Автор конспекта:
Автор(ы): — Федорова Галина Анатольевна

Место работы, должность: — МАОУ СОШ п. Волгино Боровичского р-она, Новгородской обл. Учитель русского языка и литературы

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Пояснительная записка

Цель современной школы — помочь ребенку стать личностью, создавая условия и поддерживая его в развитии. Формирование у школьников ответственности, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе невозможно решить без активного использования потенциала не только учебного, но и воспитательного процесса.

Организация внеклассной деятельности — это специфическая и тонкая профессиональная работа, целью которой является осмысление детьми и педагогом реального взаимодействия с окружающей действительностью в ее конкретном предметном проявлении.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», — писал великий педагог В. Сухомлинский.

Участвуя в коллективном творчестве, каждый ребенок получает возможность проявить свои способности, открыть для себя и для других грани различных талантов, развивать диапазон необходимых в будущем коммуникативных качеств.

С целью формирования у учащихся духовно-нравственных, патриотических качеств, развития творческих способностей в школе работает клуб любителей русской словесности.

Целями и задачами представленной разработки являются: приобщение учащихся к культуре родного края;

знакомство учащихся с произведениями поэтов и писателей Боровичского края;

формирование любви к чтению и потребности в книге.

Представленная разработка посвящена юбилейной дате Боровичского литературного объединения « В мире прекрасного».

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Мероприятие, посвященное юбилейной дате Боровичского литературного объединения "В мире прекрасного".

Путешествие по Стране Див

Учитель: Мы собрались сегодня на очередное заседание клуба «Любители русской словесности», чтобы совершить путешествие по Стране Див. Сейчас мы вместе с поэтами — боровичанами пройдём по земле « обетованного отеческого края» и полюбуемся его красотами.

Ученица читает стихотворение

Николая Семёнова «В стране Див».

Н.Семёнов «В стране Див»

Мне не надо никакого рая!

Мне милей намного райских нив

Сторона льняная, голубая,

Что любя зовут Страною Див.

Сосен шум в бору мне слух ласкает,

Запах леса голову кружит,

Не заменит песня никакая

Песню перепелкину во ржи.

Расстегнувши ворот у рубашки,

Я бродить без устали готов,

Где гуляют стайками ромашки,

Маленькие лебеди лугов.

Где дрожит, горя на стебле тонком,

Розовой гвоздики огонёк,

И пушистым шариком-котёнком

Одуванчик ластится у ног.

Мне любая дорога бредина,

С детских лет знакомая окрест,

Каждый куст ольхи в краю родимом

Видеть никогда не надоест.

И пока мой путь земной не прерван,

Светлый бьёт в душе моей родник.

Сердцем я, как обнажённым нервом,

Прикасаюсь к жизни каждый миг.

Учитель: К сегодняшнему заседанию мы готовились: написали сочинения, сделали рисунки, выучили стихи о родине и природе, посетили музей. И вся эта работа посвящена нашей малой родине- Боровичскому краю.

Действительно , Боровичский край удивительно красив и живописен. Это и наш старинный город Боровичи, и красавица Мста ,и голубые озёра, и серебряные ручьи, зелёные леса и золотые нивы.

И всё это наша Малая родина. Здесь многие из нас сделали свои первые шаги, произнесли первое, самое дорогое слова- мама. Здесь мы обрели друзей. Как же не любить эту землю, как же ею не интересоваться!

Богат наш край и талантливыми, творческими людьми; в их слове, как в капле воды, отражается наша история. Какая в нём красота, сколько вложено души и сердца, какая ёмкость каждого слова.

Ученица читает стихотворение

Сусанны Лунёвой «Край родной»

Край родной

Люблю тебя, мой край родной,

С твоей неброской скрытой силой,

Как сказ, где быль со стариной,

Как песню, с грустью, сердцу милой.

Люблю поэму вешних дней,

Что хлеборобы дружно пишут

На трудный пахоте своей,

Где нет длиннот и строчек лишних.

Люблю твой глухоманный лес,

Глаза озёр в густой осоке,

Мир неразгаданных чудес,

Истории живые строки:

Засодимский, Бианки, Лядов,

Суворов…

Милый сердцу край.

Храня тепло их дум и взглядов,

Ты песню новых дней слагай.

Ученик читает и анализирует стихотворение

Антонина Чистякова «Боровичи»

Боровичи

Здесь человек до первых грамот

Пещерный свод крепил сосной.

Ему зарю последний мамонт

Трубил в бору над быстрой Мстой.

Рубили дом боровичане.

Высок в светёлке и в сенцах.

Венцами гулкими венцами

Дом о шестнадцати венцах.

С холма во Мсту- метелью стружки.

Суля бессмертие в миру,

Не молкли щедрые кукушки

В резьбу на окнах и в бору.

Боры- для плотника обитель.

Он не щадил святыни те

И, помогая строить Питер,

Свои боры сплавлять по Мсте.

Через ревущие пороги

Их вёл отпетый парень- хват.

Круты валдайские отроги,

И город нравом крутоват.

Когда хвоёй осыпав круги,

Он вырубил последний бор,

Из –под корней его могучих

Истоки взял огнеупор.

Успел одеть огнеупором

На всю округу – белый свет…

А утверждают,будто город

Живёт на свете двести лет.

Ученик:Это стихотворение меня очень взволновало. Оно написано о моём родном городе, о его истоках, о талантливых, трудолюбивых людях, которые строили Боровичи. Меня переполняет чувство гордости за то, что я живу в таком красивом месте. Я очень люблю Боровичи.

Учитель: Стихи наших местных поэтов очень лиричны и задушевны, не случайно многие из них положены на музыку нашими композиторами.

Исполняется песня «Боровичи».

Боровичи

  • Наш небольшой городок,
  • Сын необъятный России.

    Здесь средь высоких холмов

    Сердцу места дорогие.

    Припев:

    Он утопает в зелени.

    Он неподвластен времени.

    Стал он моей судьбой

    Город любимый мой.

    Он утопает в зелени,

    Он неподвластен времени.

    Стал он моей судьбой — Боровичи.

    2. Этот привычный пейзаж,

    Мост с лёгкой аркой над Мстою,

    С детства он радует нас

    Тихой своей красотою.

    Припев

  • С поезда утром сойду
  • Я на вокзале старинном,

    После разлуки вдохну

    Воздух я родины милой.

    Припев

    Учитель:Многие стихи наших поэтов о природе. Сейчас мы попытаемся раскрыть секрет поэтического пейзажа наших поэтов.

    Учащиеся читают и анализируют стихотворения о природе.

    Рябина Н.Семёнов

    Застал мороз вчера
    Врасплох рябину
    Пушистым инеем
    Она оделась вся.
    И кисти,
    Словно крупные рубины,
    На белых ветках
    Тяжело висят.
    Горит огонь сквозь изморозь

    Багряно.
    Пожар вовсю
    В рябиновом кусту.
    И снегири,
    Слетевшись утром рано,

    Не смеют тронуть
    Эту красоту.

    Зимний пейзаж Евгения Скородумова

    Зима.Мороз.Светлы дороги.
    Метель ушла дремать в овраг,
    И только лапы елей строгих
    Хранят густой,зелёный мрак.

    Берёзок стайки в шубках белых
    Окаменели…Не дрожат…

    Пути-дороги,точно стрелы,
    Вперёд безудержно спешат.

    А вдалеке,над косогором,
    Лисицей рыжей лёг закат,

    И ширь полей открыла взорам
    Свой снежно-бисерный наряд…

    Ученица: Я очень люблю зиму. Моё сердце переполняется восторгом ,когда я ощущаю её красоту. Стихотворение «Зимний пейзаж» написано ярким,образным языком. Автор подобрал удивительно точные сравнения,эпитеты.

    Зимний путь Евгений Денисов

    Вот лыжный след змеится,
    Минует поле,лес,
    На солнышке искрится,
    Синеет от небес.

    Стог сена.
    Мост.

    Деревня…
    Прекрасная от сна,

    Как спящая царевна,
    Спит наша сторона.

    Ученица: Читая стихотворение,я мысленно представляю свою деревню Заречную:дома,подвесной мост,деревья,одетые в зимний сказочный наряд.
    Умиротворением и покоем переполняется сердце,когда на деревню опускаются сумерки,и всё вокруг погружается в глубокий сон.

    Учитель:А теперь каждый из вас может побыть в роли поэта. У вас на столах карточки с отрывками из стихотворений,в которых пропущены эпитеты-прилагательные. Вы должны подобрать подходящий по смыслу эпитет. А затем мы проверим,кто из вас будет близок к оригиналу.

    Вот они любимые места:
    В клеверах струящаяся Мста,
    Розовые,белые луга.
    Кое-где болотная куга.

    Сегодня лес печаль свою не скроет,
    Листвой осенней землю золотя,
    Мне на лицо роняет он порою,
    Как слёзы,капли смолкшего дождя.

    Осенний дождь стучит по крыше.
    А за окошком мокрый клён
    Таким огнём закатным пышет,
    Как будто солнцем опалён.

    Поздний вечер…И снова играет
    Одинокая флейта в лесу.
    Чьё-то сердце покоя не знает…
    Стонет лес,словно чует грозу.

    Чего-то ждёт вечерний час.
    Вдали погас закат румяный.
    Всё смерклось,скрылося из глаз.
    И ночь глядит из-за туманов.

    Не голой и не бросовой,
    Цветя,а не пыля-,
    Будь розовой,берёзовой,
    Любимая земля!

    Душистые грозди сирени,
    Скамейка в глухом уголке…
    И ветер поёт мне весенний.
    И «счастье» держу я в руке.

    Быть может,в такие минуты
    Над белою гладью просторов
    Наметил походов маршруты
    Тоскующий в ссылке Суворов.
    Невесомые снежинки
    Облетели скаты крыш.
    Что за странные созданья!
    Облепили лица,зданья.

    На голой ветке в зимний день,
    В комочек сжавшись вся,
    Сидит и жалобно: тень-тень,
    О теплых днях грустя.

    Учитель: Ребята!У каждого из нас своё,особенное восприятие Родины,своё отношение к ней. Мы писали сочинение на тему «Люблю тебя, мой край родной!» и «Мой любимый уголок природы».
    Прочитайте ,пожалуйста ,небольшие отрывки из своих сочинений.

    Этюд о природе

    Не каждый человек способен увидеть природу во всём её сиянии. Нередко человек,сам того не осознавая,наносит вред природе,забывая о том,что природа-наш общий дом,это колыбель человечества.
    Только любящее,чуткое сердце может понять и почувствовать природу. В природе есть и мелочи,о красоте которых человек может и не догадываться. Какое чудо дарит нам рассвет!Утреннее ласковое солнце,окрашивая горизонт в багряный цвет,пробуждает спящую природу. Солнечные лучи,робко касаясь свежих чистых лепестков цветка,дают ему жизнь,роса умывает юные лепестки. Лёгкий утренний свежий ветерок освежает их.

    А вечером утомлённый цветок вновь уснёт до следующего рассвета,мечтая в сладком спокойном сне, о новом дне.
    Всё в природе взаимосвязано. Как всё гармонично и красиво! Я часто думаю:ведь человек -неотъемлемая часть природы,а почему в жизни людей всё не так соразмерно и прекрасно. Кто виноват в этом?Наверное ,сам человек.

    Прошлое и настоящее нашего края.
    Наш небольшой городок Боровичи находится на отрогах Валдайской возвышенности. Он раскинулся на крутых берегах Мсты. Боровичи-очень старый город. В нём много стареньких и извилистых улочек. Особенно впечатляет вид Боровичей летом :широко раскинувшийся город утопает в зелени. Через Мсту перекинулся великолепной красоты мост. Но не только он- гордость нашего города и района. Издавна славился наш город хорошими лоцманами. Даже царь Петр,сам не раз проходивший мстинские пороги,хорошо знал труд боровичских лоцманов и за это освободил их от всех податей…
    Гордятся боровичане и тем, что \история Боровичского края связана с именем А.В.Суворова.

    Люблю тебя , мой край родной:

    Природа- это всё. Что нас окружает. Это и бесконечные поля с изумрудной травой и разноцветными цветами. Голубое небо с белоснежными облаками. Это и леса…

    Я думаю, что все люди должны любить, ценить и охранять природу… Ведь природа- это наше богатство, которое нельзя погубить… Когда смотришь на прекрасный пейзаж, дышишь свежим, чистым воздухом, душа наполняется чувством радости, понимаешь, что нельзя губить этот земной рай. С нашей стороны это было бы грубостью, преступлением.

    Мне вся природа дорога, я не отделяю красивую природу от некрасивой…

    Я очень люблю наш сосновый лес осенью. Когда вхожу в него, чувствую, как становлюсь добрей ко всему, что меня окружает, моё настроение поднимается…

    « Охранять природу- значит охранять родину».« Природа учит видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было». Эти слова сказали знаменитые, умные люди. И ведь, действительно, природу надо охранять, ведь это самое прекрасное, что у нас есть.

    Учитель:Сегодня прозвучали стихотворения местных поэтов, наших современников. Но нельзя забывать истоки нашей культуры, восходящие к устному народному творчеству. Фольклор — наше духовное наследие, мы должны бережно хранить его, обращаться к нему как можно чаще.

    К заседанию клуба мы подготовили сказку, которая родилась на боровичской земле, а подарила её нам Мария Михеевна Серова. Эта сказка сохранила красоту и полнозвучие уходящего истинно народного говора Северной Руси.

    Наш русский народ любит и посмеяться, и беду смехом избить. Так пусть же предлагаемая сказка разгонит грусть на ваших лицах, пусть они засияют добротой.

    Члены клуба инсценируют сказку « Горшок».

    Горшок

    От ты говоришь, что у вас народ леной… А послухай-ко, што в нашей стороны деетца. Этаких леных-то поискать да поискать… Так и норовят дило-то на чужи плечи столкнуть – самому бы только не дилать. Вот этоки-то муж с женой и жили у нас в деревне. Уж таки лены, таки лены были изо всей округи. И дверь-то в избу николи на крюк не закладывали…

    « Да притка ево возьми!.. Утром-то вставай, да руку и протягивай, да упять ево скидавай…Да и так живе!»

    Вот этака-то баба и свари каши… А уж и каша задалась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отвалилась. Выняла этта баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила, съили кашу облизаючись. Глядь, а в горшке-то этака сбочку да на донышке и приварись каша-то, мыть горшок-то надобно.

    Вот баба и говорит мужику:

    — Ну, мужик, я своё дило сдилала- кашу сварила, а горшок теби мыть!

    — Да полдно-ко! Мужиково ли дило горшки-то мыть?!и сама вымоешь!

    — А и не подумаю!

    — А и я не стану!..

    — А не станешь- дак и так стоит!…-сказала баба, сов горшок-то на шесток, а сама на лавку…Стоит горшок немытый…

    — Баба, а баба! а вить горшок-то немытый стоит…

    — А чья череда- тот и мой, а я не стану… Достоял горшок до ночи… Ладит мужик спать ложитца, лезет на печь-то, а горшок всё тутотка.

    — Баба, а баба! надобно горшок-то вымыть!

    Взвилась баба вихорем:

    — Сказано- твоё дило- ты и мой!..

    — Ну, вот што, баба! уговор дороже денег- кто завтра первый встанет, да перва слово скажет- тому и горшок мыть!..

    Улеглися. Мужик-то на печи, баба на лавки. Прошла тёмна ноченька. Утром-то никто и не встал!.. Ни тот, ни друга и не шелохнутца- не хотя горшка-то мыть. Баба-то надоть коровушку поить, доить да в стадо гнать, а ена с лавки-то и не крятатца… Этта соседки коровушек-то прогнали…

    — Господи помилуй! Што это Маланьи-то не видать… Уж всё ли по здорову?!

    — Да, бывает, позапозднилась… обратной пойдём – не встретим ли…

    И обратно идут- нет Маланьи…

    — Да нет уж!.. видно, што приключилося!

    Ближняя-то суседка и сунься в избу… Хвать! и дверь не заложена… Не ладно штой-то!.. Вошла, перехрестилась.

    -Маланья, матушка!…

    Ан, баба-то лежит на лавке… во все глаза глядит, сама не шелохнетца…

    — Пошто коровушку-то не прогоняла?

    Ай понездоровилось?

    Молчит баба…

    — Да штой-то с тобой приключивши-то?

    Пошто молчишь-то?!

    Молчит баба, што зарезана…

    — Господи помилуй! Да где у тя мужик-то?! Василий…а Василий!

    Глянула на печь-то-а Василий тамотко лежит…глаза открыты, а не ворохнетца…

    — Што у тя с жёнкой-то?! Ай попритчилось?..

    Молчит мужик, што воды в рот набрал…

    А эфто, вишь ты, никому горшка мыть не охота, не хотя перво словечушко молвить…

    Всполошилась суседка:

    — Оборони, Господь, не напущено ли!.. Пойтить сказать бабам-то…

    Побежала по деревни-то.

    — Ой, бабаньки! не ладно вить у Маланьи-то с Василием… Пойди-тко, погляди -лежат пластом одна на лавки, другой на печи… Глазыньками глядят, а словечушка не молвят… Уж не порча ли напущена?! Прибежали бабы, почитай все собрались. Лоскочут коло Маланьи да Василия.

    — Матушки! Да што это с вам подеялось-то?.. Маланьюшка… Да пошто молчите-то?! Што приключивши-то?!

    Молчат… молчат обое, што убитые.

    — Да беги-тко, бабы, за попом! Отчитывать надобно… Дило-то оно совсим неладно выходит.

    Сбигали. Пришёл батюшко-то.

    — Што тако, православные?..

    — Да, вот, батюшко, штой-то попритчивши. Лежат обое -не шелохнутца… Глазыньки открыты, а словечушка не молвят…Уж не попорчено ли? Не отчитывать ли? Батюшко бороду расправил, да к печки:

    — Василий! раб Божий! Што приключивши-то?..

    Мочит мужик… Поп -то к лавки.

    — Раба Божия! Што с мужем-то?..

    Молчит баба…

    — Да уж не отходну ли читать? Не за гробом ли спосылать?

    Молчат, што убитые…

    Бабы-то этта полоскотали, полоскотали, да и вон из избы-то. Дило-то оно стоит…кому печка топить, кому ребят кормить… у ково цыплятка, у ково поросятка…А батюшко-то:

    — Не-е, православные, уж этак-то оставить их боязно. Уж посидите кто-нибудь.

    Той нековда, другой нековда, энтой времячка нет..

    — Да вот,- говорит,- бабка-то Степанида пущай и посидит… Не ребята и плачут.. Одная и живе.

    А эта-ка бабка Степанида ручёнкой подпёрлась, покланилась.

    — Да не-е, уж, батюшко… нонече даром-то никто работать не стане. А положь жалованье, как посижу…

    — Да како же те жалованье-то положить?- спрашивает батюшка. Да повел этак глазам-то по избе…

    А у двери-то и висит на стенке рва-а-ная Маланьина кацавейка. Вата клоками болтаеца.

    — Да вот,- говорит батюшко,- возьми кацавейку-то. плоха, плоха- а всё годитца хоть ноги прикрыть…

    Только этта, желанные вы мои, батюшко-то проговорил, а баба-то, што ошпарена, скок с лавки-то. Середь избы встала, руки в боки.

    — Да эфто што же такое,- говорит,- моё-то добро… да не помираю ешшо. Сама помошу, да из тёплыих-то ручёнок кому хочу, тому и отдам.

    — Ну вот, баба, ты перво слово молвила, теби-ка и горшок мыть.

    Так батюшко-то плюнул, да и вон пошёл…

    Так вот, матушки вы мои, какой народ на билом свиту бывает…

    Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по стране Див. Сегодня мы прикоснулись своими сердцами к творчеству наших боровичских поэтов. Мы благодарны им за их талант,искренность,за то,что они учат нас любить свою Родину, быть добрыми,милосердными,сострадательными ко всему,что нас окружает.
    В знак нашего глубокого уважения мы преподносим им сегодня букет,собранный из цветов,которые встречаются в их стихах. Ребята,вы должны были подобрать отрывок из стихотворения,в котором упоминается какой-нибудь лесной или полевой цветок и сделать этот цветок из какого-либо материала своими руками.
    Так давайте от всего сердца подарим нашим поэтам этот букет.

    Учащиесячитают отрывки из стихотворений и ставят свой цветок в вазу.

    Среди белеющих ромашек,
    В густой запутанной траве
    Лежу и думаю о наших
    Днях,суматошных в большинстве.
    Евгений Денисов

    Солнцу рады вместе с нами,
    Гости милые земли,-
    Ярко-красными огнями
    Маки пышно расцвели.
    Юрий Шишелов

    Почему подснежник смотрит так печально?
    Ведь бывало раньше всё наоборот.
    Кажется,чего-то в жизни очень жаль мне…
    Иль забот на сердце вновь невпроворот.

    Сусанна Лунёва

    В траве кузнечики стрекочут…
    А в небе-
    Строчкой журавли…
    Кто я?
    Быть может колокольчик
    В негромкой музыке земли…
    Евдоким Русаков

    Для трудов и для забавы
    Солнце желтые купавы,
    Как фонарики,зажгло,
    Сея вешнее тепло.
    Сусанна Лунёва
    Желтеет мать-и-мачеха цветок,
    В цветенье жёлтом луговые шири,

    И с упоеньем детский голосок
    Поёт о самом-самом лучшем в мире.
    Евгений Денисов

    Под кручею,
    На склоне диком,

    Средь талой ледяной воды
    Цветут фиалки с волчьим лыком-
    Цветут бесстрашные цветы.
    Павел Петров

    Будет день,когда на воле
    Успокоюсь в чистом поле,
    Рад на чьём-нибудь пути
    Незабудкой расцвести,
    Чтобы в чей-нибудь букет
    Влить небесно-синий цвет.
    Евгений Денисов

    Вся наша сторона в цвету,
    А ведь сегодня ведреный.
    Поляну ландышей найду,
    Нарву букет серебряный.
    Евгений Денисов

    Учитель: А закончим мы наше сегодняшнее заседание клуба «Любители русской словесности» песней «В мире прекрасного»,слова и музыку написал Юрий Макеев.

    В мире прекрасного

    Каждой осенью клуб открывает сезон
    Музыкантам,певцам и танцорам…
    И другие таланты приветствует он-
    С ними клуб познакомит нас скоро.

    Припев:

    В мире прекрасного»-клуб называется,
    В нём нет талантам преград.
    В зале читальном друзья собираются,
    Тихо аккорды звучат.

    Приходите в наш клуб,отдохните душой,
    Здесь вам песню споют и станцуют.
    Здесь тоскливой осенней и зимней порой
    Чудо-лекари душу врачуют.

    Припев

    Не беда,что наш зал не роскошен и мал,
    Но зато в нём ,как в доме,уютно…
    Для души вы найдёте здесь новый причал,
    Будет чистой душа абсолютно.

    Припев
    Жаль на лето опять надо клуб закрывать,
    Вновь не скоро друзья соберутся.
    Будем грядки копать и до осени ждать,
    Чтобы в клуб свой любимый вернуться.

    Припев

    Файлы: Платонов. Юшка.doc
    Размер файла: 56320 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология