Автор конспекта:
Автор(ы): — Бастракова Светлана Вениаминовна

Место работы, должность: — МОУ «Медведевская СОШ №1″

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Окружающий мир

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков А.А. "Мир вокруг нас" 4 класс.

Краткое описание: — Урок проводится с использованием презентации, электронного учебника "История России". Проводится исследовательская работа, связанная с историей Марий Эл

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Конспект открытого урока окружающего мира в 4а классе.

Учитель: Бастракова С.В.

Дата: 15.02.2010 г.

Тема: Во времена Древней Руси.

Оборудование: учебники, тетради, проектор, рисунки, карточки со словами.

Цели: знакомство с государственным устройством Древней Руси и её религией, воспитание патриотизма и толерантости, развитие качеств исследователя.

Задачи:

1.Познакомить с системой управления в Древней Руси.

2.Рассказать об особом вкладе князя Владимира в развитие государства.

3.Воспитывать интерес к истории Родины, толерантность.

4.Развивать умение находить дополнительную информацию, речь.

План урока:

1.Организация урока 1 мин.

2.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. 2 мин.

3.Сообщение темы урока 2 мин.

4.Работа над темой урока

1)работа с картой, беседа о Древней Руси 5 мин.

2)составление схемы государственного устройства

(с помощью учебника и картинок) 3 мин.

3)рассказ о Великом киевском князе Владимире 3 мин.

Динамическая пауза 1 мин.

4)рассказ о Крещении Древней Руси 10 мин.

5.Закрепление и проверка знаний

1)творческие задания по рабочей тетради 3 мин.

2)выполнение теста и проверочной работы 4 мин.

3)взаимопроверка 1 мин.

5.Оценка работы обучающихся, дом. задание 2 мин.

4.Итог урока 3 мин.

Ход урока:

Этапы урока

ОМУ

1.Организация урока.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости: завучи школы. Поздоровайтесь с ними. Покажите на уроке, как вы умеете работать. Оставьте о себе хорошее впечатление. В конце урока вы выполните проверочную работу, поэтому будьте внимательны и всё запоминайте.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Покажите мне рабочие тетради на с.13.

-Проверим, как вы выполнили №2 на с.14.

Молодцы!

3.Сообщение темы урока.

-Ребята, посмотрите на картину. Кто её автор? Кто изображён на ней? Почему богатыри с оружием?

-Мы сегодня на уроке отправимся в те времена, когда жили богатыри, в Древнюю Русь. Мы познакомимся с устройством государства, узнаем, кто правил Древней Русью, кто ему помогал. Мы узнаем много нового о христианстве, о том, как оно появилось на Руси.

3.Работа над темой урока.

1)работа с картой, беседа о Древней Руси.

-Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IX века? Прочитаем отрывок из высказывания древнегреческого историка Геродота.

-Геродот говорит, что славяне поселились в лесах, по берегам рек. Откройте учебники на с.41 и посмотрите на карту. Реки в те времена были главными дорогами. По Днепру проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Варягами называли воинственные племена с побережий и островов Балтийского моря. Найдите на карте Балтийское море. На его берегах жили племена варягов, которые часто приходили на славянские земли то как торговцы, то как завоеватели. Греки – жители Византии. Найдите на карте Византийскую империю. Столицей этого государства был Константинополь. Сплошной красной линией показан важнейший торговый путь. На чём путешествовали купцы, ведущие торговлю? (На кораблях, лодках, ладьях.)

Именно на пути торговых караванов и возник город Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси. Каким цветом показана территория Древней Руси в IX веке? (Светло-зелёным.) Постепенно территория государства расширялась. Каким цветом обозначены добавившиеся земли? (Тёмно-зелёным.) Складывалось большое и богатое государство.

Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Прочитайте в учебниках на с.42, как происходило управление.

2)составление схемы государственного устройства

-Давайте составим схему управления с помощью рисунков.

Кто стоял во главе государства? (Великий князь). Кто были советниками князя? (Бояре). Кто был поддержкой князя? (Дружина). Именно дружинники – вооруженные помощники князя – собирали со всех людей дань и увозили в Киев Великому князю. Наиболее прославился Великий князь киевский Владимир, прозванный Красным Солнышком. Послушайте, что о нём говорится в электронном учебнике.

3)рассказ о Великом киевском князе Владимире.

- Как вы думаете, почему князя Владимира люди называли Красное Солнышко? (Они его любили и уважали). Главной заботой Владимира была защита родной земли от кочевников. Посмотрите снова на карту. Кто нападал на русские земли? (Печенеги, половцы, хазары). Для защиты границ государства по приказу князя Владимира ставили заставы — укрепления.

Кто на заставах защищал границы государства? (Богатыри). Это были вооруженные люди, которых нард наделял сказочной силой и называл богатырями. Народ воспевал своих защитников в былинах. Мы на уроках чтения читали былины о богатырях. Что вы знаете о них? (Ответы детей).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Богатырь, он таков:

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем как богатыри !


4)рассказ о Крещении Древней Руси.

- Князь Владимир Красное Солнышко прославился как креститель Руси. На прошлом уроке мы говорили с вами, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (Силам природы). Много ли было богов у славян? (Много). Назовите главного из них. (Перун). Как называлась такая вера? (Язычество).

-В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с различными религиями и рассказали ему о них. Вспомните, какие мировые религии существовали в то время. (Христианство, ислам, буддизм). Рассказ людей, побывавших в Византии, произвёл на князя большое впечатление. Владимиру понравилась роскошь церквей, торжественность служб, пышные одеяния священников. Как вы думаете, какую из трёх религий выбрал князь Владимир Красное Солнышко? (Христианство).

-Послушаем рассказ о христианстве.

-Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина. Затем князь заставил креститься киевлян. Он объявил жителям города: «Придите на берег Днепра и креститесь, а кто не придёт, тот враг мне будет». В жаркий летний день 988 года изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние Перуна было сброшено в Днепр. Киевляне вошли в воды Днепра, и священники свершили обряд крещения. Потом по всей Руси стали строить церкви, и попы крестили всех людей по велению князя Владимира.

Земли народа мари тогда не входили в состав Руси. Как вы думаете, марийцы тоже приняли крещение в Х веке? Давайте послушаем, что узнали Даниил Ермолаев и Саша Макеров о христианизации народа мари.

-Новая вера прижилась не сразу, не все хотели её принимать. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски языческой веры, например, мы празднуем Масленицу (сейчас идёт масленичная неделя).

-С христианством стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусство и ремёсла. Русь вошла в число христианских стран, окрепли её связи с другими странами Европы, вырос её авторитет. Новая вера учила людей хорошему, помогала избавляться от злых помыслов. 10 христианских заповедей и по сей день спасают человеческую душу.

5.Закрепление и проверка знаний.

1) творческие задания по рабочей тетради

2)тест и проверочная работа.

-Выполните проверочную работу и ответьте на вопросы теста на листочках.

1.Столица Древней Руси – город…

а)Москва, б)Киев, в)Санкт-Петербург

2.Кто провёл Крещение Руси?

а)Илья Муромец, б)дружинники, в)Великий князь Владимир,

3.Христианство пришло на Русь от…

а)римлян, б) греков, в)египтян

4.В какой реке совершался первый обряд крещения на Руси?

а)Волга, б)Нева, в)Днепр

5.Что дало христианство русским людям? Напишите 1-2 слова. (Грамотность, просвещение)

3) взаимопроверка.

5.Оценка работы обучающихся, дом. задание

-Встаньте те, у кого все плюсы. Вы получаете отметку «5». У кого один или два минуса? Вы получаете «4».

Оценки: по результатам проверочной работы, Юсупову Р., Ермолаеву Д., Макерову С. – «5».

-Домашнее задание: пересказ с 43-45.

5.Итог урока.

-В каком веке на карте Европы появилась Древняя Русь?

-Кто управлял Древней Русью?

-Кто ему помогал?

-В чём заслуги князя Владимира?

-В каком году произошло Крещение Руси?

-В чём значение принятия Русью христианства?

-Всем спасибо за урок!

Рабочая тетрадь, с.13, 14.

Поднимают тетради.

Выборочная проверка.

Картина В.М. Васнецова на экране.


Подготовленный ученик читает отрывок.

Карта на экране.


Картинка на экране.

Карта.

Составление схемы государственного управления на доске.

Рассказ диктора (из электронного учебника «История России»)


Карта на доске.

Картина «Богатыри»

Картинка на экране.

Выступление ученика с презентацией.


Картинка о крещении на экране.

Выступление исследовательской группы.

№2,3,с.16

Тест на экране, проверочная работа на листочках.


Показать правильно выполненную работу.

По теме урока.


Файлы: страна- стран.ppt
Размер файла: 4010496 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология