Автор конспекта:
Автор(ы): — Евсеева Татьяна Веденеевна

Место работы, должность: — учитель биологии и географии

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология

Используемые учебники и учебные пособия: —

Цель: Знакомство с внутренней средой организма.

Задачи:

-показать, что внутренняя среда организма пред­ставляет собой единую систему; выяснить значение крови в це­лом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных эле­ментов, дать понятие о свертываемости крови;

-развивать познавательный интерес, умение работать с текстом учебника;

-воспитать чувство гордости, что именно русский учёный И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Используемая методическая литература: —

Литература

Учебник : Биология. Человек . А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Вентана-Граф

Поурочные разработки по биологии Человек. М.Вако

Биология Человек. Методическое пособие. 8 класс., А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Используемое оборудование: —

компьютер, медиапроектор

Используемые ЦОР: —

Атлас тела человека

Краткое описание: — Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

План-конспект урока биологии в 8 классе

Учитель биологии Евсеева Татьяна Веденеевна

Тема: «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА. ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ И ЕЁ СОСТАВ»

Цель: Знакомство с внутренней средой организма.

Задачи:

üпоказать, что внутренняя среда организма пред­ставляет собой единую систему; выяснить значение крови в це­лом и отдельных её элементов: плазмы крови и форменных эле­ментов, дать понятие о свертываемости крови;

üразвивать познавательный интерес, умение работать с текстом учебника;

üвоспитать чувство гордости, что именно русский учёный И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Средства обучения: таблица с изображением состава крови, схемы кровообращения и оттока лимфы, микроскоп, препараты крови лягушки и крови человека, медиапроектор, компьютер, диск «Атлас тела человека»

Ход урока
План урока:

I. Актуализация знаний.

II. Изучение нового материала.

1. Внутренняя среда организма, её состав и взаимосвязь компонентов.

2. Значение и состав крови.

3. Строение и функции форменных элементов.

4. Свертываемость крови.

III. Закрепление

1. Лабораторная работа.

I. Актуализация опорных знаний

— Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?

— Вспомните, что такое ткань?

— Из каких частей она состоит?

— Какие функции выполняет межклеточное вещество?

II. Изучение новой темы

1. Внутренняя среда организма, её состав и взаимосвязь компонентов

Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кис­лородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возника­ют специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внут­ренняя среда.

Внутренняя среда — единая система жидкостей — является естественным про­должением водной основы клеток.

— Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Работа с учебником ( с. 68, § 14 — Уч. Д.), в процессе которой учащиеся заполняют таблицу

Таблица. Компоненты внутренней cреды и их местонахождение в организме

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

1. Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

2. Тканевая жидкость (межклеточная)

Между клетками тканей

3. Лимфа

Лимфатические сосуды

— Каким образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?

тканевая жидкость

лимфа

кровь

С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточ­ная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови — плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом, объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26,5 % от массы тела. Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10 % жидкости не попадает в сосуды.

В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лим­фатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав — в ней зна­чительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лим­фатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло.

При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда орга­низма человека остается относительно постоянной. В 1929 г. американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внут­ренней среды организма ввел понятие — гомеостаз (от греч. «гомeoc — «подобный» и «стазис» — «состояние»).

— Почему же сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?

Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувс­твительны к изменению окружающей среды. В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных солей. Многие клетки почти мгновенно гибнут при перемещении их в дистиллированную воду.

Вместе с тем гомеостаз не является жесткой стабильной системой. Наоборот, все показатели этой системы чрезвычайно подвижны, и все время регулируются по принципу обратной связи. Каждое изменение любого показателя вызывает ответ­ный регулирующий сигнал, направленный на ликвидацию сдвига.

Например, немного повысилось содержание в крови сахара. Кровь с повышенной концентрацией сахара омывает гипоталамус — этот главный регулятор организма. И в нем тут же формируется сигнал, поступающий в соответствующую эндокринную железу — мишень; поджелудочную железу. Последняя вырабатывает инсулин — гор­мон, снижающий уровень сахара. Как только этот уровень становится ниже нормального, срабатывает обратная связь: формируется новый сигнал, бомбардирующий уже другую железу — надпо­чечник, выделяющий гормон адреналин, способствующий выходу сахара в кровь.

Вывод.(Учащиеся самостоятельно делают вывод.)

1. Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород посту­пают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.

2. Постоянный состав внутренней среды (гомеостаз) обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках.

2. Значение и состав крови.

— Какое значение имеет кровь в жизни животных?

-Почему при посещении врача берут кровь на анализ?

Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, из чего же состоит кровь.

Составные части крови

плазма 60% форменные элементы 40%

вода, белки, жиры, эритроциты – 5 млн

глюкоза, соли, мочевина лейкоциты — 5 тыс

тромбоциты – 250 тыс

3. Строение и функции форменных элементов.«Атлас тела человека»

Форменные

элементы

Строение

Функции

Эритроциты

Красные безядерные клетки двояковогнутой формы, содержащие белок Hb

Перенос О2 из лёгких в ткани и СО2 из тканей в лёгкие.

Гемоглобин+ О2= оксиге- моглобин

Лейкоциты

Белые амёбообразные клетки с ядром

Иммунитет.

Фагоцитоз.

Тромбоциты

Кровяные тельца без ядра

Свёртывание крови

4. Свертываемость крови.

Перед обучающимися ставится познавательная задача:

-Что такое свертывание крови и каково его значение?

— Кровяные пластинки (тромбоци­ты) разрушаются при выходе из сосудов, растворимый белок плазмы фибриногена превращается в нерастворимый белок фибрин, в нитях которого застревают эритроциты. Для того, чтобы фибрин образовался, необходимо присутствие витамина К и солей кальция. Если их не будет, кровь не свернётся.

III. Закрепление

1. Лабораторная работа.

«Изучение препаратов крови лягушки и человека».

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход работы

1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека.

Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.

2. Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.

Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите

в таблицу.

4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритро­цитов у позвоночных животных?

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

Эритроцит

Диаметр клетки, мкм

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы

Человека

7-8

двояковогнyтая

нет

светло-розовая

Лягушки

21-24

овальная

есть

ярко-красная

Домашнее задание§ 14, изучить и выполнить задания 49-52 в рабочей тетради

Литература

Учебник : Биология. Человек . А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Вентана-Граф

Поурочные разработки по биологии Человек. М.Вако

Биология Человек. Методическое пособие. 8 класс., А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Файлы: План-конспект урока Внутренняя среда организма.docx
Размер файла: 25587 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология