Автор конспекта:
Автор(ы): — Сидорова Елизавета Георгиевна

Место работы, должность: — г.Балаково,МБДОУ ДС №72,воспитатель.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Продолжать знакомить с водоемами родного города, дать представление о значении воды в жизни балаковцев, об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Используемая методическая литература: —

1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Москва. 2012.

2.ФГТ. «Дошкольник. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»

О.Ф. Горбатенко.

3.Экологическое воспитание в детском саду. Методическое пособие. Соломенникова О. А. Москва. 2012.

Краткое описание: — 1.Формировать представления о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: бережное отношение к водоемам, к ее обитателям; экономное отношение к воде, ответственное отношение к своей жизни, к своему здоровью. 2.Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, что мы-балаковцы.

Приоритетная образовательная область:«Познание».

Образовательные области в интеграции:«Безопасность»,

« Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Физическая культура». «Здоровье», «Музыка».

Цель.Продолжать знакомить с водоемами родного города, дать представление о значении воды в жизни балаковцев, об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Задачи.

1.Формировать представления о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: бережное отношение к водоемам, к ее обитателям; экономное отношение к воде, ответственное отношение к своей жизни, к своему здоровью.

2.Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, что мы-балаковцы.

3.Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

4.Расширять представления о труде работников водоканала: для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств.

5.Активизировать словарный запас детей, совершенствовать умения более точно характеризовать объект, ситуацию; высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Оборудование:

глобус, физическая карта мира;

фонограмма «Звон дождя, ручья, реки, океана, «воздушных» капель»;

фонограмма песни «Балаково»;

фоторепортаж «Водоемы нашего города»;

трехлитровая банка с водой и стеклянный стакан;

салфетка бумажная- 20 шт.;

мерный стаканчик – 20 шт.;

мерный стакан с мутной водой -20 шт.;

воронка -20 шт.;

фартуки- 20шт.;

ватный диск -20 шт.;

«Корзина новых идей и добрых поступков»;

карты-схемы:

«Вода — это жидкость».

«Вода – это лед, снег».

«Вода-это пар».

«Вода прозрачная».

«У воды нет вкуса».

«У воды нет запаха».

«В воде одни вещества растворяются, другие – нет».

« Жидкая вода не имеет формы»;

иллюстрация «исток Волги»;

схема « Как попадает вода к нам в дом?»;

карточка-схема «Очищение воды с помощью фильтра»;

карточка-схема «Техника безопасности»;

сундук с «сокровищами» (шоколадные монетки);

магнитофон.

Ход.

1.Организационный момент.

Звучит мелодия песни «Балаково». Воспитатель вместе с детьми совершает «путешествие» по группе, где оформлен фоторепортаж « Водоемы нашего города »; читает стихотворение А.Наумова «Балаково».

Балаково.

Наследные принцы великой реки

Освоили наши края.

Казаки, дворяне, купцы, бурлаки,

Крестьяне, чья радость – земля.

Не забыть, не наглядеться,

Нет прекраснее его.

Балаково-город детства,

Город детства моего!

2.Основная часть.

1)Беседа с детьми.

Воспитатель.О чем мы сегодня будем говорить? (О водоемах нашего города.)

Воспитатель. Какие водоемы нашего города вы знаете? (Река Волга, судоходный канал, оросительный канал, водохранилище, река Балаковка, озеро Линево.)

Воспитатель.Хорошо, что вы знаете водоемы нашего города. Эту красоту и богатство нужно ценить, любить и беречь! Наш город Балаково называют Волжской Венецией! В Италии есть такой город — Венеция, где кругом вода. И у нас в городе — куда ни глянь — везде вода.

2) Дыхательная гимнастика«Ах! Как много воды! »

И.п.- основная стойка.

— вдох: руки в стороны, вверх, подняться на носки;

— выдох: руки вниз, опуститься на стопу; (Произносим «Ах!»)

-3-4- то же.

3) «Экскурсия» по городу.

Дети в роли экскурсоводов по очереди рассказывают о тех местах, которые им близки и дороги. Подготовлены несколько детей заранее. Каждый рассказывает о своем водоеме.

Воспитатель.Экскурсию начну с рассказа «Балаково – сегодня».

Балаково– динамично развивающийся город с населением около 200 тыс. человек.Город Балаково– родина первого в мире гусеничного трактора, колесного самохода и русского дизеля. Сегодня Балаково – единственный город в стране, где было 5 Всесоюзных комсомольских ударных строек, а сейчас – крупнейший в Поволжьепромышленно-энергетический центр. В нашем городе лучшая в Европе АЭС, самая красивая в Поволжье ГЭC. Начато строительство металлургического комбината«Северсталь», возводитсявторой мостчерез судоходный канал. В последнее время Балаково сравнивают с маленьким сердцем Поволжья, потому что он находится практически в центре европейской части.

1 ребенок-экскурсовод. Я расскажу вам о судоходном канале. Балаково называют Волжской Венецией. И на это есть основания. Особую красоту городу придает «голубая улица — шлюзовой канал. Современные теплоходы, идущие по Волге, непременно проходят через речные ворота — Балаковские шлюзы. Теплоходы, поднявшись почти на десятиметровую высоту, оказываются в судоходном канале, за красоту свою названном «голубой улицей» города. Отсюда туристам открывается панорама Балакова, разделенного каналом на две части «островную» и «заканальную».

По судоходному каналу медленно проходят караваны пассажирских и грузовых судов. А набережная стала любимым местом балаковцев и гостей города. В настоящее время строится второй мост через судоходный канал.

2ребенок-экскурсовод.В Балаково много улиц, названных именами прославившихся горожан. Есть среди них необычная улица — оросительно-обводнительный канал имени Е.Е.Алексеевского. Называют его и по –другому — Сазанлейка. Канал начинается из Саратовского водохранилища на Волге, недалеко от города Балаково. Заканчивается в междуречье Большого и Малой Узеней. Протяженность 127 километров. На канале горожане отдыхают, купаются, ловят рыбу, любуются красотой города.

3 ребенок — экскурсовод. Чуть дальше судоходного канала, на месте реки Балаковки, раскинулось водохранилище. Здесь построили Саратовскую ГЭС. Ее называют « волжской жемчужиной». Гидроэлектростанция соединяет два противоположных берега Волги. Она уникальна, красива, надежна. На ГЭС сила воды крутит большие колеса – так появляется свет. По проводам свет поступает к нам в дом.

4 ребенок — экскурсовод. Я хочу вам рассказать про Волгу. Ее часто называют Волгой-матушкой, Волгой-кормилицей, Волгой-красавицей, Волгой — труженицей. Эта река очень длинная, широкая. В давние времена в Волге водилось много рыбы: сельдь, осетр, белуга, угорь. Берега Волги были покрыты лесами. Много было ягод, грибов, лечебных трав. В настоящее время в Волге мало рыбы, на берегу погибают деревья и травы, так как вода и воздух загрязнены отходами заводов, выхлопами автомобилей, топливом сухогрузов и теплоходов. Волга заболела! (Проходим за столы.)

4) Проблемная ситуация.

Воспитатель. Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в 3-х литровой банке, а пресной воды хватит всего на полстакана. Много или мало пресной воды? (Пресной воды на земле мало, ее нужно беречь.)

а)« Что произойдет, если вдруг не станет воды?»

Дети. Остановят работу фабрики и заводы, ГЭС, АЭС. Не будет света, еды, одежды, машин, хлеба, все живое погибнет…

Вывод воспитателя. Вода ничем не заменима. Без воды не сделать много простых и обычных дел. Без воды на земле все живое погибнет. Вода — это жизнь. Воду нужно беречь, правильно, разумно расходовать.

б) « Какие меры принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?»

Воспитатель.Что вы можете предложить, чтобы вода не ушла от нас и была всегда чистой. Ваши полезные идеи, мысли соберем в «Корзину идей и добрых дел».

Дети. Сажать деревья. Не оставлять мусор на берегу водоемов. Нельзя мыть на берегу водоемов машины, велосипеды.

Воспитатель. Чтобы вода от нас не ушла и была чистой, нужно:

а) Сажать леса, укреплять берега. «Дерево водой живет, дерево воду бережет».

б) Зря воду не лить. « Воду попусту не лей, дорожить водой умей».

в) Устанавливать водоочистители на заводах и фабриках. Следить, чтобы в реку не попадали отходы производства, мусор, бензин, нефть.

г) Следить, чтобы родники были чистыми, чтобы в них вода свободно текла в ручьи, тогда наши реки и озера будут полноводными.

Вывод. Какие же меры существуют для охраны воды? Использование очистных сооружений, безотходная технология, экономное использование воды.

5)Работа по карточкам-схемам.

Воспитатель.А теперь вспомним, что такое вода? В каком виде бывает вода? (Приложение «№1)

«Вода — это жидкость».

«Вода – это лед, снег».

«Вода-это пар».

Воспитатель. О чем хотят рассказать эти карты-схемы?

Дети. Свойства воды.

«Вода прозрачная».

«У воды нет вкуса».

«У воды нет запаха».

«В воде одни вещества растворяются, другие – нет».

« Жидкая вода не имеет формы».

Физминутка.

Воспитатель. Поиграем в волшебную игру. (Шум дождя)

Я — мама Тучка, а вы — капельки, мои дети. Вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Звон ручейка). Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. (Шум реки). Текла-текла речка и попала в океан. (Шум океана). Плавали-плавали капли в океане и вспомнили, что их ждет мама. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, превратились в пар, испарились и вернулись к маме. (Звон воздушных капель).

6)Викторина.

-Почему наш город называется Балаково? (Поселение на берегу реки Балаковки, в 1-2 километрах от Волги.)

-Всегда ли в Балаково была вода? (В давние времена в Балаково не хватало воды. Чтобы тушить пожары, воду возили на тележках из Волги и из речки Балаковки. Прошли годы, чтобы появиться шлюзовому и оросительному каналам.

-С чего начинается любая река?

(Любая река начинается с ручейка, который вытекает из- под горы или озера, из ключей и родников, бьющих из — под земли.)

— Как называется начало реки? ( Исток.)

-Как образуется река? (Из мелких речушек.)

Воспитатель. Как образуется река Волга?( Работа по физической карте.) Волга берет начало из болота у села Волговерховье на Валдайской возвышенности (Приложение№2.)

На болоте имеется голубое окно, где установлен деревянный дом на сваях. В центре в полу, вырезано окно, где разрешено черпать святой водицы. Река Волга очень длинная и широкая, потому что у нее много помощников притоков – больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете, сколько их? Двести! Назову самые главные притоки: Кама, Ока, Селижаровка, Тверца, Молога, Шексна, Унжа, Немида, Курдюм…Воспитатель. Откуда к нам поступает вода? ( Из Волги.) Как попадает вода к нам в дом? (По трубам). Что за превращение происходит с водой? (Воду очищают.)

3.Практическая часть.

Воспитатель. А сейчас мы узнаем самый простой способ очистки воды.

Вспомним технику безопасности при работе с оборудованием во время проведения опыта. (Приложение №3.)

Работа по карточке-схеме.

Опыт. «Очищение воды с помощью фильтра». Что нужно для опыта? (Приложение№4.)

(Стакан с мутной водой; пустой стакан; воронка; фильтровальная бумага (салфетка)).

Ход опыта. Попробуем очистить воду. Самый простой фильтр можно сделать из салфеточной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку с фильтром. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, фильтруем воду.

Вывод.Мы узнали простой способ очистки воды. После фильтрования воды на фильтре остались частички песка, вода стала чистой.

Воспитатель. А как происходит на самом деле? (Приложение №5.)

Чтобы вода попала из реки в дом, ей надо пройти длинный путь.

1.) Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары – отстойники, где воду тщательно очищают и фильтруют.

2.) После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, потом перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот как вода из реки добирается до нас. Много трудятся работники водоканала, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так же и нужно относиться к воде. Можно пить эту воду? Отфильтрованную, очищенную от грязи воду нельзя пить прямо из крана. В ней могли остаться микробы. Воду надо прокипятить.

Воспитатель. Вода-это жизнь. Вода-это природное богатство, но она таит в себе опасность. Правила поведения на воде вы запомните на всю жизнь.

1) Нельзя маленьким детям одним ходить на водоем.

2) Нельзя играть на воде без взрослых.

3) Нельзя прыгать с моста, с берега в воду.

4) Нельзя подплывать к лодкам, к катерам.

5)Нельзя пить грязную воду.

4.Итог.

Воспитатель. Что мы узнали нового?

Воспитатель. Ребята, как мы узнали, вода в Волге стала очень грязной. Волга заболела! Гибнет рыба, на берегу погибают деревья, цветы, стало меньше ягод, грибов, исчезают животные и птицы, болеют дети и взрослое население. Все ученые думают: что же делать, как спасти природу, как помочь Волге. Пока не придумали. Похоже, эту задачу вам придется решать, когда вырастете. Для этого надо много знать и уметь, много трудиться и хорошо учиться.

За вашу работу, за ваши старания, за ваше желание помочь природе, жители водоемов приготовили сюрприз-сундук с « сокровищами».

(В сундучке находятся шоколадные монетки).

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология