Автор конспекта:
Автор(ы): — Чадаева Марема Вахаевна

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия».

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.

Используемая методическая литература: —

1.Летягин, А.А. Душина, И.В., Пятунин, В.Б., Таможняя, Е.А. Программа. 5-9 классы. (Текст). — М.:Вентана-Граф. — 2012.

2..Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение. 5 класс (Текст). — М.:Дрофа. — 1998. 3.Козачек, Т.В. Поурочные планы по учебнику Плешакова, А.А., Сонина, Н.И. Природоведение. 5 класс (Текст). — Волгоград: Учитель. — 2005.

Используемое оборудование: —

1. Схема «Внутреннее строение Земли»

2. Карта движения литосферных плит.

3.Учебник «География» 5 класс, А.А.Летягин

4.Атлас. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.

Краткое описание: —

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли.

Тема: Внутреннее строение Земли. 5 класс.

Цель урока:

Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия».

Задачи:

1.Образовательные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.

2.Развивающие: развивать способности слушать собеседника, вести диалог.

3. Воспитательные: осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: комбинированный по традиционной классификации, конструирования способа действия по ФГОС.

Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядный комплекс:

1. Схема «Внутреннее строение Земли»

2. Карта движения литосферных плит.

3.Учебник «География» 5 класс, А.А.Летягин

4.Атлас. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.

Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Формы проведения урока:

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с таблицей «Внутреннее строение Земли»; работа с контурной картой «Литосферные плиты».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.

2.Повторение изученной темы.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

- Какие пояса освещенности выделяют на земной поверхности.

- В каких поясах освещенности Земли наблюдается 4 времени года.

- В каком поясе освещенности расположен г.Ульяновск?

3.Изучение новой темы.

а) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Какие оболочки Земли вы знаете?(литосфера (это земная кора и верхняя часть мантии), гидросфера (водная оболочка Земли), атмосфера (воздушная оболочка Земли), биосфера (сфера жизни)

-Когда возникла Земля?(4,5 млрд.лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа)

-Какова форма и размеры Земли?(Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора — 40076 км).

-Каково же внутреннее строение Земли?(В центре расположено ядро, затем следует мантия (с греч. «покрывало») и земная кора (каменная оболочка земли).

б) Коллективная работа.

Учащиеся работают по тексту учебника на с. 29-30 раздел: «Недра Земли» и по рис.12. с.30, записывают в тетрадях краткую информацию о внутреннем строении Земли (толщина, состояние, температура)

Земная кора: толщина от 5км — до 75км, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

Мантия:от 45км до 2900км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой — твердый, 2000-2500 градусов по Цельсию.

Ядро: внешнее — от 2900км до 5146км,жидкое; внутреннее — от 5146км до 6371км, твердое; 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы в тетрадях.

- Каково внутреннее строение Земли?

- Как меняется температура недр нашей планеты?

4. Физминутка.

Лети-лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через север через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешся ты Земли -

Быть по моему вели:

«Вели, чтобы мои ученики сели за парты!»

в)Учитель рассказывает о строении литосферы.

- Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.

- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)

Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.

Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.

5)Работа в контурных картах.

Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке)

Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

-На какой литосферной плите мы живем?

6) Работа с текстом учебника.

Учащиеся выясняют методы изучения внутреннего строения Земли (читают по цепочке).

Подведение итога работы по учебнику:

-Как изучают внутреннее строение Земли.

-Какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

1)Итак, во первых, сама природапомогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)

2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)

3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов,что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.

4)Еще один из методов — сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицин (1862-1916) академик Петербургской академии.

7.Подведение итогов урока.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

8.Рефлексия.

-Если урок понравился, то давайте похлопаем друг другу (приём «Похлопаем себе и соседу»)

7. Задание на дом.

Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.

Файлы: Климат Северной Америки.rar
Размер файла: 2117406 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология