Автор конспекта:
Автор(ы): — Васенина Н.Н.
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ №27
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Образовательная 1. способствовать усвоению основных внешнеполитических событий второй половины XIX в.: русско-турецкая война, утверждении России в Средней Азии и на Дальнем Востоке
2. содействовать осознанию причин, хода русско-турецкой войны
3. показать значимость итогов русско-турецкой войны
Развивающая 1. продолжить формирование общеучебных умений и навыков: работать по плану, работать с книгой, развитие мышления, памяти, внимания
2. продолжить формирование специальных умений и навыков: работать с картой, выделять причины и итоги войны
Воспитательная 1. воспитание патриотизма
2. добиваться сознательного усвоения знаний.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: —
Курс История России Учитель Васенина Надежда Николаевна
Тема Внешняя политика Александра II
Цель
Образовательная 1. способствовать усвоению основных внешнеполитических событий второй половины XIX в.: русско-турецкая война, утверждении России в Средней Азии и на Дальнем Востоке
2. содействовать осознанию причин, хода русско-турецкой войны
3. показать значимость итогов русско-турецкой войны
Развивающая 1. продолжить формирование общеучебных умений и навыков: работать по плану, работать с книгой, развитие мышления, памяти, внимания
2. продолжить формирование специальных умений и навыков: работать с картой, выделять причины и итоги войны
Воспитательная 1. воспитание патриотизма
2. добиваться сознательного усвоения знаний.
Оборудование: доска, учебник, карта России XIX в., раздаточный материал, изображение награды за участие в русско-турецкой войне, памятника героям Плевны в Москве, Шипка, памятник на Шипкинском перевале.
Тип урока изучение нового материала
Ход урока
этап
Деятельность
Орг. момент
Приветствие
Актуализация
В курсе история России в 8 классе вы изучаете XIX в.
Правление каких императоров вы изучили?
Сейчас мы изучаем политику Александра II. Чем знаменательна его внутренняя политика?
Для того, чтобы проводить реформы, которые требовали большого внимания и затрат денег, какая внешняя политика была необходима?
Сегодня на уроке мы с вами попробуем определить какой была внешняя политика Александра II.
Павел I, Александр I, Николай I.
Либеральные реформы.
Мирная
Тип и форма урока
Сегодня мы с вами будем изучать новую тему. Ее изучение нам поможет в дальнейшем, при изучении внешней политики Александра III.
Работать будем по плану:
Записывают тему
Записывают план
Изучение нового материала
Закрепление
За участие в войне давалась медаль. Вы будете получать изображение медали за правильные ответы. В конце урока, кто наберет 3 и более медалей получат 5. Ответы должны быть полными, не односложными
Мы начнем изучение русско-турецкой войны с ее причин.
Беседа.
В 1856 г. был заключен Парижский мирный договор.
По итогам какой войны?
Чего лишилась Россия?
В 1870 г. в Европе была развернута война. Кто ее участники?
Показ по карте
Чем закончилась?
Так вот, в самый разгар войны, Россия, воспользовавшись положением Франции, начинает создание флота на Черном море, вопреки статьям Парижского договора.
Первая причина русско-турецкой войны стало стремление укрепить свои позиции на Черном море.
Кто был лавным противником России на Черноморском побережье?
В подчинении Турции находились территории, заселенные западными славянами.
Показ по карте.
За что боролись западные славяне?
И в своей борьбе они обращались за помощью к России.
Почему России было выгодно помогать этим странам?
Мы выделили вторую причину: освобождение славянских народов и контроль над Балканским полуостровом.
Третья причина: доказать положение России как великой державы
Россия предъявила ультиматум Турции.
Что такой ультиматум?
Требование было прекратить военные действия в Сербии против восставших. Турция отказалась.
Ход войны.
12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции.
Боевые действия лета 1877 г. вам необходимо рассмотреть самостоятельно.
Работа с учебником
Раздаточный материал с заданиями. Вам необходимо читая страницу 204, заполнить пробелы, выписывая предложения.
Затем найти на карте места основных событий.
Через территорию государства … проходят русские войска, переправляются через реку …
… июля … г. был захвачен … перевал это путь на Стамбул.
Начинаются неудачи. Вместо … взят Никополь. Турки заняли Плевну.
Опрос задания, показать по карте.
Таким образом: турки боролись за Шипкинский перевал, а русские за Плевну.
Рассказ.
Защитникам крепости Шипка приходилось отбивать 14 атак в день. Противник имел пятикратное превосходство. Только через три дня подошло подкрепление. Нелегко было русской армии. Зимой, когда разыгрывалась метель, прекращался подвоз боеприпасов и продовольствия. С сентября по декабрь потери составили 9500 человек замерзшими и больными. Но наши солдаты выдержали и отстояли Шипкинский перевал. В наши дни на Шипке стоит памятник. Показ. За оборону Шипки было учреждена медаль. Показ.
Но турецкая армия была не готова к длительной осаде и в ноябре 1877 г. Плевна сдалась. В русском плену оказались 43000 человека.
В честь героев погибших при взятии Плевны возведен памятник в Москве.
Также события Шипки и Плевны были посвящены картины Русского художника Верещагина, участника событий. Показ картин: Перед атакой, После атаки. Полевой госпиталь, Шипка
Отряд Скобелева, оборонявший Шипку 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула местечко Сан-Стефано.
Показ по карте.
Итоги
Европейские державы были обеспокоены успехами России и образовали антирусскую коалицию. В результате Александр II предлагает перемирие Султану, которое было немедленно принято.
19 февраля 1878 г. заключен Сан-Стефанский мирный договор.
Показ по карте.
Условия: 1.Сербия, Черногория и Румыния провозглашены независимыми государствами.2.Болгария становилась автономным княжеством в составе Турции.3. России возвращалась южная придунайская часть Бессарабии, а в Закавказье присоединялись крепости Баку, Ардаган, Карс.
Но европеские державы потребовали пересмотра условий.
Берлинский конгресс1. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории.2. Болгария разделена на две части: северная объявлялась княжеством вассалом Турции, южная — автономной турецкой провинцией.3.Сокращены приобретения России в Закавказье.4. Австрия получила Боснию и Герцеговину, Англия—о.Кипр.
Сейчас мы с вами в игровой форме повторим изученный материал. Игра вопрос-ответ.
1. назовите годы войны?
2. По событиям этой войны был снят фильм по роману Акунина. Какой?
3. Кто стал прототипом героя фильма генерала Соболева?
4. В 2003 г. Болгария, Сербия, Румыния отмечали годовщину освобождения. Какую?
5. Назовите два центра военных действий этой войны?
6. Где заключен мирный договор России с Турцией?
7. Показать на карте.
8. Где состоялся конгресс европейских держав?
9. Что стало итогом Сан-стафанского мирного договора?
10. Что стало итогом Берлинского конгресса?
Победа России в войне 1877-1878гг. явилась наиболее крупным военным успехом российского государства во второй половине XIX
Крымской
Флота в Черном море, выхода в миррой океан через проливы Босфор и Дарданеллы.
Франция и Германия.
Разгромом Франции.
Записывают первую причину.
Турция
За независимость.
Ослабить Османскую империю, контроль над Балканским полуостровом
Записывают.
Записывают.
Это категоричное требование одного государства к другому занять позицию по к.-л. Вопросу.
Записывают
Выполняют задание.
Румыния,
Дунай
5, 1877 г., Шипкинский
Плевна
Записывают
Записывают
Записывают.
1877-1878
Турецкий гамбит.
Скобелев
125
Шипка, Плевна
Сан-Стефано
Берлин
Домашнее задание
Еще двумя внешнеполитическими успехами были укрепление позиций в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Запишите домашнее задание: читать § 24 стр. 194 199. Ответить на вопрос 2, 3 письменно
Записывают
Курс История России Учитель Васенина Надежда Николаевна
Тема Внешняя политика Александра II
Цель
Образовательная 1. способствовать усвоению основных внешнеполитических событий второй половины XIX в.: русско-турецкая война, утверждении России в Средней Азии и на Дальнем Востоке
2. содействовать осознанию причин, хода русско-турецкой войны
3. показать значимость итогов русско-турецкой войны
Развивающая 1. продолжить формирование общеучебных умений и навыков: работать по плану, работать с книгой, развитие мышления, памяти, внимания
2. продолжить формирование специальных умений и навыков: работать с картой, выделять причины и итоги войны
Воспитательная 1. воспитание патриотизма
2. добиваться сознательного усвоения знаний.
Оборудование: доска, учебник, карта России XIX в., раздаточный материал, изображение награды за участие в русско-турецкой войне, памятника героям Плевны в Москве, «Шипка», памятник на Шипкинском перевале.
Тип урока изучение нового материала
Ход урока
этап
Деятельность
Орг. момент
Приветствие
Актуализация
В курсе история России в 8 классе вы изучаете XIX в.
Правление каких императоров вы изучили?
Сейчас мы изучаем политику Александра II. Чем знаменательна его внутренняя политика?
Для того, чтобы проводить реформы, которые требовали большого внимания и затрат денег, какая внешняя политика была необходима?
Сегодня на уроке мы с вами попробуем определить какой была внешняя политика Александра II.
Павел I, Александр I, Николай I.
Либеральные реформы.
Мирная
Тип и форма урока
Сегодня мы с вами будем изучать новую тему. Ее изучение нам поможет в дальнейшем, при изучении внешней политики Александра III.
Работать будем по плану:
Записывают тему
Записывают план
Изучение нового материала
Закрепление
За участие в войне давалась медаль. Вы будете получать изображение медали за правильные ответы. В конце урока, кто наберет 3 и более медалей получат «5». Ответы должны быть полными, не односложными
Мы начнем изучение русско-турецкой войны с ее причин.
Беседа.
В 1856 г. был заключен Парижский мирный договор.
По итогам какой войны?
Чего лишилась Россия?
В 1870 г. в Европе была развернута война. Кто ее участники?
Показ по карте
Чем закончилась?
Так вот, в самый разгар войны, Россия, воспользовавшись положением Франции, начинает создание флота на Черном море, вопреки статьям Парижского договора.
Первая причина русско-турецкой войны стало стремление укрепить свои позиции на Черном море.
Кто был лавным противником России на Черноморском побережье?
В подчинении Турции находились территории, заселенные западными славянами.
Показ по карте.
За что боролись западные славяне?
И в своей борьбе они обращались за помощью к России.
Почему России было выгодно помогать этим странам?
Мы выделили вторую причину: освобождение славянских народов и контроль над Балканским полуостровом.
Третья причина: доказать положение России как великой державы
Россия предъявила ультиматум Турции.
Что такой ультиматум?
Требование было – прекратить военные действия в Сербии против восставших. Турция отказалась.
Ход войны.
12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции.
Боевые действия лета 1877 г. вам необходимо рассмотреть самостоятельно.
Работа с учебником
Раздаточный материал с заданиями. Вам необходимо читая страницу 204, заполнить пробелы, выписывая предложения.
Затем найти на карте места основных событий.
Через территорию государства … проходят русские войска, переправляются через реку …
… июля … г. был захвачен … перевал – это путь на Стамбул.
Начинаются неудачи. Вместо … взят Никополь. Турки заняли Плевну.
Опрос задания, показать по карте.
Таким образом: турки боролись за Шипкинский перевал, а русские – за Плевну.
Рассказ.
Защитникам крепости Шипка приходилось отбивать 14 атак в день. Противник имел пятикратное превосходство. Только через три дня подошло подкрепление. Нелегко было русской армии. Зимой, когда разыгрывалась метель, прекращался подвоз боеприпасов и продовольствия. С сентября по декабрь потери составили 9500 человек замерзшими и больными. Но наши солдаты выдержали и отстояли Шипкинский перевал. В наши дни на Шипке стоит памятник. Показ. За оборону Шипки было учреждена медаль. Показ.
Но турецкая армия была не готова к длительной осаде и в ноябре 1877 г. Плевна сдалась. В русском плену оказались 43000 человека.
В честь героев погибших при взятии Плевны возведен памятник в Москве.
Также события Шипки и Плевны были посвящены картины Русского художника Верещагина, участника событий. Показ картин: «Перед атакой», «После атаки. Полевой госпиталь», «Шипка»
Отряд Скобелева, оборонявший Шипку 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула – местечко Сан-Стефано.
Показ по карте.
Итоги
Европейские державы были обеспокоены успехами России и образовали антирусскую коалицию. В результате Александр II предлагает перемирие Султану, которое было немедленно принято.
19 февраля 1878 г. заключен Сан-Стефанский мирный договор.
Показ по карте.
Условия: 1.Сербия, Черногория и Румыния провозглашены независимыми государствами.2.Болгария становилась автономным княжеством в составе Турции.3. России возвращалась южная придунайская часть Бессарабии, а в Закавказье присоединялись крепости Баку, Ардаган, Карс.
Но европеские державы потребовали пересмотра условий.
Берлинский конгресс1. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории.2. Болгария разделена на две части: северная объявлялась княжеством вассалом Турции, южная — автономной турецкой провинцией.3.Сокращены приобретения России в Закавказье.4. Австрия получила Боснию и Герцеговину, Англия—о.Кипр.
Сейчас мы с вами в игровой форме повторим изученный материал. Игра вопрос-ответ.
1. назовите годы войны?
2. По событиям этой войны был снят фильм по роману Акунина. Какой?
3. Кто стал прототипом героя фильма – генерала Соболева?
4. В 2003 г. Болгария, Сербия, Румыния отмечали годовщину освобождения. Какую?
5. Назовите два центра военных действий этой войны?
6. Где заключен мирный договор России с Турцией?
7. Показать на карте.
8. Где состоялся конгресс европейских держав?
9. Что стало итогом Сан-стафанского мирного договора?
10. Что стало итогом Берлинского конгресса?
Победа России в войне 1877-1878гг. явилась наиболее крупным военным успехом российского государства во второй половине XIX
Крымской
Флота в Черном море, выхода в миррой океан через проливы Босфор и Дарданеллы.
Франция и Германия.
Разгромом Франции.
Записывают первую причину.
Турция
За независимость.
Ослабить Османскую империю, контроль над Балканским полуостровом
Записывают.
Записывают.
Это категоричное требование одного государства к другому занять позицию по к.-л. Вопросу.
Записывают
Выполняют задание.
Румыния,
Дунай
5, 1877 г., Шипкинский
Плевна
Записывают
Записывают
Записывают.
1877-1878
Турецкий гамбит.
Скобелев
125
Шипка, Плевна
Сан-Стефано
Берлин
Домашнее задание
Еще двумя внешнеполитическими успехами были – укрепление позиций в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Запишите домашнее задание: читать § 24 стр. 194 – 199. Ответить на вопрос 2, 3 письменно
Записывают
Файлы: Крымская война.ppt
Размер файла: 673280 байт.