Автор конспекта:
Автор(ы): — Никитина Марина Петровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №12 г.Волжска, учитель начальных классов

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Знакомство со сказками А.С.Пушкина.

Используемое оборудование: —

Сказки А.С.Пушкина, песня "Сказки гуляют по свету", песня "Дорогою добра", опера Римского-Корсакого "Марш Додона", мультфильмы "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о царе Салтане…", проектор, компьютер.

Используемые ЦОР: —

Презентация.

Краткое описание: — На данном мероприятии дети повторяют и закрепляют знания о сказках А.С.Пушкина. Узнают о том, кто открыл А.С.Пушкину дорогу к сказке. Ребята инсценируют сказку, смотрят фрагменты сказок Пушкина, слушают оперу, поют песню о добре. Играют в игру «Из одной ли сказки герои».

Внеклассное мероприятие, посвященное А.С.Пушкину « Что за прелесть эти сказки!»

Учитель Никитина Марина Петровна

МОУ СОШ №12 г. Волжска

1. Что за прелесть эти сказки! Ребята, кто знает, кому принадлежат эти слова?

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежали в кроватке, и слушали дивные песни , сказки мамы. Пушкин приходит к нам с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта. При жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.

Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Слайд 2

У него была замечательная няня. Кто знает, как звали няню Пушкина? Слайд 3 -Няню Пушкина звали Арина Родионовна. Эта очень добрая и милая женщина. По рассказам сестры поэта, Арина Родионовна была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками» Няня своими рассказами и сказками учила мальчика русскому языку, вводила его в мир старины, народного быта и народной поэзии. А Пушкин называл ее «мамушкой». Именно эта хрупкая женщина привила маленькому Саше любовь к сказке. Каждый вечер она рассказывала ему интересные сказки, а он внимательно слушал. Эти сказки няни пробуждали в мальчике воображение,творческую фантазию. А позже по сюжетам народных сказок он и стал сочинять сказки в стихах. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все сказки стали любимыми русским народом и особенно детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Слайд 3

2. Песня «Сказки гуляют по свету» (1 куплет)

Сказки, сказки – ярмарка чудес. (Слайд 4)

Мир волшебный, разноцветный лес.

Крылья сказок тихо-тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят

Кто автор этих сказок? Слайд 5

-Хорошо ли вы знаете сказки А. С. Пушкина я сейчас проверю.

Рассмотрите иллюстрации и назовите сказки. (Слайды 6-8 по порядку) Сказка о попе и о работнике его Балде (написана в 1830 г, опубл 1840г. )

Сказка о рыбаке и рыбке (1833г. опуб. 1835г).

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ( 1831 опуб. 1832)

Сказка о золотом петушке (1834 опубл. 1835)

Сказка «О мертвой царевне и 7 богатырях» (1833 опуб. 1834)

-А теперь посмотрим фрагмент мультфильма этой сказки.

Слайд 11 с фрагментом « Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» видио

В православных семьях всегда зажигают свечку богу перед иконами. А у кого дома есть иконы? Поднимите руки. У вас мамы или бабушки зажигают свечи перед иконами? В этом фрагменте доброта, гостеприимство, аккуратность — положительные качества человека.

3.А теперь давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я буду называть персонажей различных сказок, а если это герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – топаете

— Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, , Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, — МОЛОДЦЫ!

4.Мы отправляемся дальше. В какой же сказки мы сейчас побываем, вы узнаете, если правильно соберете карточки с названием этой сказки “Сказка о попе и работнике его Балде”

— Ребята, а теперь правильно ответьте на вопросы по её содержанию.

  • Как работал Балда? (“Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.”).
  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (“Лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки за три года”)
  • Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости ? (“…вышлю к тебе внука” чертенок)
  • 5. Кто это к нам пожаловал?

    Входит Старик с рыболовной сетью.

    Старик (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? Инсценирование отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке”

    — Сколько лет рыбачил старик? (“Он рыбачил тридцать лет и три года”)

    — Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку? (2 раза)

    — Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, дворянка, царица)

    Сказка учит ценить то, что мы уже имеем.

    6. Конкурс из одной ли сказки?

    Предлагается ответить на вопросы. (да — нет).

    Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

    Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

    Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

    Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

    Попадья и золотая рыбка? (Нет)

    Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да). Продолжаем наше путешествие. Посмотрите фрагмент сказки

    7. Видио “Сказка о царе Салтане…” (слайд 12 видио)

    — Кто помнит полное название этой сказки? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.)

    — В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, в муху, шмеля)

    Посмотрите сколько куполов над городом. Раньше, когда строили города, сначала закладывали храм, строили церкви и монастыри. Кто знает? Сколько в нашем городе церквей? Кто ходит туда? Поднимите руки. С 28 ноября идет Рождественский пост. Вы должны обязательно посетить храм, исповедоваться и причеститься.

    8. О какой сказке мы еще сегодня не говорили?

    «Сказка о золотом петушке». Композитор Римский – Корсаков, прочитал эту сказку, она ему понравилась, и он написал оперу к ней «Марш Дадона»

    Послушайте фрагмент из оперы и отрывок из этого произведения

    9. Люблю я Пушкина творенья,

    И это вовсе не секрет.

    Его поэм, стихотворений

    Прекрасней не было и нет!

    С мальства его читаем сказки,

    В них жар души, природы краски,

    Добро цветет в них, злоба чахнет.

    В них русский дух, в них Русью пахнет!

    То были чудные мгновенья,

    Когда стихи его читал.

    “У лукоморья дуб зеленый”

    Я с упоеньем повторял.

    Передо мною кот ученый

    Ходил усатый и крутой.

    Русалки на ветвях сидели

    Одна красивее другой.

    С Гвидоном вместе плыл я в бочке

    И дно из бочки выбивал,

    И злого коршуна у моря

    Рукой Гвидона убивал.

    И деда рыбака у моря

    В походах к рыбке узнавал,

    И злую, жадную старуху

    Всем детским сердцем презирал

    Мы любим Пушкина творенья,

    И это вовсе не секрет.

    Со сказками все дружат-

    И сказки дружат с каждым,

    Они необходимы,

    Как солнышка привет,

    Кто любит слушать сказки,

    Тому они расскажут,

    О том, что может было,

    А, может быть и нет.

    10.. Чему учат нас сказки Пушкина? Сказки Пушкина воспитывают в детях доброту, сострадание, милосердие, умение почитать родителей, уметь прощать. Высмеивают отрицательные качества человека: зло, жадность, глупость, зависть, эгоизм.

    И каждый из нас находит в этом мире что-то своё, что-то особенно близкое себе. «У каждого возраста свой Пушкин», – сказал С.Я.Маршак. Ведь жизнь, действительность, которая нас окружает, мы понимаем и постигаем не сразу, а постепенно, с возрастом. А Пушкин – это самая настоящая живая жизнь, только запечатленная в слове.

    Его нельзя ни с кем сравнить,

    Его стихи нельзя забыть.

    Давно я Пушкина читаю,

    Но с каждым разом отмечаю,

    Как им горжусь, его любя.

    Какой талант и ум какой

    В единое соединились,

    И стихотворной красотой

    В поэте русском отразились!

    Я Пушкина по многу раз читаю

    И заново поэта открываю,

    Я этим счастлива, и этим я богата

    Читайте Пушкина, друзья!

    — Вы так хорошо работали, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!

    11. Песня «Дорогою добра» исполняют девочки

    12. Прочтем все вместе

    Пушкин – это красота, (слайд 13)

    Пушкин – это доброта,

    Чтобы лучше было жить,

    Надо с Пушкиным дружить!

    Литература:

    Алифриенко Стих о Пушкине

    Интернет – ресурсы

    Пушкин А.С. «Сказки», ЗАО «Омега» 2001г.

    Приложение: «Дорога добра»

    Спроси у жизни строгой
    Какой идти дорогой,
    Куда по свету белому
    Отправиться с утра.

    Иди за солнцем следом,
    Хоть этот путь неведом,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра.
    Иди за солнцем следом,
    Хоть этот путь неведом,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра.

    Забудь свои заботы,
    Падения и взлёты,
    Не хнычь, когда судьба себя
    Ведёт не как сестра

    Но если с другом худо,
    Не уповай на чудо,
    Спеши к нему, всегда веди
    Дорогою добра.

    Но если с другом худо,
    Не уповай на чудо,
    Спеши к нему, всегда веди
    Дорогою добра.

    Ах, сколько будет разных
    Сомнений и соблазнов,
    Не забывай, что это жизнь,
    Не детская игра.

    Ты прочь гони соблазны,
    Усвой закон негласный,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра.

    Ты прочь гони соблазны,
    Усвой закон негласный,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра.

    Спроси у жизни строгой
    Какой идти дорогой,
    Куда по свету белому
    Отправиться с утра.

    Ты прочь гони соблазны,
    Усвой закон негласный, } 2 раза
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра.

    Ты прочь гони соблазны,
    Усвой закон негласный,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра.

    Файлы: Никитина М.П.rar
    Размер файла: 10356332 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология