Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Юлия Ивановна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 16 Г. Вольска Саратовской области», учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: —

Совершенствование знаний об окружающем мире; воспитание навыков культуры поведения на природе; приобщение родителей к сотрудничеству по развитию познавательной активности у детей.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Е.Т.Бровкина, Т.А.Козлова"Ознакомление с окружающим миром .Природоведение." Методика преподавания в начальной школе. Изд. "Академия" ,2000;Н.А.Касаткина "Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня ", изд. "Учитель", Волгоград, 2005; В.М.Минаева "Экологическое воспитание в начальной школе", изд. "Народная Асвета", 1987.

Используемая методическая литература: —

Н.Т.Брыкина, О.Е. Жиренко "Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир", изд. ВАКО, М 2004; О. Скалдина "Красная книга России", изд. "ЭКСМО" ,м. 2011.

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, экран, карточки, картинки с птицами, зверями,растениями и рыбами; кроссворд "Птицы",книга О. Скалдиной "Красная книга России".

Краткое описание: — Внеклассное занятие для обучающихся 3-4 классов и их родителей на тему: "Экологическое ассорти".

Оборудование: 1. Плакат с темой занятия, рисунки по темам: «Растения», «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», обозначенные определённым цветом. 2. Коробка с конфетами того же цвета, что и на плакате с рисунками. Кроме этого, в коробке есть «Конфеты» — сюрпризы с надписями «Музыкальная пауза», «Красная книга», «Гонка за лидером». 3. Кроссворд « Птицы» 4. Рисунок белки, барсука, бобра (для конфетки «Звери») 5. «Заморочки из бочки» (для конфеты рыбы) 6. Карточки с ответами для конкурса «Что такое Красная книга?» Ход занятия : 1.Сообщение темы занятия, условий конкурса, представление жюри. Ведущий: — Ребята и родители, сегодня у нас необычная игра, она называется «Экологическое ассорти». — Знаете ли вы, что такое ассорти? (Предполагаемый ответ: это конфеты, которые собраны в одной коробке, но разные по вкусу.) Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные, они с разными заданиями, но с какими вы узнаете, когда развернёте их. Если вам достанется конфета зелёного цвета, то вы отвечаете на вопросы и выполняете задания по теме «Растения» (показать на плакат), жёлтые – «насекомые», синие — «рыба», фиолетовая – «Птицы», красная – «Звери», а остальные конфеты с сюрпризом, о котором я сообщу после развёртывания конфеты. В соревновании участвуют 3 команды: «Берёза», «Сосна» и «Клён». Членами команды являются ученики и родители по одному в каждой команде. Жюри состоит из родителей и учителей начальных классов. Представление жюри. Сегодня нашу игру судят: …………………., ………………………., ……………………………… Жюри: — Мы желаем успехов командам и начинаем игру. Ведущий: — Сначала определим очерёдность получения заданий. Для этого проведём разминку. (Конфеты из коробки достаёт ведущий). 1. Конкурсная программа. Разминка (оценивается, за каждый правильный ответ 1 очко). 1) — Прослушайте стихотворение И. Мазнина. Неподалёку от дорожки Стоит цветок на тонкой ножке. И водит круглой головой Над первой, робкою травой – Следит широким глазом За всём на свете разом! За ветерками На реке, И облаками Вдалеке, И за шмелём в пижаме, И – с ужасом за нами… — Почему цветок с «ужасом следит за нами»? 2) Каких растений становится меньше с каждым годом в наших лесах? Почему? 3)Какие правила поведения нарушили дети? Назовите их. Цветы полевые просты, Но мёд в них запрятан душистый. Мы любим простые цветы, Что выросли в зелени чистой. Мы лютик сорвём золотой И розовый клевер медовый, Мы в зелени густой Найдём колокольчик лиловый. В просторных лугах наберём Охапки росистых ромашек. С цветами домой мы пойдём, Поставим их в комнате нашей. — Без чего цветы погибнут? (Цветы погибнут без воды). — А какие существа вообще не могут жить без воды? (Без воды не могут жить рыбы и все животные, которые живут в водоёмах). Следующее задание посвящено рыбам. — Слово жюри. Узнаем, какая же команда будет отвечать первой в конкурсе «Рыбы»? I .Конкурс « Рыбы» . — Этот конкурс состоит из нескольких этапов: 1) « Заморочки из бочки» Если команда отвечает, сразу получает 5 баллов. После 1-ой подсказки — 3 балла, с помощью зала – 1 балл. Задание для первой команды. — У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а ещё часы, монеты – видимо, хищница принимает их за рыбку с яркой чешуёй. Что это за рыба? Подсказка: Ухвачу-ка! Проглачу-ка! Щёлкает зубами… (Щука) Задание для 2 команды. — Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России, у неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма, где её часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы. Подсказка: Говорят один рыбак: — В речке выловил башмак, Но зато ему потом, На крючок попался … (сом) Задание для 3 команды. -Эта рыбка живёт в речке. Характер у неё задиристый. Она не даёт проходу маленьким рыбкам. Эту рыбку не ест даже щука. Подсказка: Вся в иголках, словно ёж, как зовётся рыба? (ёрш) 2) Конкурс художников. «Дорисуй рыбу». ( Рисование с завязанными глазами). В этом конкурсе участвуют художники. От каждой команды приглашается по 1 человеку. К доске прикреплён лист бумаги, изображено туловище рыбы, но без хвоста, глаза и плавников. Художники должны с закрытыми глазами нарисовать недостающие элементы. — Побеждает та команда, которая более верно справилась с заданием. II. Конкурс « Птицы». 1) Игра «Кто больше?» Команды по очереди называют птиц. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт птицу. 2) Кроссворд «Птицы» 13 12 16 14 15 1 ж 2 17 4 3 18 6 5 20 19 21 11 22 7 23 24 8 9 25 10 По горизонтали: 1.Песню этой птицы, мы слышим ранней весной. (Жаворонок) 2. Её ещё называют кряквой. (Утка) 3. Днём слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова) 4. Эта птица прилетает с первым снегом. (Снегирь) 5. Вдоль по реченьки птица плывёт, Выше бережка голову несёт, Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает Что это за птица? (Лебедь) 6. Птица, которая не умеет летать, но быстро бегает. (Страус) 7. Лесной петух. (Тетерев) 8. Птица, которая идёт пешком в тёплые страны. (Коростель) 9. Серенькая птичка, Птичка – невеличка, Шеей вертишь ты всегда. Разве в этом есть нужда? (Вертишейка) 10. На одной ноге стоит. И в воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. (Цапля) 11. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню вскачь. И зовётся птица. (Грач) По вертикали: 12. Длиннохвоста, белобока, А зовут её … (Сорока) 13. Окраской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая. (Ворона) 14. Птица, которая не имеет своего гнезда. (Кукушка) 15. Птица, которая ловит насекомых налету. (Ласточка) 16. Птица, занесённая в Красную книгу. (Журавль) 17. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит. (Гусь) 18. Лесной «телеграфист». (Дятел) 19. Птица, у которой есть мешок для складывания улова. (Пеликан) 20. . На вид неказист, зато голосист. (Соловей) 21. Маленький мальчишка- В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) 22. Птица, которая никогда не садится на землю. (Стриж) 23. Это старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома. Длинноногий, длинноклювый, Длинношеей, безголосый, Он летает на охоту За лягушками в болото. (Аист) 24. Хоть я птичка – невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. Кто же я? (Синичка) 25. Эта птица своё болото хвалит. (Кулик) Музыкальная пауза. Ведущий: — Пока жюри подводит итоги за первый и второй конкурс, послушаем песню в исполнении команды «Берёза». Слово жюри. Ведущий: — Уважаемые игроки, следующий конкурс посвящён зверям. Он состоит из трёх этапов. III. Конкурс «Звери» Ведущий: — И так, этот конкурс начинается с игры. 1) Игра «Угадай, кто я?» — Вы задаёте мне наводящие вопросы о животном, изображенном на рисунке, который от вас закрыт. Я отвечаю на ваш вопрос; «да» или «нет». После того, как все вопросы будут заданы, вы должны угадать, кто нарисован на рисунке. (Ответ: белка, барсук, бобр) Ведущий: — Следующий этап этого конкурса — конкурс для капитанов команд. 2) Конкурс для капитанов «Эрудит» Ведущий: — Вам задаётся вопрос, если не можете ответить сразу, то можете попросить подсказку, тогда ваш ответ будет оцениваться в 3 балла, а не в 5. Если же просите помощь зала, за правильный ответ команда получит всего 1 очко. 1. Назовите животные, которых люди одомашнили в конце каменного века, а именно в 6-8 тысячелетии до нашей эры в Древней Азии. То, что дают человеку эти животные, обладает значительной прочностью, растяжимостью, гидроскопичностью и незаменимо при изготовлении тканей. Кто это? Ответ: баран и овца. Подсказка: Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже с завитком рога. (баран) 2. Этот представитель животного мира всегда вызывает у людей интерес. Среди млекопитающих это животное обладает наиболее острым чутьём, благодаря своему носу. Однако его неповоротливость даже вошла в поговорку. Назовите это животное. Ответ: слон. Подсказка: Очень много силы в нём, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос. (Слон). 3. Это животное – обитатель леса, бродит по болотам, питается водными растениями, объедает листья деревьев и молодые побеги. Очень часто, говоря об этом животном, люди называют его благородным. Что это за животное? Ответ: олень. Подсказка: Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень) 2. Викторина для всезнаек. Ведущий: — В третьем этапе конкурса «Звери» участвуют игроки, которые любят животных, читают про них книги, хотят, как больше узнать о животных. Он называется «Викторина для всезнаек». Первый вопрос задаётся команде «Сосна». • Кто из семейства кошачьих бегает быстрее всех? Ответ: гепард. • Кто в львиной семье занимается охотой? Ответ: львица. • Самое большое млекопитающее на Земле? Ответ: синий кит. • Что в зимний день делает лягушку похожей на медведя? Ответ: лягушка, как и медведь, впадает в спячку. • Зачем тюленю усы? Ответ: у тюленя усы очень чувствительные. Он ими ощупывает предметы под водой. • Чем питаются новорождённые летучие мыши? Ответ: они питаются молоком матери. IV. Конкурс «Растения» — Сейчас вы будете отгадывать загадки про деревья. Загадки будут даны для каждой команды ( по 3 ), а отгадку вы увидите на экране после вашего ответа. 1. Отгадайте, что это за дерево: • Дерево чудесное Листья интересные – Веерочки, веерки, Белой свечкою цветки. (Каштан). • Белые овечки, Бегают по свечке Что живёт у речки. (Верба). • На полянке девчонка В белой рубашонке, В зелёном полушалке. (Берёзка). • Красненько, кругленько, Листочки продолговатеньки. (Рябина). • Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло. (Ива). • Что за дерево растёт? Снег в июне нам несёт. Снег же тот не тает, В воздухе летает. (Тополь). • Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ёлка). • Никто не пугает, А она всё дрожит. (Осина). • Самое могучее и выносливое дерево. (Дуб). • Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но в отличие от ёлки, Опадают те иголки. (Лиственница) 2. Повторение правил поведения в лесу. Игра «Самый точный ответ». — Ребята, у вас на столе лежит листок. Вам нужно вспомнить и записать правила поведения в лесу. Эта игра на время. По сигналу начинаем записывать правила и через 2 минуты заканчиваем. В этом конкурсе побеждает та команда, которая за 2 минуты перечислит большее количество правил. Приготовились? Начали. Музыкальная пауза. Игроки команды «Клён» исполняют песню, а тем временем жюри подводит итоги четырёх конкурсов. — Слово жюри. Ведущий: — Следующий конкурс, посвящён «Красной книге». V. Конкурс «Красная книга» У каждой команде на столе конверт. В нём карточки с ответом на вопрос, который я вам все задам. Нужно выбрать правильный ответ на мой вопрос. 1.Выбери правильный ответ. Карточки. Что такое красная книга – выбери карточку с правильным ответом • Книга в красной обложке • Книга учёта животных • Книга «боли» 2. Домашнее задание. Каждая команда получила задание подготовить рассказ о «Красной книге». Расскажите, что вы знаете о ней. За полный и содержательный рассказ получаете по 5 баллов. Прослушивание ответов. Ведущий: — Следующий этап этого конкурса – конкурс «Знатоков». Приглашаются по одному игроку от каждой команды. 3.Конкурс «Знатоков» Ведущий: — Вам надо назвать растения и животных Саратовской области, занесённых в «Красную книгу». Предполагаемый ответ. Растения: горец змеиный, дурман обыкновенный, ель европейская, ирис безлистный, калужница, пижма тысячелистниковая, примула крупночашечная, солодка гладкая, папортник бобовый, хохлатка, подснежник русский, можжевельник обыкновенный, калина, сосна меловая, тюльпан Шренка, рябчик русский, пион тонколистный, ковыль, иссоп меловой. Насекомые: дыбка степная, жук – олень, шмели, пчела – плотник, бражник «мёртвая голова», махаон, аполлон, бабочка медведица- госпожа. Звери: выхухоль, вечерница гигантская (летучая мышь), сурок, хорь-перевязка. Птицы: утка савка ,скопа, ястреб, орёл беркут, орёл змееяд, орёл могильник, орёл степной, орлан- белохвост, сокол балабан, сокол сапсан, журавль красавка, дрофа, стрепет, авдотка, кулик ходулочник, кулик шилоклювка. «Музыкальная пауза » Дети исполняют песню по выбору о природе, а жури подводит итог этого конкурса. Ведущий: — Слово жюри. И так, уважаемые игроки, у нас есть лидер. Сейчас проведём конкур, который называется «Гонка за лидером». Команды участники этого конкурса могут поправить своё положение, так как за правильный ответ команда получает 1 очко. VI. « Гонка за лидером» — В этом конкурсе участвуют команды по очереди. Каждой нужно ответить правильно на 10 вопросов. Не знаете ответа, говорите — «дальше». Его начинает лидер нашей игры команда … Вопросы для команды — лидера: 1.Какое дерево наших лесов называют диким виноградом? (рябину) 2. Какая ветка не растёт на дереве? (железнодорожная ветка) 3. Дикое, хищное животное с пушистым, рыжим хвостом (лиса) 4. Птичий домик. (гнездо) 5. Ночная птица. ( сова) 6. Нос птицы. (клюв) 7. Ребёнок кошки. (котёнок) 8. Курица мужского рода. (петух) 9. Кто спит под своими ушами? (заяц) 10. Какую траву даже слепые знают? (крапива) Вопросы для 2 команды: 11. Зимнее логово медведя (берлога) 12. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока) 13. Колобок, обросший иголками? (ёжик) 14. Кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича? (лягушка) 15. Что снесла курица? (яичко) 16. В воде купался, сухим остался? (гусь) 17. Какая рыба в праздники одевает шубу? (селёдка) 18. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц) 19. Что лось теряет каждую зиму? (рога) 20. Двоюродные братья зайцев? (кролики) Вопросы для 3 команды: 21. Маленькая, лёгенькая, а за хвост не поймаешь? (ящерица) 22. Кто спит головой вниз? (летучая мышь) 23. Детёныш коровы? (телёнок) 24. Гусь в женском роде (гусыня) 25. Где спят собаки? (конуре, будке) 26. Что растёт на ёлке? (шишки да иголки) 27. Что общего у всадника и петуха? (шпоры) 28. Ни море, ни река, а волнуется. (пшеничное поле) 29. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал) 30.Шуба новая, а на подоле дыра. (прорубь) Ведущий: — Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и считает общий счёт игры, а вы послушайте стихотворение: Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на крыльях повилики, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей .

Файлы: ОБЛАКА. ОСАДКИ. Апрелова ГУ СШ №4.doc
Размер файла: 52736 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология