Автор конспекта:
Автор(ы): — Долганина Мария Михайловна

Место работы, должность: — коррекционная школа-интернат

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Родной язык
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — ознакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; * формирование умения передавать содержание произведения; * расширение читательских интересов; * воспитание интереса к русскому народному творчеству, русской словесности

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русские народные сказки

Используемая методическая литература: —

Коррекционная педагогика

Используемое оборудование: —

мультимедийный аппарат

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Коррекция высших психических функций (внимание, логическое мышление, память) Наглядная демонстрация повторяемого материала Развитие связной речи Различные формы и методы закрепления материала Содержание соответствует стандартам коррекционного обучения

Тема урока: Внеклассное чтение. «Русские народные сказки»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: — ознакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого — жанра;
-формирование умения передавать содержание произведения; расширение
читательских интересов;
-воспитание интереса к народному творчеству, русской словесности
Оборудование: сборники русских сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с
пословицами, викторина
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка целей.
На доске: ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА
ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ
— Что это такое? (зачин в сказках)
— А какой конец у сказки обычно бывает?
— Чему учат нас сказки?
II. Актуализация знаний. Слово учителя.
Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
— Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)
— Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» Продолжите (намёк, добрым молодцам урок)
III. Изучение нового материала.
А) -Посмотрите на картинки. Какие герои , предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. Д.)

— Знаете ли фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?
— В ваших книгах, которые вы принесли одна сказка или несколько? (Сборник)
Б) Мини викторина по сказкам


Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка…
(снегурочка)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил –
И остался с носом…
(лиса и журавль)
Отворили дверь козлята
И …пропали все куда-то!
(волк и семеро козлят)
А дорога – далека,
А корзина — нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок
(маша и медведь)
Ах, ты, Петя-простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота,
Выглянул в окошко
((петушок- золотой гребешок)
Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке…
(колобок)


— В русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», главный герой борется с чудом-юдом. Он рассекает туловище его на мелкие части и бросает всё это в реку. Как называется эта река? (Смородина)
— Какой волшебный предмет помогал Василисе Прекрасной преодолеть все трудности? Этот предмет оживал и давал советы.. А достался он ей вместе с родительским благословением. (кукла)
IV. Проверка домашнего задания
— Назовите сказки, которые вы читали. Давайте не будем при пересказе не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.
На столах у вас лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. После ответа вашего товарища выберите ту пословицу, которая, на ваш взгляд, наиболее точно подтверждает главную мысль сказки.
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
ЗА ДОБРО ДОБРОМ И ПЛАТЯТ
У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ
ГЛУПОМУ АВДЕЮ НАКОЛОТИЛИ ШЕЮ
РОБКОГО И ТЕНЬ СТРАШИТ
МНОГО ЗАХОЧЕШЬ – ПОСЛЕДНЕЕ ПОТЕРЯЕШЬ
КАК АУКНЕТСЯ – ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
ЛЕНЬ И ЗА РАБОТОЙ ПОТЯГИВАЕТСЯ
— БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ
ЛЕНИВОМУ И ЛЕНИТЬСЯ ЛЕНЬ
В СОГЛАСНОМ СТАДЕ ВОЛК НЕ СТРАШЕН
С ОГЛОБЛЮ ВЫРОС, А УМА НЕ ВЫНЕС
МОРОЗ НЕВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ
ПУГАННАЯ ВОРОНА И КУСТА БОИТСЯ
ЖАДНОСТЬ ВСЯКОМУ ГОРЮ НАЧАЛО
ДРУГ НЕИСПЫТАННЫЙ, ЧТО ОРЕХ НЕКОЛОТЫЙ
НЕ ДАВШИ СЛОВА – КРЕПИСЬ, А ДАВШИ – ДЕРЖИСЬ
— ГДЕ ЛАД, ТАМ И КЛАД
ТРУСЛИВОМУ ЗАЙКЕ И ПЕНЁК ВОЛК
НЕ ИЩИ ПРОСТОТЫ – ИЩИ ДОБРОТЫ
ДОБРОЕ БРАТСТВО ЛУЧШЕ БОГАТСТВА
ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТНИКОМУ
МНОГО ЖЕЛАТЬ – ДОБРА НЕ ВИДАТЬ
ЛИХО ПОМНИТСЯ, А ДОБРО ВЕК НЕ ЗАБУДЕТСЯ
ГДЕ РАБОТАЮТ, ТАМ ГУСТО, А В ЛЕНИВОМ ДОМЕ ПУСТО
— ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ
НЕНАСЫТНОМУ ВСЁ МАЛО
ДОБРА ЖЕЛАЕШЬ – ДОБРО И ДЕЛАЙ
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
ГЛУПЫЙ КИСНЕТ, А УМНЫЙ ВСЁ ПРОМЫСЛИТ
ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК – ДРУЗЬЯМИ
НЕИЗВЕДАННЫЙ ДРУГ НЕХОРОШ ДЛЯ УСЛУГ
V. Работа по карточкам
VI . Закрепление изученного
— Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках?
— Волшебные предметы – это одна из примет народных сказок. Назовите ещё и другие сказочные приметы (троекратный повтор- три сына, три желания; устаревшие слова – «пуще», «девицы», «кручиниться»; концовка – «стали жить-поживать и добра наживать»; устойчивые выражения – «видано-невидано», «накормила-напоила», «куда глаза глядят»
VII. Физкультминутка. (Слова из сказок)
VIII. Литературная игра
Давайте выберем знатока русских народных сказок. Победит тот, кто больше всех ответит правильно:

  • Угадай, из какойсказки этот предмет?
  • Кому принадлежат эти слова:
  • — «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)
    — «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)
    «Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)
    — «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)
    «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)
    «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)
    «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)
    «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)
    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)
    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка)

  • Разгадывание кроссворда.

  • 1

    с










    2
    о








    3


    л










    4
    о











    м










    6
    и








    7


    н











    к










    9
    а







  • Героиня сказки, которая украла петуха.
  • Героиня сказки «Волк и семеро козлят».
  • Главный герой сказки «По щучьему велению».
  • Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.
  • Имядевочки из сказки «Три медведя»
  • Вставь имя героя и название сказки: «…- ясный сокол»
  • Как звали девочку, чей братик превратился в козлёночка?
  • Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?
  • Героиня сказки «Бурёнушка».
  • IX. Итог урока:
    — Какие сказки вы читали? (русские народные)
    — Какие признаки русских сказок вы знаете?
    — Чему учат нас сказки?

    Файлы: Урок внеклассного чтения.ppt
    Размер файла: 316928 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология