Автор конспекта:
Автор(ы): — Кириллова Оксано Михайловна
Место работы, должность: — МОУ» Бичуринская ООШ», учитель
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: — выявить влияние рельефа на музыку жителей, проживающих на данной местности
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — рельеф местности отражается на музыке, у жителей равнин -спокойная мелодия, у жителей гор- песни ритмичные, быстрые.
Цель:
Обобщить пройденный материал по теме «рельеф»
Выявить связь между музыкой и рельефом местности.
Оборудование:
Компакт диск: «Музыка народов Мира»
Физическая карта полушарий.
Произведения поэтов и писателей. А.П. Чехов «Степь»,
М. Ю. Лермонтов «Кавказ».
Ход урока:
(Повторение терминов и понятий по теме: 1. Что такое рельеф?
2. Какие основные формы рельефа?
3. Шкала гор по высоте?
4. Формы равнин?
3. Творческое задание. Ребятам предлагается задание – нарисовать шкалу колебания
звуковых волн с помощью прямой, волнистой линий, прослушиваемой музыки.
1. Дагестанская народная музыка – «Лезгинка».
Задание: Сопоставить изображения учащихся с ритмом песни. Найти на физической карте Кавказские горы, а на политической – Дагестан, Азербайджан.
Точно также как и на рисунках горы представляют с собой сложные по строению приподнятые участки земной коры. Поверхность их расчленена глубоковрезавшимися реками, ледникам, изменена разломами. Они величавые, разнообразные. У одних вершин высоко поднимаются остроконечными зубцами и пиками, у других же они сглаженные. Также в музыке этих народов мы замечаем такие перепады, такую же силу, но здесь же есть и журчание воды и шорох свисающей над водой листвы.
2. Азербайджанская народная песня – «Цыплята».
Задание: Работа по группам. 1 группа – Описание музыки. 2 группа – Описание
рельефа. (Для работы использовать физическую карту).
Вся природа местности влияет на музыку Это влияние сказывается не только
на музыке, но и отражается на темпераменте людей , проживающих здесь.
Горцы – народ воинственный, у них традиция ношения оружия, характер
твердый, сильная воля.
3. Русская народная песня – «Вниз по Волге».
Задание: Прослушивание музыки закрытыми глазами. Каждому задание – «увидеть» музыку.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над пими небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…
(А.П. Чехов – «Степь»)
Вопрос: Кто, что увидел.
4. Русская народная песня – «Россия Матушка».
Задание: Анализ музыки и территории.
Итог урока: Географическое положение влияет на музыку народов, проживающих на
данной территории.