Автор конспекта:
Автор(ы): — Новак Марина Николаевна

Место работы, должность: —

Учитель географии МБОУ В-Шамшевской СОШ№8 Кагальницкого района Ростовской области

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цель урока: сформировать представление о внутренних водах Северной Америки;

Задачи и планируемые результаты:

Предметные:

рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;

Метапредметные :

учащиеся должны уметь описывать географическое положение рек, работать с картами атласа и контурными картами.

Регулятивные:

- учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Личностные :

Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Осознают целостность природы Земли

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Базовый учебник: География. Страноведение. 7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений / О.А Климановой, Э.М Ким. – М. : Дрофа, 2013.

Географический атлас 7 класс-М: Дрофа, 2013

Используемое оборудование: —

физическая карта Северной Америки , компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, атласы, магнитофон.

Краткое описание: —

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями внутренних вод Северной Америки.Учащиеся работают с картами атласа, в паре работают с макетами, заполняют таблицы,описывают ГП рек по алгоритму, отвечают на вопросы учителя.Для закрепления знаний выполняют тест.

Ход урока

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе проведем урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Северной Америки. Тема нашего урока “Внутренние воды Северной Америки” (слайд № 2). Сегодня на уроке перед нами поставлены следующие цели (слайд № 3): сформировать представление о внутренних водах Северной Америки; с помощью карт атласа проанализировать распределение вод по материку, установить характер режима питания и особенности течения; познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.

Проверка домашнего задания

Но прежде чем мы приступим к описанию вод давайте вспомним,:

- на какие части можно разделить материк по особенностям рельефа?

Чем можно объяснить расположение Кордильер именно в западной части?

- Назовите самую высочайшую точку Северной Америки.

- Назовите равнины материка. Назовите древние и разрушенные горы.

У вас на столе есть уменьшенная модель материка. Расположите основные формы рельефа на территории материка.

( работа с макетом – нанесение названий форм рельефа материка)

Объяснение нового материала

Ребята, а сейчас я попрошу вас закрыть глаза и прислушаться к звукам природы. ( звучит запись падающей воды).

Есть два разряда путешествий.

Один — пускаться с места вдаль.

Другой — сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Что вы услышали? Да, это звук падающей воды. Северная Америка богата внутренними водами. По сумме среднегодового стока она лишь уступает Южной Америке. Вместе с тем во многих районах северной Америки ощущается нехватка пресной воды. Это связано с неравномерным распределением речного стока по территории материка.

Какие крупные реки протекают по материку Северная Америка?

Миссисипи, Колорадо Макензи, Св. Лаврентия Колумбия Арканзас Юкон Рио- Гранде

Куда они несут свои воды?

Режим питания рек Северной Америки- ледниковый. Широко представлен ледниковый режим питания рек в горных районах от бассейна реки Колумбия и севернее в Кордильерах.

Кроме того, в Северной Америке очень разнообразны типы рек со смешанным питанием. Это разнообразие объясняется значительными колебаниями мощности и продолжительности залегания снежного покрова на обширной части материка.

В какие океаны впадают реки Северной Америки?

По картам атласа определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся? Результаты запишите в таблицу

Бассейны океанов

Тихий океан Атлантический океан Северный Ледовитый

Юкон Арканзас Макензи

Колумбия Св. Лаврентия

Колородо Миссисипи

Рио- Гранде

Главной рекой материка является Миссисипи (“Отец вод”, “Великая река”) с притоком Миссури, собирающая свои воды с Аппалачей, Центральных и Великих равнин

Исток – западнее Великих Американских озер. При впадении в Мексиканский залив – образует большую дельту. Течет с севера на юг. Притоки – правый: Арканзас, Миссури; левый – Огайо. Имеет дождевое и снеговое питание. В конце лета река сильно мелеет. В верхнем течении реку используют для сплава рек, кроме этого воды используют для орошения полей. Многочисленные предприятия, которые есть по берегам реки, загрязняют воду. Местные жители сетуют: воду Миссисипи нельзя пить, потому что она слишком густа, но и пахать нельзя потому, что она слишком жидка.

Еще одна из рек материка – это Макензи она относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Ее открыл Александер Макензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой).

Река Колорадо относится к Тихому океану. За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”. Это интересный пример разрушительной деятельности рек.

Саша подготовила дополнительный материал о уникальности бассейна Колорадо.

Давайте по алгоритму опишем ГП реки Колорадо. Вы работаете с картой атласа и вписываете в лист контроля. ( Практическая работа)

Есть на материке достаточно знаменитая река – Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км. Ниагара – река короткая, но полноводная. Она несет избыток воды из Великих озер в Атлантический океан. Половину своего пути вода течет по плавно снижающемуся руслу, но потом вдруг срывается с высоты 50 метров, на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский (слайд № 14). Возник он 12500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Ровный и очень сильный гул водопада слышен на 20 километров вокруг. Индейцы племени иерокезов назвали водопад – НИАКАРЕ – «большой шум». Теперь водопад называют Ниагара. Индейцы считали водопад божеством. В лодках увитых цветами, они приносили водопаду жертву – самых красивых девушек…

Равнодушная ко всему льется вода. Но, ринувшись вниз, с уступа, она вскипает, становится белой. Стена водопада извилисто тянется на 1 километр с лишним. Весь белый грохочущий фонтан окутан мельчайшими брызгами, светится радугой. Но метров на 100 ниже вода стихает. Часть водопада принадлежит США, Другая часть – Канаде. И для общения туристов построили башню “Скайлон”. С 1951г. покорение водопада запрещено (слайд № 15). Было одно очень интересное событие в 1848г. 29 марта – затор на озере Эри. Водопад молчал 24 часа

.

Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки?

Прежде всего рельеф и климат (слайд )

Много в Северной Америке озер. Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины?

Ученики: тектонические, ледниковые, вулканические и т.д. (слайд № 17).

Благодаря тектоническим движениям возник прогиб в земной коре или отдельный ее блок опустился вниз по разломам, образовав впадину, то озеро, заполняющее такое понижение, называется тектоническим.

Тектонические с прогибах: Верхнее, Эри, Онтарио, Гурон, Мичиган.

В прошлом ледники покрывали обширные пространства материка на севере, а в настоящее время сохранились во многих горных областях. Озера Америки заполнили борозды и котловины, которые выпахали древние ледники, двигавшиеся с севера на юг.

Ледниковые: Большое Медвежье, Большое Невольничье, Атабаска, Виннипег.

Вулканические: Крейтер

Лагунные: Никарагуа

Еще одна достопримечательность – это Великие американские озера (слайд № 18). Название Великих североамериканских озер легко запомнить: Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Верхнее. Это все названия индейских племен, живших в этих местах до прихода европейцев. Природа собрала в одном месте столько больших озер. Все они связаны между собой. Попав в одно можно объехать все. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан. В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. Современная концентрация промышленности по берегам озер оказывает на них такую нагрузку, которую озера не выдерживают. Мышьяк, цианиды – это не полный перечень загрязнителей. Есть современные технологии очистки воды, но они слишком дороги. Для очистки озер потребуется 65 млрд. долл. На материке есть и бессточные озера. Это район Большого бассейна и Мексиканского нагорья. В центре Большого бассейна находится Большое Соленое озеро.

В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквыЧАРГОГГАГОГГММАНЧАУГГОГОГГЧАУБУНАГУНГАМАУГГ.

На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.

Закрепление

Какие водные системы протекают по территории Северной Америки?

Кто может показать водные « артерии» Северной Америки?

Я предлагаю ответить вас на вопросы теста ( работа с тестом)

Давайте нанесем на наш материк основные водные системы материка.

(работа с макетом)

Домашнее задание

Прочитать §46 учебника. Составить кроссворд, используя географическую номенклатуру по теме урока.

Выставление оценок

Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашего путешествия. Посмотрите, как поработали вы на уроке во время нашего путешествия.

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

- С чем познакомились на уроке?

- С каким настроением работали?

- Какие затруднения были на уроке?

- Что понравилось?

- Что хотелось бы повторить?

Я благодарю вас, ребята за урок и дальнейших вам путешествий по великим просторам Земли.

Приложение.

Лист работы учащегося

1.Используя карту атласа, определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся?

Бассейны океанов

Тихий океан Атлантический океан Северный Ледовитый

2.Опишите Географическое положение реки Колорадо

Алгоритм характеристики реки

Бассейн океана-

Исток (начало реки)-

Устье (место впадения в море, океан)-

Направление течения-

Притоки-

Тип реки ( по характеру рельефа)-

Тест на тему: « Внутренние воды Северной Америки»

1. К БАССЕЙНУ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА ОТНОСИТСЯ РЕКА:

А) МАККЕНЗИ;

Б) МИССИСИПИ;

В) КОЛОРАДО.

2. КРУПНЕЙШЕЙ РЕКОЙ МАТЕРИКА ЯВЛЯЕТСЯ:

А) МИССИСИПИ;

Б) ЮКОН;

В) Святого ЛАВРЕНТИЯ

3. НАЗОВИТЕ ЛЕВЫЙ ПРИТОК МИССИСИПИ:

А) АРКАНЗАС;

Б) МИССУРИ;

В) ОГАЙО.

4. РЕКА НИАГАРА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ОЗЕРАМИ:

А) ВЕРХНЕЕ И МИЧИГАН;

Б) МИЧИГАН И ГУРОН;

В) ЭРИ И ОНТАРИО

5. КАКАЯ РЕКА ОБРАЗОВАЛА БОЛЬШОЙ КАНЬОН:

А) КОЛОРАДО;

Б) КОЛУМБИЯ;

В) ЮКОН.

6. КАКАЯ РЕКА ТЕЧЕТ В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ:

А) Святого ЛАВРЕНТИЯ;

Б) МИССИСИПИ;

В) МАККЕНЗИ

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология