Автор конспекта:
Автор(ы): — Веренцова А.П.
Место работы, должность: —
МБДОУ "Д/С №82 Воспитатель
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: —
Цель:Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»
Продолжать развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Продолжать способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
Продолжать обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательная область: «Коммуникация»
Продолжать развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.
Образовательная область: «Труд»
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Образовательная область: «Социализация»
Осуществить патриотическое воспитание.
Воспитывать любовь к природе.
Образовательная область: «Здоровье»
Продолжать учить принимать правильную позу при опытах за столом.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Знакомство с круговоротом воды в природе
Используемое оборудование: —
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, рисунок (круговорот воды в природе), кубик и шарик, тазик с водой.
Алгоритм свойства воды.
Раздаточный материал: фартук, прозрачные стаканы (узкая и широкая), картинки, кисточка на подставке, стакан с водой, гуашевая краска, стакан с молоком, салфетки.
Оборудование: Доска, мольберт, пустое ведро.
Краткое описание: —
Экспериментирование проявляет у детей любознательность
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус )
— А что такое глобус?
(Глобус — это модель Земли.)
— А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, объясняют)
— Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
— А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)
— Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.(показать на глобусе)
— Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )
— Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?
— Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
— Почему?(Дети объясняют)
— А что вы знаете о воде? Какая она?
— Кому нужна вода?
— Зачем вода нужна растениям?
— А как они её получают?
— Почему животные не могут жить без воды?
— Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Звучит запись журчания ручейка
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
— Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
— А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это водапресная? Может вы знаете о ней?
— Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?(Дети объясняют)
— А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
— А как вода поступает в реку?
— Ребята, что такоекруговорот воды в природе?(Объяснения детей)
— Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходиткруговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
— Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория?(Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
— Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
— Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
-Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмемузкую баночкуи наполним ее водой. Перельем эту воду вширокую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод:вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?(ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод:через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.(Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод:своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультурная минутка
— Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
— Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
— Что же мы видим?(ответы детей).Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод:не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод:растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
— Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит?(Таз с водой)
— Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(Своё лицо, отражение.)
— А где ещё можно увидеть своё отражение?(В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
— Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?(Очень плохо, оно размытое)
Вывод:Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия.
Выводы.
Дети читают стихи.
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
— Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
— Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
— Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Файлы: Классный час.docx
Размер файла: 700747 байт.