Автор конспекта:
Автор(ы): — Ушакова Светлана Владимировна

Место работы, должность: —

ГБОУ СПО ПО "Нижнеломовский многопрофильный техникум"

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Внеклассное мероприятие, посвященное избирательной кампании в предверии выборов. Содержит дидактический материал, презентацию.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижнеломовский многопрофильный техникум»

Внеклассное мероприятие

«Твой выбор – участие в выборах!»

Разработано

преподавателем

Ушаковой С.В.

2011г.

«Твой выбор – участие в выборах!»

Цели проведения мероприятия:

1.Образовательные:

  • формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства Российской Федерации, о процессе проведения выборов
  • формировать гражданское самосознание и понимание роли избирателя в демократическом обществе,
  • показать смысл и значение выборов, важность участия каждого гражданина в судьбе государства.

2. Развивающие:

  • совершенствовать умение самостоятельно извлекать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
  • формировать навыки анализа и систематизации информации, творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, кроссворда, анализ и обобщение данных);
  • отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано излагать свою позицию (беседа, диспут);
  • формировать культуру общения, правовую и политическую культуру.

3. Воспитательные:

  • продолжить выработку активной гражданской позиции;
  • формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
  • воспитывать юных граждан демократического, правового государства, осознающих собственную роль и ответственность за будущее своего народа,
  • продолжить работу по воспитанию патриотизма учащихся и их стремления к активной политической жизни.

Предполагаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут:

  • познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
  • получить опыт работы, участия в избирательной кампании (деловая игра);
  • понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
  • расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
  • проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ»;
  • определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины Избирательного права;

Ход мероприятия:

Вступление:

Мы поговорим о политике, её роли в жизни человека, а главное необходимости участия в политической жизни общества.

Конечно же, внимание к политике у всех людей разное, как и степень, формы участия в ней.

Однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества а, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

Каждый из нас должен стараться учиться ориентироваться в реальной политической обстановке, анализировать события и явления политической жизни, уметь видеть результаты участия и неучастия в политике граждан. Мы должны найти ответ на вопрос: Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в выборах на формирование государственной политики?

Стихотворение- «Подумай и проголосуй!». (читает автор: уч-ся гр.№36 «с» «НМТ» Климова Екатерина)

1 часть. «За круглым столом»: «Поговорим о выборах».

Участники:политолог, эксперт-политконсультант, юрист, историк,

политические лидеры, выдвигаемые кандидаты на выборы.

Вступительное слово учителя.

Мы поговорим о политике, её роли в жизни человека, а главное необходимости участия в политической жизни общества.

Конечно же, внимание к политике у всех людей разное, как и степень, формы участия в ней.

Однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества а, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

Ведущий:Политика и мораль находятся в очень трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение, что политика — дело грязное. Поговорим об этических проблемах в ходе избирательной компании.

Политолог:Нередко к политической деятельности рвется человек в погоне за карьерой, личным успехом и для реализации этой цели и прибегает к различным методам. Негативное высказывание о политических противниках, их дискредитация в глазах избирателей, появление компроматов в прессе. К сожалению, отмечается тенденция, используя средства массовой информации для ведения негативной компании против оппонентов. Предвзятая подача видеоматериала. Распространение недостоверной информации о кандидате — сопернике так называемой «черный пиар» и «грязная технология» все чаще можно наблюдать. Возможно, следует подумать об изменениях в системе выборов.

Историк:В Великом Новгороде использовалась вся палитра «средств агитации». На примерах из истории — подкуп участников вече, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников, и наконец, убийства и разграбления -все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики (не только Новгородской, но и любой другой).

Во времена существования соборов «черный пиар» и «грязные технологии» стали весьма изобретательными, особенно это проявилось при избрании Земским собором в 1598 году на царствование Бориса Годунова, который к тому времени уже давно являлся правителем России. Годунов использовал весь имевшийся у него «административный ресурс» для того, чтобы добиться избрания: по всей столице и другим крупным городам были заблаговременно разосланы царские агенты и монахи, агитировавшие народ просить на царство именно Бориса. Родная сестра Бориса Ирина энергично занималась подкупом стрелецких командиров, т.е. обеспечивала на всякий случай силовую поддержку. Тем временем под угрозой штрафа московские власти сгоняли горожан на манифестации в поддержку Годунова, а царская гвардия наблюдала за тем, чтобы народные чувства выражались громко и слезно.

Эксперт-консультант: Очевидно то, что широкому кругу людей с недостаточно высокой политической культурой более понятны упрощенные варианты политических решений, простые объяснения сложных проблем.

Для грамотного, эффективного участия в политике от гражданина требуются, во-первых, разносторонние политические знания, во-вторых, проанализировать и оценить предвыборную программу кандидата; в — третьих, ориентация на ценности и правила жизни демократического общества». Названные условия в совокупности характеризуют политическую культуру личности, которую необходимо развивать через систему образования, средства массовой информации.

Политолог.Возможно, следует подумать о изменениях в системе выборов, исключение попадания во власть нечестных людей, подкупа избирателей, фальсификации результатов голосования, манипулирования электоратом при помощи СМИ, обеспечение контроля и отзыва депутатов и тп.

ЭКСПЕРТ-ПОЛИТКОНСУЛЬТАНТ:Очень важно, чтобы человек,
претендующий на роль кандидата на выборах имел не только
политические, но и нравственные принципы: уважение каждой личности, человечность и терпимость в отношении к людям,
способность к компромиссам, честная конкурентная борьба в
процессе избирательной кампании, умение мирно разрешать
конфликты и многое другое. Главное нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

ИСТОРИК:Кстати уже в первобытном обществе существовали элементы первичного родового народовластия. Предводители родов выбирали на совете взрослых сородичей. Это сходка взрослых сородичей и является 1-ым органом «властвования». В античные времена и средние века только некоторые слои общества пользовались отдельными правами . Люди не были равны по сословным, имущественным, религиозным, национальным и другим признакам. Правление варяжского князя Рюрика — предстает перед нами в летописи как результат не завоевания, а осознанного политического решения (т.е. выбора) славянских и финских племен. В знаменитой Новгородской республике государственное управление осуществлялось через систему вечевых органов. В столице собиралось общегородское вече, отдельные части города, пригородов и соседних поселений созывали свои собственные вечевые собрания. На этих собраниях решались экономические споры, принимались законы, избирались высшие должностные лица, приглашались князья. Во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена была вспоминать о народном представительстве. В результате на авансцену российской истории вышли Земские соборы — представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархии, верхушка посада. В состав собора вели 3 пути — по общественно-политическому пожеланию, по назначению, по выбору.

Ведущий:Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Какими знаниями должны обладать избиратели? Как определяет избирательные права граждан КонституцияР.Ф? Обратимся за комментариями к юристу.

ЮРИСТ: Согласно Конституции РФ ст. 17 1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Из Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» ст.65 указывает на ответственность за нарушения избирательных прав граждан и раскрывает права граждан на участие в референдуме. Согласно данной статье, лица препятствующие путем * насилия, обмана угроз или иным способом свободному осуществлению гражданином РФ право избирать или быть избранным, либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, а также участвующие в подделке данных подписей, препятствующие голосованию на избирательных участках несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

ВЕДУЩИЙ: Следующие вопросы нашим кандидатам на выборы, политическим лидерам.

  • Вас выбрали депутатом парламента. Какими мотивами и ценностями Вы будите руководствоваться при принятии политического решения? Что будет определять Ваш выбор?
  • Как Вы думаете, почему падает активность избирателей на
    выборах? Какими могут быть последствия этого явления для
    личности, общества и государства?
  • Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал, что для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийство, иначе в политике ничего не добьёшься. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Почему?
  • Выскажите своё мнение по поводу следующих высказываний
  • «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения его пригодности для данного общества». (Ж.Ж. Руссо)

    «Справедливость или несправедливость закона измеряется большими или меньшими благополучиями народа». (А. Ривароль)

  • Всегда ли выборы являются демократичными? Достаточно ли свободных выборов для осуществления демократии?
  • ВЕДУЩИЙ:Наша встреча за круглым столом подошла к концу. Я благодарю вас всех за участие. Благодаря вашим выступлениям мы получили полную информацию о грамотном участии в выборах. Вы помогли нам лучше ориентироваться в реальной политической обстановке.

    Учитель Смысл современной избирательной системы в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.

    ИЗБИРАТЕЛЛЬНОЕ ПРАВО

    АКТИВНОЕ

    (право избирать в органы власти)

    ПАССИВНОЕ

    (право быть избранным в органы государственной власти)

    Имеют право граждане,

    достигшие 18 лет, независимо

    от пола, национальности, места

    жительства.

    Лишены этого права:

    а) лица, не достигшие 18 лет

    б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    в) признанные недееспособными.

    Дееспособность- способность лица нести ответственность за свои поступки.

    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ — ЭТО

  • Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати.
  • Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой.
  • Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть не получившая всеобщего одобрения.
  • ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ

  • Всеобщее избирательное право — избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе.
  • Равное избирательное право, т. е. один человек — один голос.
  • Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно.
  • Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.
  • Сейчас вашему вниманию предлагается кроссворд (на каждой парте лежат бланки кроссворда и вопросы к нему. После выполнения — проверка, пояснения, комментарии )

    2часть: Диспут- «Ваш выбор — Ваше будущее».

    Обсуждаемые вопросы:

    1. Можно ли, находясь у власти сохранить высокую
    нравственность?

    2. В наше время люди всё меньше и меньше интересуются
    политикой. Почему падает интерес к политике?

    3. Не всегда политики, избираемые в органы власти, принимают правильные решения, справедливые законы. Вспомним известный афоризм: «Самое серьёзное испытание — испытание властью». Люди с задатками тирана не должны допускаться к власти. Что с Вашей точки зрения необходимо предпринять чтобы ситуация изменилась?

    4.Какому политику вы отдадите предпочтение на выборах? Политику, о котором Вы ничего не знаете, но тезисы его программ Вас полностью устраивают. Политику, которого Вы хорошо знаете, но с программой, которого Вы не знакомы. Объясните свой выбор.

    5.Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в
    выборах на формирование государственной политики?

    6.Каким должен быть на Ваш взгляд представитель народа в
    законодательном органе власти, который принимает законы, влияющие на жизнь многих людей?

    7.Какую роль играет СМИ в избирательной компании?

    8. Какую роль играет и как создаётся имидж кандидатов в депутаты?

    9.В некоторых странах, в Италии, избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности. Справедливо ли это?

    Заключение

    У России есть всё необходимое для достойного соревнования с мировыми лидерами. Есть прекрасная школа образования, лучшая в мире фундаментальная наука — всё то, что называется интеллектуальным ресурсом нации. Есть умные честные замечательные, образованные и работоспособные люди, которые впитали в себя все достижения и успехи русской и советской культуры. Нужно лишь использовать этот огромный потенциал. Для этого нужно понимание и воля власти к применению этого национального ресурса. Будет ли эта возможность использована, зависит во многом от того, кто будет у власти в России, сторонники какой идеи, какой концепции. Нам нужно великое будущее, поэтому участие отдельного гражданина в выборах, т.е. наше с вами участие -это наша ответственность за будущее нашей страны. Наш выбор -наше будущее!

    Задания для закрепления материала

    Основным методом работы на данном этапе являетсягрупповой метод Каждая группа получает своё задание. Задание №6 и №7 выполняется всеми участниками.

    Задание 1.

    Работа по Конституции Р.Ф.(статьи№30-33)

    1.Определите политические роли гражданина и права, лежащие в основе их исполнения.2. Опираясь на статьи Конституции РФ и учитывая возраст россиянина, подумайте, какие ёще роли он мог бы исполнять:

    «Двадцатидвухлетний россиянин, будучи членом коллектива служащих, обратился в вышестоящий орган за защитой в связи с нарушениями условий своего трудового контракта. Во время избирательной кампании мэра города он же организовал митинг и выступил на нем в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него».

    Задание 2.

    Определите, какой принцип избирательного права нарушен в следующих случаях:

  • Участие в выборах стало обязательным под угрозой штрафа.
  • Лица нерусской национальности, проживающие в области, не имеют права принимать участия в выборах.
  • По причине болезни близкие родственники могут передоверить своё право проголосовать членам своей семьи.
  • Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит бюллетень на избирательный участок.
  • Задание 3.«Группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти.»

    Предложите свои аргументы в пользу того, чтобы закон был принят и

    аргументы против принятия предлагаемого закона.

    Задание 4.

    Прокомментировать высказывание.

    Президент Линкольн говорил, что демократия – это

    • власть народа
    • для народа
    • через народ.

    Задание 5.

    Прокомментировать высказывание:

    «Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства образующих его личностей». Дж.Милль.

    Задание 7

    Каждая группа получает карточку, на которой записано начало предложения«Участие в выборах – это важно, потому что…».

    Участники должны подобрать определения, наиболее подходящие для данного понятия.

    Результатом работы групп является озвучивание аргументов и заполнение следующей таблицы:

    Участие в выборах

    Аргументы «за»

    Аргументы «против»

    1

    2

    3

    4

    5

    Анализ проведённого мероприятия.

    Мероприятие разработано преподавателем истории и обществознания Ушаковой Светланой Владимировной.

    Адрес учебного заведения:Пензенская область, г.Н.Ломов,ул.Р.Люксембург,49,раб тел. 8-841-54-4-40-93

    Проведено в группе 24 «НМТ».Возраст учащихся 16-17лет.

    Мероприятие разработано с учётом современных педагогических технологий, чётко определены задачи и цели.

    Использованы следующие педагогические приёмы: совместная групповая работа, дебаты, ролевые игры, моделирование ситуаций, создание презентаций – всё это повышало интерес , обеспечивало более глубокое усвоение содержания материала, выработку гражданских навыков.

    Приобщение учащихся к культуре общения, усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для их успешного функционирования в обществе.

    Отличительная черта: участие в подготовке и проведении мероприятия позволяет учащимся сформировать чёткую гражданскую позицию в области избирательного права, что особенно необходимо в современном обществе.

    Данное мероприятие популяризирует избирательную кампанию и грамотное участие в процедуре проведения выборов.

    Итогом игры стало понимание учащимися важности знания и умения пользоваться избирательными правами, осознание необходимости участия в избирательном процессе, политической жизни страны.

    Файлы: Твой выбор-участие в выборах!.ppt
    Размер файла: 4207104 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология