Автор конспекта:
Автор(ы): — Бочарова Светлана Трифоновна

Место работы, должность: —

учитель информатики МБОУ "Нартасская средняя общеобразовательная школа

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Цели:

Ø способствовать формированию понятий свёртывание и развертывание информации;

Ø познакомить с видами вторичных документов

Задачи:

Ø разобрать понятие информационная грамотность, раскрыть масштабность данной проблемы;

Ø привести знания о приемах свёртывания и развёртывания информации в систему;

Ø выработать навыки свертывания информации, выбирая оптимальные формы для данного материала и задач работы;

Ø развивать умение извлекать информацию из источника, где она представлена в свернутой форме;

Ø познакомить с требованиями к умениям по развертыванию информации информационно-грамотного выпускника школы

Форма организации занятия: педагогическая мастерская

Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Д.Г.Левитес указывает следующие принципы построения Мастерских:

мастер создает атмосферу сотворчества в общении;

включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы;

работает вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске истины);

необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников;

исключает официальное оценивание работы ученика, но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

Участники мероприятия: учащиеся 10-11 классов, классные руководители, заместители директора, учителя-предметники.

Необходимое оборудование: компьютер с медиапроектором

ЦОР: презентация к занятию

Описание мероприятия:

{Слайд 1}

Этапы Мастерской:

· Индукция. Учащимся предлагается сложить в пакет: книгу, газету, куртку, наполненный воздухом шарик. Что нужно сделать с объемными вещами, чтобы выполнить задание?

Провести общий анализ результатов теста, который был проведен до занятия.

{Слайд 2-5}

Познакомить с целями и задачами занятия и остановиться на определениях.

· АНАЛИЗ – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы

· СИНТЕЗ – метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение сведений в единое целое данных

· АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА (АСП) совокупность процессов по преобразованию исходных документов и данных путем их анализа и синтеза

· ПЕРВИЧНЫЙ ДОКУМЕНТ – непосредственный результат профессиональной деятельности создателей информации

· ВТОРИЧНЫЙ ДОКУМЕНТ - сжатое изложение основного содержания первоисточника в результате аналитико-синтетической и логической переработки сведений или данных, содержащихся в первичных документах

· Под свертыванием информации понимают изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности. Подобно анализу и синтезу, свертывание и развертывание (увеличение физического объема текста за счет внесения в него необходимых дополнений, уточнений, пояснений, обеспечивающих лучшее восприятие, понимание) – операции взаимозависимые и взаимопереходящие. Необходимо также отметить различие в понятиях “свертывание информации” и “свертывание документа”.

· Свёртывание информации — мы имеем дело с текстом, сообщением, не ограничиваемым рамками определенного документа. Мы преобразуем текст тем или иным способом с целью уменьшения (или увеличения) его физического объема с оставлением в нем необходимых “смысловых вех”, “следов”. При свертывании документа мы получаем новый документ (в общем случае вторичный). При свертывании документа из него могут быть извлечены отдельные фрагменты на “нулевом” уровне свертывания информации.

· Развертывание информации: по краткой (свернутой) форме – конспекту, схеме, таблице – создать или восстановить полное содержание источника, передав его своими словами, но точно по существу, способность делать самостоятельные выводы в том случае, если таковые не содержатся в краткой записи, и обобщать материал, полученный из нескольких вторичных документов

Вводная часть (объяснение масштабности проблемы изучения указанной темы):

{Слайд 6-13}

(Из статьи Г.И.Гендиной, директора НИИ информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств «Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: российский взгляд на проблему»):

— Мир информации – мир кардинальных перемен;

— Проблемы адаптации людей к среде информационного общества.

«Информационная грамотность» это комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы «осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию».

Информационная грамотность является также очень важным понятием в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. В связи со все возрастающей сложностью этого мира люди все чаще сталкиваются с широким многообразием и многовариантностью при выборе информации в различных областях — в процессе обучения, на рабочем месте, в личной жизни. Информационные ресурсы доступны для нас через библиотеки, общественные информационные службы, специализированные организации, средства массовой информации, Интернет — и в подавляющем большинстве случаев информация представлена в хаотическом виде, ставя этим самым перед пользователем вопросы ее аутентичности, обоснованности и достоверности. Кроме этого, информация доступная с использованием различных медиаприложений, включающих графические образы, графические объекты, текстовые фрагменты и т.п. выдвигает новые барьеры на пути их восприятия пользователем, а также оценки и понимания содержания. Растущее количество информации сомнительного качества представляет собой значительные сложности и проблемы для общества. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации.

Информационная грамотность формирует основу для непрерывного и продолжающегося процесса обучения. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся формировать содержание и расширять горизонты научных исследований, быть более мотивированным, контролировать процесс своего образования.

Информационно грамотный человек умеет:

— Определить размер своих информационных потребностей и запросов,

— Рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации,

— Критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов,

— Внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу,

— Эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями,

— Понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.

Информационная грамотность и информационные технологии

Понятие «информационная грамотность» имеет отношение к понятию «компьютерная грамотность», но имеет более широкий объем как для отдельного человека, так и системы образования и общества в целом. Знание информационных технологий дает возможность человеку использовать компьютер, программные приложения, базы данных и другие технологии для достижения широкого спектра академических, производственных или персональных задач. Информационно грамотный человек, безусловно, должен развивать свои технологические способности и навыки.

На сайте Института содержания и методов обучения РАО были опубликованы результаты очередного исследования PISA-2009. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development ) с 2000 года.

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В исследовании 2009 года приняли участие65 стран мира.

Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

Для сравнения приведем сравнительную таблицу итогов по России, начиная с 2000 года:

ГОД

Кол-во стран-участниц

Место России

2009

65

41-43

2006

57

37-40

2003

40

32-34

2000

32

27-29

В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.

(приведена схема профессора НИИИТ СС КемГУКИ Н.И. Гендиной)

Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.

Примерный перечень умений по развертыванию информации, которые должен демонстрировать информационно грамотный школьник, хотя бы к окончанию школы:

Ø устный или письменный (сочинение, эссе) рассказ по плану;

Ø пользование тезисами и опорными конспектами (в том числе на слайдах компьютерной презентации) при устном выступлении;

Ø создание связного текста по данным, содержащимся в таблице, графике, диаграмме;

Ø перевод информации, содержащейся в схеме, из графической в вербальную форму (устно или письменно);

Ø создание правильно структурированного перечня вопросов (данных) по схеме-кластеру, где каждая ветвь доведена хотя бы до двух уровней;

Ø устное изложение материала по компьютерной презентации, в которой использованы тезисы и графические материалы разных видов.

Иными словами, человека нельзя считать информационно грамотным, если он умеет собрать и даже скомпилировать информацию, но не умеет делать самостоятельные выводы.

Итак, с основными задачами мы разобрались. Перейдем к технологическим вопросам: чему должны научиться ученики на этапе работы с отобранной информацией?

{Слайд 14} это главный слайд темы!

Наиболее часто встречающиеся формы свертывания информации можно разделить на текстовые и графические. Традиционно они дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно.

Текстовые формысвертывания информации:

·аннотация;

·обзор;

·план, план-конспект;

·тезисы;

·конспект;

·реферат;

·дайджест;

·резюме.

Аннотацииразличают, как правило, двух видов: справочные и рекомендательные. И те, и другие имеют основной целью дать краткое представление о книге, статье, содержании диска.

Справочная аннотация в самом сжатом виде характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты (тип издания, отличия от аналогичных изданий по теме, новизна или традиционность подхода и др.) и идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования.

При создании рекомендательных аннотаций в них не только дается краткая информация об издании и рекомендации по использованию (тип издания или жанр произведения, читательский адрес, новизна или повторность издания), но и используются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать. В рекомендательных аннотациях для школьников часто применяются занимательные вопросы, цитаты, прием неоконченного рассказа.

Обзор.Этот вид вторичных документов содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, носителем, временем выпуска, автором и др.).

Умение создавать обзоры особенно полезно старшеклассникам, которые чаще пишут доклады, рефераты, чем ученики среднего звена. Обзор материалов по теме доклада – нередко является обязательной частью такой работы.

{Слайд 15}

Конспект. Эта форма записи чаще всего выглядит как краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Он может содержать и элементы плана, и выписки, и цитаты, и тезисы. При обязательной краткости, конспект, в отличие от тезисов, содержит не только основные положения и выводы, но и ход рассуждений автора, доказательства, примеры. Конспекты подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические. Все эти формы также описаны в литературе, так что не будем подробно их рассматривать.

План, план-конспект.Это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. План представляет собой информационную модель рассматриваемой темы. Любой план имеет довольно жесткую иерархическую структуру, обязательными элементами которой являются введение изаключение.

План-конспект после каждого пункта (подпункта) содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта (подпункта).

Эта форма свертывания информации чаще всего встречается ученикам в школьной практике. Обычно она связана с подготовкой к сочинению по литературе или предлагается учителями как форма работы с текстом на новую тему по географии, истории, физике и т.д. Но если с сочинением все более-менее ясно, то далеко не всегда ребятам понятно, зачем их заставляют писать планы к уже готовому тексту (параграфу, статье).

На самом же деле именно план или план-конспект, самостоятельно написанный, а потом используемый в устном выступлении, – лучшее средство для развития речи и выработки навыков публичных выступлений.

Тезисы — «научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара». Умение составлять тезисы своего выступления или, наоборот, прочитанной статьи, может быть очень полезно старшеклассникам, чтобы «уложить в голове» сложные материалы, изобилующие логическими построениями и выводами.

Реферат представление в сжатом виде содержания источника с изложением основных фактических сведений и выводов. Разница заключается в том, с какой степенью подробности это сделано и рассмотрен ли один источник или несколько.

Цели учебного реферата несколько иные. Он создается в идеале по нескольким источникам, рассматривающим одну проблему. Задача ученика не только скомпилировать или изложить своими словами имеющиеся в источниках сведения, взгляды на проблему, но и сделать некий свой обобщающий вывод. Это один из продуктов, который ученик представляет в результате самостоятельной работы над темой.

Рефераты оформляются по определенным правилам, а учебные – должны сопровождаться списком использованной литературы, правильно оформленными ссылками и цитатами.

Дайджест. сокращенное изложение авторского текста. Он фактически просто составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста.

Резюме. Данная форма чаще всего встречается как заключительная часть научного текста или часть справочного аппарата издания, кратко излагающая суть работы и/или выводы из нее. Резюме используется также как форма изложения сути материала на иностранном языке, если не переводится основной текст.

{Слайд 14}

Графические формысвертывания информации:

·схема (кластерная, подчинительная и другие);

·график;

·диаграмма;

·таблица;

·карта, план.

{Слайд 16}

Схемы. Существует такое великое множество разных видов схем, что рассмотреть в одной лекции все варианты невозможно. Традиционно они делятся на два больших класса: структурные схемы и схемы, отражающие процесс. Мы не будем углубляться в классификацию и рассматривать очень сложные виды схем, например, химические. Поговорим только о тех, которые чаще всего встречаются в учебной и конференционной практике.

{Слайд 17}

Кластер. Она удобна как для выявления и структурирования имеющихся знаний по теме, так и для постановки вопросов, требующих выяснения. Особенность схемы-кластера в том, что она показывает различные равнозначные направления и связи, и в то же время может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.

{Слайд 18}

Схема подчинения. Этот вид графического отображения взаимосвязей показывает иерархическую структуру чего-либо (структуру штата школы или библиотеки, структуру научной дисциплины по принципу «от общего – к частному» и др.).

При использовании такой схемы часто возникает одна ошибка: в иерархическую схему ученики (да и взрослые иногда!) пытаются уложить систему взаимосвязей разных структур, на самом деле не подчиняющихся друг другу. Соблазн сделать такую вещь возникает еще и оттого, что в стандартном наборе слайдов в PowerPoint есть только иерархическая схема, а другие виды схем приходится строить самим, что не очень просто. Важно приучить ребят очень четко отличать иерархическую схему от схемы взаимодействия. И это следующий вид графического свертывания информации, о котором мы будем говорить.

{Слайд 19}

Схема взаимодействия. Она отличается от предыдущей тем, что выстраивает не иерархические, а партнерские взаимосвязи равных по уровню звеньев. Чаще всего на таких схемах стрелки направлены, например, от блока А к блоку Б и обратно, или от каждого из блоков – к С. Схемы взаимодействия строить сложнее, чем иерархические, так как легко сделать логическую ошибку или пропустить какое-то звено, из-за чего нарушается все построение. Но если схема выстроена верно, она очень наглядно представляет все взаимосвязи. Часто данная схема сочетается с предыдущей, что помогает увидеть связи (процессы) во всем их многообразии. Если взаимосвязи в рассматриваемом вопросе не только партнерские, но и иерархические, лучше предложить ученикам сначала построить две разных схемы, а потом свести их в одну, которая и будет использоваться как окончательная. По ходу этой работы информация в голове у школьника уложится лучше, и у него потом не возникнет проблем с чтением сложной схемы при презентации итогов исследования.

{Слайд 20}

Кольцевая схема. Название данной схемы говорит само за себя. Она строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает, как правило, замкнутый цикл чего-либо. Примеры таких схем можно увидеть во многих школьных учебниках: круговорот воды в природе, экосистема леса и т. п.

{Слайд 21}

Циклическая схема. Она, в отличие от кольцевой, представляет явления или процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но на самом деле не являющиеся замкнутыми. (Например, цикл развития бабочки или лягушки). Такая схема чаще всего линейна и заканчивается многоточием. Например: икринка – головастик – головастик с лапками и хвостиком – лягушка – икринка – головастик – … Циклическая схема может быть вписана в линейную же временную или пространственную шкалу (например, распределение солнечного света от Северного полюса – к Южному). Есть более сложные циклические схемы, применяемые в точных и естественных науках, но мы не будем рассматривать их в рамках нашего курса, ибо это уже вопросы специальные.

{Слайд 22}

Графики. Главное отличие графиков от схем в том, что они показывают относительные изменения одного показателя, в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи.

{Слайд 23}

Диаграммы, как правило, используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.

{Слайд 24}

Таблица. Эта форма хороша тогда, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Здесь тоже чаще всего речь идет об абсолютных, а не изменяющихся показателях. Таблицы хороши не только при работе с количественными (и вообще – измеримыми) показателями, но тогда, когда нужно представить себе общую картину происходящего по фактам, событиям и т.п.

{Слайд 25}

Карты и планы. Введение этих наглядных материалов в перечень графических форм свертывания информации вызывает удивление (лично для меня – необъяснимое) даже в профессиональной аудитории. На самом деле пользование картой или планом – это тоже пользование свернутой информацией. Ведь даже для описания плана перестановки мебели в комнате, чтобы объяснить, где что стоит, и куда будет передвинуто, нам понадобится не одна страница. А на самом простом плане комнаты мы увидим и старый, и новый варианты расстановки. Умение ходить по городу с картой включается во многих европейских школах в перечень обязательных навыков, которым надо учить детей. (Многие ли из нас, попав в незнакомый город, первым делом пойдут искать местную карту или хотя бы туристскую схему?)

Возврат к {Слайд 14}

Самоконструкция.

· Индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Педагог отслеживает то, как учащиеся знакомятся со схемой и текстом.

Пример 1.

Какая фраза зашифрована на этой схеме? (разверните информацию)

Ответ: С утра на улице шел теплый грибной дождь

Пример 2.

Изобразите в виде графа взаимосвязи между персонажами и различными предметами из сказки про Царевну-Лягушку. (сверните информацию).

— Иван Царевич пустил стрелу.

— Стрела прилетела к лягушке.

— Иван Царевич нашел лягушку.

— Лягушка сбросила лягушачью кожу.

— Лягушка превратилась в Василису Премудрую.

— Иван Царевич сжег лягушачью кожу.

— Василиса Премудрая превратилась в лебедя.

— Лебедь улетела к Кощею Бессмертному.

— Баба Яга указала дорогу Ивану Царевичу.

— Иван Царевич нашел Кощея Бессмертного.

— Иван Царевич победил Кощея Бессмертного.

Социоконструкция. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Допишите информацию соседу.

Социализация. Объединитесь в группы по четыре человека и составьте схемы по полученной информации (учащиеся получают тексты, фломастеры, ватман). Выполнение задания в группах. Оформление результатов работы на ватмане.

Рис.1

Схема, представленная на рисунке 1, не только позволяет свернуть информацию, переданную в тексте, но и выявить, какой информации в этом тексте недостаточно.

Пример 3.

Сверните по этой схеме информацию, содержащуюся в следующем тексте

На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. Что виделось ему сейчас в этом мелководье? О чём думал он?

До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России…

Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. Он вспоминал о дальних походах и сражениях. Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)

Основные проблемы в тексте:

Авторская позиция:

1. Проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талант человека?)

1. Современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать выдающиеся, их превосходящие способности

2. Проблема памяти (надо ли помнить соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?)

2. История должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества

3. Проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?)

3. Человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству.

Пример 4.

Сверните по этой схеме (Рис.1) информацию, содержащуюся в следующем тексте

Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

Лейтенант решил воспользоваться этим. Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.

Выбрались закоулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром.

Неожиданно быстро доехали до площади Революции.

Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. «Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… Но вот снова твёрдый пол под ногами.

Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. Лейтенанта это всерьёз тревожило. Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…

В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!(По Е.Воробьёву)

Основные проблемы в тексте:

Авторская позиция:

1. Проблема патриотизма. (В чём проявился патриотизм людей в годы войны?)

1. В годы войны патриотизм людей проявился в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

2. Проблема подвига народа в годы войны. (В чём состоял подвиг, совершённый народом в годы Великой Отечественной войны?)

2. Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить её трудом в тылу и ратным трудом.

Афиширование. Учащиеся рассказывают о содержании текста и о том, как они знакомились с содержанием (иногда такое задание вызывает недоумение учащихся, которые говорят, что не успеют узнать содержание за такое короткое время).

Разрыв — внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса.

7. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.

Задание:ответь на вопрос “Что было непонятно до знакомства с темой, что осталось непонятным после её изучения”?

До изучения темы _________________________________________________________________________________________________________Что будете делать с тем, что не поняли

После изучения темы _________________________________________________________________________________________________________

8. Подведение итогов.

Полученные знания и умения Вам будут полезны при создании презентаций, особенно когда Вы используете Вставку SmartArt, в табличных редакторах для составления таблиц, диаграмм, графиков.

Для самопроверки полученных знаний предлагаю Вам ответить дома на вопросы теста (Приложение 2)

Объявляется конкурс на лучшую аннотацию к следующей теме по предмету «Информатика» (тема не указана, потому что занятие проводится для разных классов).

9. Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в кабинете и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают.

Файлы: Системы счисления.ppt
Размер файла: 232960 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология