материалу. Для этого разделимся на 3

команды.

Правила игры.

Каждая команда ответит поочерёдно на предоставленные ей вопросы. Сначала отвечает 1 команда, затем 2,3. За каждый правильный ответ ученик получает 5 баллов (баллы складываются).

Критерии оценок: 1 м.- 356. 2 м- 306. 3 м,- 20-256. Итак, внимание на экран.

Вариант 1. Вариант 2 Вариант 3

1. Что называется 1. Что называется 1. Что называется
испарением? конденсацией? кипением?

2. Чему равна энергия, 2. Почему при

2. Какие молекулы выделяющаяся при кипении образуются
покидают жидкость? конденсации пара массой пузырьки воздуха и

1кг? пара?

- ™ ,- 3. При каких

,, т, 3. Какую наибольшую

3. Что такое удельная условиях пузырьки

~ 0 температуру можно измерить ^

теплота парообразования? начинают движение

спиртовым термометром?

4. Почему температура 4. Как зависит

4. Что называется •’

г. жидкости во время кипения скорость испарения
температурой кипения?

не меняется? от наличия ветра?

, т-, с 5. Удастся ли на пламени

5. Почему образуется

0 свечи вскипятить ведро 5. Что такое туман?

роса? *

воды?

6. Почему после стирки 6. Чем отличается процесс 6. Почему овощи
бельё сушат в
кипения от процесса надо варить в
развёрнутом виде? испарения? закрытой кастрюле?

7. Какой пар называется 7. Какой пар называется 7. Почему хлеб
насыщенным? ненасыщенным? чёрствый?


Подведение итогов.

III. Ребята, как видите, тема урока на доске не записана.

Предлагаю вам самим её определить, ответив на мои вопросы, Итак, внимание на экран.

1 вопрос.

Узнайте явление природы.

1) Что вы видите на экране? (ответ: облака.)
Различают несколько видов облаков (рассказ уч-ся.)

2) Вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком явлении пойдёт речь, но
пожалуйста, послушайте, как красиво оно написано.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес,

то на полях, в траве видны алмазы.

Все алмазы эти блестят на Солнце отдельными

цветами — и жёлтыми, и красными, и синими.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь,

что это такое, то увидишь, что это… (ответ: роса)

3) Он бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый. Что это такое? (ответ:

дождь)

4) Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей.
Древние греки считали её вестницей богов.

В честь неё названа одна из оболочек глаза. Кто она? (ответ: радуга)

5) « Под голубыми небесами
Великолепными коврами

Блестя на Солнце … (ответ: снег лежит).

6) « Белая берёза за моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром».

Какое явление С. Есенин отразил в своих стихах? (ответ: иней)

7) « Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дышится прохладой..,»

О каком явлении идёт речь? (ответ: о тумане)

2 вопрос.

Что объединяет эти явления?

(облака, роса, дождь, радуга, снег, иней, туман)

Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере,

А это и есть влажность воздуха.

Итак, тема сегодняшнего урока «Влажность воздуха».

IV. Запишем в тетради : «Влажность воздуха».

Раскрыть до конца тему, нам помогут следующие вопросы:

1. Что такое влажность воздуха?

2. В чём причина появления влажности?

3. Как она себя проявляет?

4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?

5. Какие величины её характеризуют?

6. Как её можно определить?

С понятием «влажность воздуха» вы встречались на уроках географии.

1) Что же такое «влажность воздуха»? Кто попытается ответить?

2) А какова причина появления водяного пара в воздухе?

3) Какой из видов парообразования вносит большой вклад в
появление водяного пара в атмосфере?

4) Что такое испарение?

5) От чего зависит скорость испарения?

6) Как же проявляет себя влажность воздуха, какое значение имеет влажность,
на что она влияет, расскажет нам…

(рассказывает уч-ся 3-4мин.)

7) А, как вы думаете, влажность воздуха — важное для нас явление?
Конечно, ребята, оно важное для нас явление, и оно влияет на самочувствие
человека, поэтому необходимо научится её определять. Есть много способов
выражения влажности, и существует два термина: абсолютная влажность,
относительная влажность.

Давайте посмотрим, что они обозначают.

В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1кв. м. воздуха. Это и будет абсолютная влажность. Значит, абсолютная влажность — это количество водяных паров на единицу объёма воздуха. Её принято выражать в г/куб.м.

Какая физическая величина имеет такую же единицу измерения? (ответ:

плотность)

Поэтому, абсолютную влажность обозначают, так же как и плотность (ро).

Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк

водяной пар, который находится в воздухе, от насыщения. Поэтому, для этого

вводят понятие «относительная влажность».

? (фи) — относительная влажность; её выражают в %.

- абсолютная влажность,- плотность насыщенного водяного пара.

Относительной влажностью воздуха называется отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара, при той же температуре, выраженной в процентах.

Относительная влажность зависит не только от абсолютной влажности воздуха, но и от температуры. Чем выше температура, тем больше водяных паров содержит воздух.

Пример. В жаркий день относительная влажность в 90% означает, что в воздухе присутствует огромное количество влаги, и в такой день самочувствие будет неудовлетворительным, т.к. допустимая относительная влажность для человека 40%-60%.

Влажность воздуха характеризует и точка росы. Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы. Для определения влажности воздуха используют специальные приборы:

1. гигрометр: волосной и конденсационный;

2. психрометр.

Рассмотрим устройство и принцип работы психрометра.

Название прибора произошло от греч. слова «психрос», что означает

«холодный». Он состоит из двух термометров: один сухой термометр, другой

увлажняющий (влажный), обмотан тканью и опущен в воду (поскольку вода

испаряется, то термометр охлаждается).

Для чего нужны сухой и влажный термометры? (Ответ: измерять температуру

сухого воздуха и влажного воздуха.)На приборе имеется психрометрическая

таблица, по которой можно определить относительную влажность. Чтобы

работать с прибором, нужно знать

ц.д. термометров. Посмотрим, каковы показания сухого и влажного

термометров.

Как вы думаете, почему отличаются показания термометров? (Ответ: вода с

ткани испаряется (термометр охлаждается), температура понижается.)

Определим относительную влажность воздуха в классной комнате. Для этого нужно:

1. показание сухого термометра,

2. показания влажного термометра,

3. найти разность показаний 1 = 1 сух -1 влаж,

4. по психрометрической таблице определить относительную влажность
воздуха.

I сух = 1 + 1влаж ; 1влаж = 1сух I.

V. Издавна человек пытался думать, какая погода будет завтра, поэтому
появляется множество народных примет для погоды. Давайте попробуем
объяснить некоторые из них с точки зрения физики.

1. Соль мокнет к дождю. Почему? (Ответ: перед дождём влажность воздуха
очень высокая, а соль активно впитывает влагу.)

2. Дрова в печи трещат и мечут искры к ненастью. Почему? (Ответ: Если
влага высокая, то дрова впитывают влагу и разбухают. При горении
таких дров, вода, содержащаяся в них, кипит, и пар разрывает волокна
древесины.)

Пользуясь таблицей «Давление насыщенного водяного пара и его плотность», определите:

а) Какое давление создаёт насыщенный водяной пар при температуре 190С?

б) При какой температуре водяной пар станет насыщенным, если его давление
равно 8 мм рт.ст.? Чему равна точка росы для этого пара?

Пользуясь психрометрической таблицей, определите недостающие величины.

I сух, Со 1 влаж, Со 1:, Со о/

, /о

18 15 ? ?

20 ? ? 44

? ? 6 56

Итак, урок подошёл к концу.

Сегодня мы с вами познакомились с очень важным физическим явлением -

«влажность воздуха»; узнали, какое оно имеет значение в жизни человека, в

производстве, в музеях и т.д.

Давайте ещё раз вспомним:

1) Что такое влажность?

2) Что называют абсолютной влажностью?

3) Что называют относительной влажностью?

4) Какие приборы используют для измерения влажности?

VI. Работали все активно, молодцы. Учитывая все ответы, получились
следующие оценки…

VII. Домашнее задание:

1. §19;

2. подготовить рассказ по учебнику о приборах для измерения влажности;

3. ответить на вопросы;

4. выучить определения и формулы.

Файлы: Закон сохранения.doc
Размер файла: 107008 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология