Автор конспекта:
Автор(ы): — Зиновьева Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской сош Тамбовской области, учитель истории

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Культурология

Цель урока: —

Цели:
— формировать уважительное отношение к истории культуры своего народа;
— развивать внимание к слову, его значению и употреблению в речи;
— воспитывать любовь к книге – источнику знаний.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература:
1. Журнал «Библиотека» №10, 1993
Статья «Свет книжного разумения»
2. В. Супрун. Православия святые имена
Волгоград, 1996 (стр. 13-16)
3. Журнал «Начальная школа» №5, 2000
4. Журнал «Русский язык в школе» №2, 1995
№2, 1998
5. Календарь школьника, 1990

Используемая методическая литература: —

Литература:
1. Журнал «Библиотека» №10, 1993
Статья «Свет книжного разумения»
2. В. Супрун. Православия святые имена
Волгоград, 1996 (стр. 13-16)
3. Журнал «Начальная школа» №5, 2000
4. Журнал «Русский язык в школе» №2, 1995
№2, 1998
5. Календарь школьника, 1990

Используемое оборудование: —

Оформление:
1. Плакаты
— «Глаголица»
— «Кириллица»
— «Славянская азбука»
— Дата – 863г.

2. Картины:
— «Памятник Федорову»
— «Рукописные книги»
— «Памятник Кириллу и Мефодию»

3.Чернильница, ручка- гусиное перо, свеча

Используемые ЦОР: —

компьютер

Краткое описание: —

Внеклассное мерприятие, посвященное Дню славянской письменности. Разработка содержит материал о Кирилле и Мефодии, истории принятия славянской письменности, тетрализованные моменты.

Цели:
— формировать уважительное отношение к истории культуры своего народа;
— развивать внимание к слову, его значению и употреблению в речи;
— воспитывать любовь к книге – источнику знаний.

Оформление:
1. Плакаты
— «Глаголица»
— «Кириллица»
— «Славянская азбука»
— Дата – 863г.

2. Картины:
— «Памятник Федорову»
— «Рукописные книги»
— «Памятник Кириллу и Мефодию»

3.Чернильница, ручка- гусиное перо, свеча

1-й ведущий:
24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, поляков, словаков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
2-й ведущий:
В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нес своему народу свет знаний через книгу.
1-й ведущий:
Уже в 9 веке на Руси отмечали День памяти первоучителей. Позже эта традиция была забыта, но в 1863 году, в канун тысячелетия славянской письменности, праздник был возрожден.
2-й ведущий:
«Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит нам уже более 12 веков. Благодарные потомки в славянских странах ежегодно отмечают День памяти святых. Начиная с 1966 года этот День снова празднуется в нашей стране, а в мае 1992 года в Москве открыт памятник отцам славянской письменности святым Кириллу и Мефодию.
1-й ведущий:
Кирилл и Мефодий не являются в подлинном смысле русскими святыми. Они включены в список вселенских святых, прославляемых христианами всех стран. Деяния братьев обогатили всю славянскую культуру. И мы, русские, с благодарностью относимся к тому, что Кирилл и Мефодий ступали по нашей земле.

2-й ведущий:
Место подвигу есть всегда и везде. В полной мере это относится к святым Кириллу и Мефодию. Для славян, в том числе и для русичей, они стали первоучителями, создавшие для нас азбуку и первый письменный язык.
1-й чтец:
Родились братья в середине 9 века в большом македонском городе Солуни, в семье крупного военачальника. Мать-гречанка постаралась дать им разносторонние знания. Мефодий был старшим сыном. Первое имя его затерялось, мы его называем более поздним, монашеским именем. Седьмым ребенком в семье был Константин, названный в монашестве Кириллом. Несмотря на 10-летнюю разницу в возрасте, братья с детства были неразлучны. Так, рука об руку, и прошли по жизни, неся славянам знания. Они прекрасно дополняли друг друга: Мефодий – талантливый организатор, Константин – книгочей, мыслитель, прозванный Философом.
2-й чтец:
В историю мировой культуры вошли оба брата. Но особенно интересен Кирилл. Уже в детстве он поражал своих учителей блестящими способностями. Он «успевал в науках более всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились». В 14 лет родители послали его в столицу. Здесь, как говорится в его «Житии», в короткий срок он изучил грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, а также «Гомера и все прочие эллинские художества», глубоко познал Библию. Кирилл хорошо владел славянским, греческим, латинским, еврейским и арабским языками. Его учителями были выдающийся патриарх Фотий и Лев Математик. Начитанность Кирилла, исключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания – все это помогло ему успешно вести просветительскую работу среди славян.
3 чтец:
Начиная с 60-х годов 9 века император Михаил, а затем патриарх Фотий посылали его в различные страны с религиозными миссиями. Кирилл побывал в Болгарии, Сирии, а вместе с Мефодием – в Хазарском каганате. Путешествия дали братьям много материала для исследований. И в Корсуни (Херсонес), на пути к Каспию, и в самой Хазарии у просветителей было немало возможностей познакомиться с восточными славянами.
1-й ведущий:
До принятия христианства наши предки были язычниками. У них были специальные значки черты и резы, с помощью которых они могли передавать свои мысли другим людям. Какими были эти значки, мы точно не знаем, так как письменные памятники той поры до нас не дошли.
2-й ведущий:
В 988 году киевский князь Владимир Красное Солнышко решил поменять языческую веру на новую. Женившись на племяннице византийского императора, Владимир крестился сам, а вернувшись домой в Киев, крестил всех жителей в водах Днепра. Принятие христианства было прогрессивным шагом: Русь получила от греков не только новую веру в Иисуса Христа. Благодаря распространению христианства на Руси стали строить каменные церкви с куполами, украшать их фресками, иконами.
1-й ведущий:
Для совершения богослужения в храмах Руси нужны были и особые книги – Библия и Евангелие. Такие книги, написанные славянской азбукой, были привезены.
2-й ведущий:
Эту азбуку и придумали для болгар Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
1-й ведущий:
Чудо создания славянских букв остается тайной. В «Житии» Кирилла об этом говорится очень лаконично: Философ (т.е. Кирилл) по-старому обычаю стал на молитву и «вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов своих». Примерно также говорится об этом и в «Житии» Мефодия: «Явил Бог Философу славянское письмо».
4-й чтец:
Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Дело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает. По названиям первых греческих букв мы видим, что образуется слово алфавит (альфа + бета (вето)). А по названиям первых букв русского алфавита образовалось название «азбука».
5-й чтец:
В 863 году солунские братья, вооружившись азбукой и книгами, направились в Моравию, где и развернули свою деятельность. Они читали книги в городах и деревнях, выбирали учеников и обучали их славянской азбуке, продолжали переводить греческие труды.
Почему именно в Моравию отправились братья? Великоморавское княжество образовалось в 9 веке. В те времена европейские народы переходили в христианство по греческому или римскому образцу. Германия, сосед Моравии, исповедовала римский канон и старалась подчинить земли Моравии. Естественно, что моравский князь опасался принимать веру своих соседей и стал искать помощи у Византии. Он просил императора Михаила и патриарха Фотия прислать проповедников, чтобы они рассказали о христианстве на родном языке. Вот тогда-то и было решено послать Кирилла и Мефодия.
6-й чтец:
Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство немецкого духовенства. Они пытались опорочить братьев, их обвиняли в ереси. Чтобы защититься, братья едут в Рим, и добиваются успеха, им разрешено продолжать начатое дело. Длительное и трудное путешествие в Рим, борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Предчувствуя кончину, он постригся в монахи и получил имя Кирилл. Но прожил он лишь 50 дней. 14 февраля 869 года, 42-х лет от роду, великий просветитель скончался в одном из римских монастырей.
Перед смертью он сказал Мефодию: «Брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну и ту же борозду, и вот я падаю на поле, окончив жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь родной Олимп, но не смей даже ради него оставить учительство свое». Хоронил Кирилла сам Папа Римский.
7-й чтец:
Верный обещанию, данному у смертного одра Кирилла, Мефодий продолжил обучение славян. На него обрушились нескончаемые невзгоды: его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму. Но никакие физические страдания и моральные унижения не сломили его воли, не изменили предначертанной цели – служения делу славянского просвещения.
После смерти Мефодия (1885г) просветительскую деятельность в славянских странах, а с 10 века и на Руси, продолжили ученики Кирилла и Мефодия.
На протяжении десятилетий среди ученых шли споры какую из двух славянских азбук – кириллицу или глаголицу – создал Кироилл. Сейчас большинство ученых пришло к выводу, что Кирилл изобрел глаголицу, которая не похожа ни на одну азбуку. Буквы в ней были во многом комбинацией магических фигур: креста, круга и черт (число 2 и 3). И только позже эта азбука была заменена кириллицей, которая составлена в Болгарии (в Преславле) в 9в. Учениками первоучителей славян.
2-й ведущий:
Мудрый Платон когда-то сказал: «кого еще можно назвать богом или человеком божественным, как не того, кто первым нашел письмо».
Вот почему на протяжении столетий жива память о первоучителях славян. Подвиг их представляется еще более значительным, если учесть, что созданная ими азбука – изумительное, полное сокровенной мудрости произведение, сложная логико-математическая система, которую в нашей стране стали изучать совсем недавно.
1-й ведущий:
Выучив алфавит, наши предки уже сами могли читать Евангелие и Библию, а затем сами начали писать различные книги.
8-й чтец:
В древности бумаги не было, и наши предки использовали пергамент. Это тонкая, очищенная телячья или козья кожа. Ее натирали мелом, чтобы снять жир, а затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, а затем по линейке нарезали из нее листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, т.к. пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста.
На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (нарост на листьях дуба), а гусиное перо перед письмом острым ножиком заостряли и расщепляли на конце. Гусиными перьями люди пользовались не одно столетие. Даже в 19 веке Пушкин и Лермонтов писали свои произведения гусиными перьями.
9-й чтец:
Первые книги старались сделать красивыми. Весь текст писали черными чернилами, а первую большую букву текста изображали красной краской – киноварью. Она делалась в 2-3 раза больше остальных и часто украшалась изображениями цветов или зверей. Такая заглавная буква называлась буквица. А по ее окраске и сама строка получила название красная строка.
Страницы книг украшались красочными рисунками. Заканчивалась каждая глава рисунком в рамке, как и заставка. Закончив писать книгу, ее страницы складывали вместе, прошивали кожаным шнурком, а затем заключали в переплет.
Древние книги, написанные на пергаменте, в 20-40 страниц весили несколько килограммов. На одну книгу требовалось от 10 до 20 шкурок, поэтому стоила она дорого. Для лучшей сохранности книги одевали в обложку из 2 тонких дощечек, каждую из которых оклеивали кожей, бархатом или серебряной тканью, украшали драгоценными камнями и эмалевыми иконками. Книги считались семейным сокровищем и передавались от отца к сыну и внукам. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы и книги.
2-й ведущий:
Через 200 лет после принятия христианства Русь имела богатую и разнообразную литературу. Это первые исторические сочинения – летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали делать еще в к.9в. самой замечательной летописью была киевская «Повесть временных лет», законченная на 1110 год. Написана она киево-печерским монахом Нестором. Это было выдающееся для средневековой Европы историческое произведение.
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ. (Кончаловская)
(Сценка: горит свеча, за столом сидит и пишет «монах»)
1-й ведущий:
Памятниками письменной культуры являются также свод законов «Русская Правда» (1072г.), «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Жития святых». Самым замечательным поэтическим произведением Древней Руси было «Слово о полку Игореве», написанное в 1185г.
2-й ведущий:
Новые археологические находки показывают, что для письма на Руси широко использовали бересту. На бересте писали жалобы, приглашения, извещение о приезде, письма, о ценах и многом другом. Более 700 лет пролежали берестяные листы в земле.
Здесь, на стенде, дано изображение берестяной грамоты. На ней новгородский мальчик Онфим обучался грамоте, а когда уставал – забавлялся рисованием.
10-й чтец:
Шли годы, и человечество искало более дешевые материалы для письма. Первыми в мире бумагу придумали китайцы, потом она попала в Европу. Но книги писали от руки. И лишь в 15 веке, в 1450 году, немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории человечества.
В России первые печатные книги появились при Иване Грозном. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве, в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатники: дьякон церкви Николы Гастуньского Иван Федоров и его друг Петр Мстиславец. За 2 недели они напечатали 200 экземпляров книги «Апостол». Она была украшена иллюстрациями, но стоила намного дешевле.
11-й чтец:
Вскоре переписчики книг подожгли типографию, ее не смогли спасти, а печатников пригрозили убить. Федоров и Мстиславец бежали в Литву. В последние годы жизни Федоров переехал в город Львов, где создал собственную типографию и напечатал первую в России «Азбуку», по которой 100 лет учили читать и писать русских ребятишек. «Азбука» содержала сведения и по грамматике. Это говорит, что Иван Федоров был человеком европейски образованным. В «Азбуке» содержались сведения о календаре, рассказы о сотворении мира, о Крещении Руси, главных русских святых. Умер И.Федоров во Львове, похоронен был близ церкви Онуфриева монастыря. Всего И.Федоровым были напечатаны: «Апостол», Учительское Евангелие, Псалтырь с Часословом, Новый Завет, Библия, Азбука. Каждая книга печаталась в количестве 200 и более экземпляров.
За заслуги перед Россией И.Федорову в 1909году в Москве на перекрестке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник работы скульптора С.М.Волнухина.
1-й ведущий:
В 18 веке Петр Первый провел ряд реформ. Государству нужны были образованные люди. Были открыты общеобразовательные и специальные учебные заведения. Распространению учебной литературы и книг светского содержания способствовало введение гражданской азбуки. Церковнославянские буквы изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию. Из алфавита убрали буквы пси, кси, фиту, ижицу, юс большой. Осталось 37 букв. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги.
2-й ведущий:
Открылись новые типографии в Москве и Петербурге. В 1714 году возникла первая в России государственная публичная библиотека в Петербурге.
С декабря 1702 года стала выходить первая русская печатная газета «Ведомости». Первоначально «Ведомости» издавались в Москве, а затем в Петербурге.
1-й ведущий:
В 1917 году прошла новая реформа орфографии. Из алфавита убрали букву ять, в окончаниях существительных мужского рода перестали писать – ер.
2-й ведущий:
Трудно оценить великий подвиг Кирилла и Мефодия. Их деятельность положила начало славянской культуре, так как даже богатейшая устная речь не в силах заменить писаного слова. Усилиями братьев впервые многие народы обрели возможность хранить и передавать следующим поколениям накопленную мудрость. Пока жив хоть один славянин, память о первоучителях не угаснет.

12-й чтец:
Старославянский язык
А все же до жалости редко
Среди почитаемых книг
Мы ищем язык наших предков –
Для нас неудобный язык.
Пускай не во всем он понятен
И мудрым ученым, порой
И белых в нем более пятен
Чем даже на карте земной
Но вслушайтесь в давнюю эту
Эпоху. За каждой строкой
В словах легковесности нету
Поспешности нет ни какой
Над лунным челом летописца
Татарские кони храпят
И все ж принимает страница
Не каждое слово подряд:
Когда они слабы и мелки
Не гоже и браться за труд
Над ним не секундные стрелки
Смертельные стрелы поют.
И долгий подсказывал опыт
Что выразить может верней
Коней не смолкающий опыт,
Звон лат, и монет, и церквей.
Набата отверстное горло
Рев рога и дробь топора
Не наше ленивое «ОРО»
А старое грозное «РА»
Великих высот достигали
Два слога в звучанье стальном
Двумя оставаясь слогами
В воинственном слоге одном
И с краткостью — признаком силы
Слова обретали тогда
Летящюю тяжесть секиры
Спокойную грузность плода…
Да здравствует старославянский
В нем кровь замешалась и пот
Густой, непрозрачный и вязкий
Тяжелый, как сотовый мед!
Как капли его золотые
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые
Хоть каждый взвесь на руке.
Они веселы и суровы
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.
О. Дмитриев.

13-й чтец:
Переписчик
На девственном листе, под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером.
И между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных, — фантазией своей
Искусной вязью, вдоволь есть сноровки
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все, — ведь некуда спешить!
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное и глянет: радость солнце
Столпами падает на стол через оконце
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил.
Рой тучек в небе: плавными кругами
Летают ласточки над хлебными полями
Шумящими в дали; а здесь, возле окна,
Малиновка поет и плещется волна.
Склонившись над листом, заставки вновь выводит
Он тусклым серебром; неслышно день проходит
Уж скоро будет ночь и первая звезда
Благословит конец успешного труда
М. Богданович.

Файлы: вечер славянской письменности.doc
Размер файла: 2036736 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология