Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашпирова Ольга Сергеевна

Место работы, должность: — МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа» учитель

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Формировать общее представление о Ленинградской области, показать красоту природы.

Задачи:

1.Расширять кругозор учащихся.

2.Активизировать познавательную деятельность учащихся.

3.Воспитыватьт бережное отношение к природе.

Учащихся в классе (аудитории): — 13

Используемое оборудование: —

Презентация, карта Ленинградской области, фотографии, коллекция полезных ископаемых, картинки.

Краткое описание: — Подготовить материал и провести урок — презентацию помогают учащиеся класса. Во время поиска материала учащиеся работают в группах и парами.

Ход занятия:

1.Вступительное слово.

-Ребята, в какой стране мы живем?

-Как мы называем место, в котором родились и выросли?(Родина)

-Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

-Послушайте стихотворение, которое написал М. Пляцковский.

Слышишь песенку ручья?

Это-Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это-Родина твоя.

Руки матери твоей, Звон дождей и шум ветвей

И в лесу- смородина-

Это тоже Родина.

-Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, а точнее об области в которой мы живём.

-Какое название имеет наша область?

2. Географическое положение и границы.(показ слайдов № 2, работа с картой)

-Посмотрите на карту. От западной границы нашей страны до Уральских гор простирается обширная Восточно-Европейская равнина (Русская равнина). В северной части этой равнины расположена Ленинградская область.

На северо-западе территория Лен. об. Омывается водами Финского залива, на севере- Ладожского озера, а на северо-востоке- Онежского озера. Острова, расположенные в Финском заливе и Ладожском озере, также входят в состав области. На протяжении 140 километров по территории области проходит государственная граница России с Финляндией. На западе область граничит с Эстонской ССР, на юго-западе и юго- с Псковской и Новгородской областями, на востоке- с Вологодской областью, на севере и северо-востоке- с Карельской АССР.

Ленинградская область занимает площадь 84,6 тысяч квадратных километров, что составляет около 0,5% территории России. Территория области сильно вытянута с запада на восток; наибольшая протяжённость в этом направлении-450 километров, а с севера на юг она колеблется от 100 до 320 километров.

3. Административное деление(показ слайдов № 3,4)

-Ленинградская область велика. Она разделена на районы.

-Прочитайте со слайдов как называются районы Ленинградской области.

-Какое название имеет район, в котором мы живём?

— Административно- территориальное деление нашей области неоднократно изменялось. К 1945 году установились современные границы Ленинградской области. В настоящее время в Ленинградской области имеется 16 административных районов, 17 городов областного подчинения.

Районы: Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский.

Города областного подчинения: Бокситогорск, Волхов, Всеволожск, Выборг, Гатчина, Кингисепп,Кириши, Кировск, Лолейное поле, Ломоносов, Луга, Подпорожье, Приозерск, Сланцы, Сосновый бор, Тихвин, Тосно.

Санкт-Петербург в состав области не входит: как и Москва, он является городом республиканского подчинения и образует особую административную единицу России. В то же время Санкт-Петербург- центр области, в нём размещаются областные организации и учреждения.

4. Полезные ископаемые.(показ слайдов №5,6, коллекция полезных ископаемых)

-На уроках ознакомления с окружающим миром вы изучали тему «Полезные ископаемые». Какие полезные ископаемые вы знаете?

-Наша область тоже богата полезными ископаемыми. В Ленинградской области имеются огромные запасы гранита, диабаза, известняка, глины, песка, и других пород применяемых в качестве строительного материала. Широко распространены в области месторождения легкоплавких глин, пригодных для изготовления керамических изделий и кирпича. Наибольшее значение имеют бокситы, горючие сланцы и фосфориты.

Разнообразие и значительные запасы полезных ископаемых в области создают широкие возможности для развития многих отраслей промышленности, в первую очередь цветной металлургии и химии, а также для производства строительных материалов.

5. Растительный мир (показ слайдов № 7-14)

-Послушайте стихотворение «Родина», которое написала З. Александрова.

Если скажут слово-Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим , наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная ,

Но у всех она одна.

— Скажите, о каких растениях говорится в стихотворении?

-Посмотрите на рисунки. Какие растения вы знаете?

-Со слайдов прочитайте названия растений, которые растут в Ленинградской области.

-Вокруг Санкт-Петербурга создаётся зелёный пояс, в состав которого входят лесные массивы и крупные лесопарковые хозяйства. В растительности Ленинградской области наряду с лесами значительное место занимают естественные луга, в области много болот. Ленинградская область- важный поставщик лекарственного сырья и ягод. В лесах области

растут майский ландыш, черника, брусника, толокнянка, малина, болотный багульник, можжевельник, клюква и много грибов.

6. Воды (показ слайдов № 15-17, работа с картой)

-На территории Ленинградской области находится большое количество водоёмов.

-Какие водоёмы вы знаете?

-Кто может показать их на карте?

-Прочитайте названия водоёмов Ленинградской области со слайдов.

— В Ленинградской области очень много озёр, рек, болот. Реки и озёра собирают свои воды с огромной площади, и почти вся эта огромная масса воды стекает к Финскому заливу.

Финский залив вытянут с запада на восток на 420 километров; его площадь составляет около29,5 тысяч квадратных километров. Ленинградская область в пределах Русской равнины- одна из самых «озёрных». В ней более 1800 озёр. Крупнейшие из озёр- Ладожское и Онежское. Речная сеть очень густая и разветвлённая. Общая протяжённость рек 50 тысяч километров. Среди рек области самые крупные Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. В области имеется свыше 3 тысяч артезианских скважин.

7. Животный мир (показ слайдов № 18-28, отгадывание загадок. работа с картинками)

-О многих животных нашей области придуманы сказки, рассказы, загадки.

-Отгадайте, о каких животных эти загадки?

1.Опасна, ядовита,

Узорами увита,

Хвост извивает в буквы

Любого алфавита.(змея)

2. Кто в лесу порою хвалится

-Захочу-

Мой хвост отвалится.(ящерица)

3. Под соснами по ёлками лежит мешок с иголками.(ёж)

4. Серенький шарик

Под лавками шарит(воробей).

5. У кого рога на глазах,

А дом на спине?(улитка)

6. Пришла из леса птичница

В рыжей шубке кур посчитать.(лиса)

7. Кто осенью спать ложится,

Весной встаёт?(медведь)

— Посмотрите на картинки. О каких животных мы ещё не сказали?

В настоящее время фауна суши в области насчитывает 58 видов млекопитающих, 250 видов птиц. В лесах области встречаются насекомоядные- ёж и крот; грызуны- белка, заяц-беляк и русак. Хорь, барсук, горностай, кабан; парнокопытные- лось, косули. Из птиц наиболее распространены глухарь, рябчик, тетерев, белая и серая куропатки, гусь, кряква, ворона, сорока, кукушка, чиж, зяблик, снегирь, филин, иволга, синица, сова, коршун, соловей, дрозд, дятел.

В Финском заливе обитает 58 видов рыб. Из морских рыб наиболее распространена салака. Во внутренних водоёмах области обитает 55 видов рыб. Основные пресноводные рыбы сиг, лещ, щука, ёрш, налим, плотва.

8.Итог занятия.

— О чём мы говорили на занятии?

— Что больше всего запомнилось из нашего занятия?

Файлы: Презентация. ppt
Размер файла: 1911296 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология