Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич

Место работы, должность: — Школа. Учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее основание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 танцкласс
Класс(ы): — 6 танцкласс
Класс(ы): — 7 танцкласс
Класс(ы): — 8 танцкласс
Класс(ы): — 9 танцкласс
Класс(ы): — 10 танцкласс
Класс(ы): — 11 танцкласс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Задачи:

  • сформировать просьба о войне с Наполеоном ровно одной изо самых славных растение отечественной истории;
  • показать воспроизведение массового героизма, стремление русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию вот славу Отечества;
  • подвести учащихся к пониманию того, ровно будто газават была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
  • акцентировать бережность учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;
  • продолжить работу вдоль совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

Оборудование:

  • учебник “История России XIX век” (авторы Данилов А.А., Зырянов П.Н., насчет 8-го класса);
  • настенная карта;
  • компьютер; компакт-диск “Энциклопедия истории России. 1862-1917”;
  • комплект открыток “Герои Отечественного войны 1812 года”, инкрустатор Иванов Ю.; репродукции картин, посвященных данной теме;
  • музыкальное сопровождение.

План изучения темы:

  • Повторение изученного: “Внешняя политика, задачи России на международной арене пред начала войны 1812 года”.
  • Изучение новой темы:
    • а) причины войны, поверхность подготовки стран к военным действиям;
    • б) происхождение военных действий;
    • в) задавание М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;
    • г) Бородинское сражение;
    • д) герои Отечественной войны 1812 года;
    • е) женсовет в Филях;
    • ж) малая газават (партизанское движение, народное ополчение, мысль французов в Москве);
    • з) изгнание французских войск изо России, заканчивание войны;
    • и) итоги и смысл Отечественной войны 1812 года.
  • Рефлексия (анкетирование учащихся).
  • Домашнее миссия (по усмотрению учителя).
  • В начале урока разумно повторить с учащимися вопросы, касающиеся внешнеполитических задач Российской империи в начале XIX века:

  • Каковы задачи внешней политики правительства Александра I?
  • Какие направления внешней политики в 1801-1812 годах были самый актуальны?
  • На каком изо направлений России удалось добиться наибольших успехов?
  • Какое изо направлений внешней политики насчет России было самым проблемным? Почему?
  • Изучение нового материала дозволено начать с вступительного слова учителя о причинах будущего военного конфликта промеж Россией и Францией.

    В истории войны 1812 возраст сызнова ощутительно дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Говоря о причинах Отечественной войны, неизбежно подчеркнуть, ровно будто она явилась следствием серьезных противоречий промеж Россией и Францией. По мнению современных историков, беседа не шла о завоевании России – эта двухходовка была трудноосуществимой. Главным же противников Наполеон считал не Россию, однако Англию. Исходя изо сказанного, дозволено сделать вывод, ровно будто Наполеон стремился нанести военной несчастие России, заключить бесконфликтный договор, согласно с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, однако также принять сострадание в походе на Индию. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, лично вожделевший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады выходит одной изо причин вступления Франции в войну.

    Уже в 1810 году и Франция, и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812 возраст на русской границе была сосредоточена французская армия, сорок которой достигла 678 тысяч троглодит (включая резервы). Перешли границу 448 тысяч воинов, которые и приняли сострадание в боевых действиях на российской территории с июня вдоль месяц 1812 года. Ядром французской армии являлась старая (10 тысяч человек) гвардия. В армию “двунадесяти языков” входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обоих Сицилий, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевства Баварии, Саксонии и др.

    Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 тысяч человек, а напересечку Наполеона дозволено было выставить немногим свыше 200 тысяч. Она была разделена на 3 части, стоящие далеконько бойфренд от друга, лещадь командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова. Александр I находился подле штабе армии Барклая. “Я не положу оружия, — заявил он, — до тех пор покуда ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем”. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия, Швеция.

    Французов в великой армии было меньше половины. Большинство французских полков имело значительное сорок новобранцев. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, ровно будто позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и другие.

    В признание от французской армии, танец армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская автопромышленность производила свыше боеприпасов и вооружения, нежели французская. Но вдоль качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное главенство в артиллерии, русские солдаты испытывали объемисто трудностей подле передвижении орудий на деревянных осях, которые убыстренно ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный совокупность был не меньше опытным, нежели французский. Среди талантливых военачальников 1812 года: М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров и другие.

    Включается диск. “Начальный силурийский войны”. Перед классом ставится вопрос: Почему летом 1812 возраст танец армия была вынуждена отступать?

    После обсуждения поставленного вопроса согласие недолговременно записывается учащимися в тетрадях.

    Включается диск. “Назначение Кутузова главнокомандующим”. Вопрос классу: Почему, невзирая на свое чувство к М.И. Кутузову, Александр I аккурат его назначил главнокомандующим?

    Включается диск. “Отступление к Шевардино”. Вопрос классу: Какое смысл насчет русской армии имело битва у Шевардино насчет будущего генерального сражения?

    Включается диск.“Бородинское сражение”. Вопрос классу: Кто победил в этой “битве гигантов”? (Для ответа на нынешний вопрос дозволено обратить бережность учащихся на цели сражения насчет обоих сторон: Наполеонхотел разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить положительный насчет него мир.Кутузовбыл намерен остановить установление французов и защитить Москву).

    Те цифра месяцев 1812 года, с июня вдоль декабрь, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла раньше Москвы, вступила в русскую столицу, однако вслед после тем была изгнана с территории страны, вот многом определили характерец эпохи. Трагические и славные события пробудили патриотические чувства вот всех слоях общества. А. Кайсаров, аргонавт Отечественной войны, писал: “Чувство патриотизма не есть главенство какого-либо сословия: все сыны Отечества им воодушевляются”. В Зимнем дворце находится неповторимый хачкар Отечественной войны 1812 года: в одном изо музейных залов представлено свыше трехсот портретов русских военачальников и офицеров – участников Бородинской битвы. Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном, в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Александра Васильевича Суворова, бородинское сражение, 151-е на его счету, выходит последним. Большинство русских генералов, участвовавших в этом сражении, были чувствительно молоды: Ермолову в 1812 году исполнилось 34 года, Давыдову и Волконскому – вдоль 28, самым юным генералом в армии был Александр Иванович Кутайсов. Этот здоровенный фельдмаршал герой получил в 22 года, однако в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и убит.

    Далее дозволено совершить воображаемую экскурсию вдоль знаменитой портретной галерее героев 1812 возраст в Зимнем дворце. Экскурсию проводят учащиеся, которые заранее подготовили небольшие сообщения о некоторых изо них. Для лучшего эмоционального восприятия каждое дебют учеников дозволено сопровождать небольшим лирическим вступлением.

    Михаил Илларионович Кутузов (сообщение учащегося ).

    Посол судьбы, явился ты полком –
    И перед твоей священной сединою
    Безумная гордыня пала в прах.

    Жуковский В.А.

    Михаил Богданович Барклай-де-Толли (сообщение учащегося).

    “Стоическое леонтиазис Барклая есть одно изо самых замечательных в нашей истории” — А.С. Пушкин.

    Петр Иванович Багратион (сообщение учащегося).

    Одному изо самых опытных полководцев 1812 года, человеку, имя которого выходит легендой, Денис Давыдов посвятил такие строки:

    О, ринь меня на бой, ты, наторелый в боях,
    Ты, голосом своим урождающий в полках
    Погибели врагов предчувственные клики, -
    Вождь героический, Багратион великий.

    Александр Иванович Кутайсов (сообщение учащегося).

    Кутузов об А.И. Кутайсове: “Если русские не добились подле Бородине полного успеха, то тому причина морана Кутайсова, таково ровно она лишила армию начальника артиллерии в такой битве, где большею наполовину действовали орудия”. Учитель говорит, ровно будто самым молодым генералом на Бородинском запашка был А.И. Кутайсов. Он бесстрашно погиб; братва вдоль оружию не смогли похоронить его пикния с почестями, таково ровно оно не было найдено. Останься он жить, ему бы через крохотку дней исполнилось всего только всего-навсего 28 лет.

    Надежда Андреевна Дурова(сообщение учащегося).

    Так любопытна,
    Так известна
    И таково таинственна.

    Пушкин А.С.

    После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 возраст в деревне Фили в избе крестьянина Фролова А. состоялся боевой женсовет русского командования. Обратимся к картине художника Алексея Даниловича Кившенко. Как известно, инкрустатор в работе надо картиной следовал, в основном, после описанием Военного совета в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. На картине то же разнесение действующих лиц после столом (кроме Кайсарова, кой у Л.Н. Толстого сидит на лавке, однако у Кившенко — достаточно после спиной у Кутузова). Давайте попробуем и мы воссоздать эту картину и всего только того, ровно будто вслед за тем произошло. (Приложение 1 ).

    Вопросы насчет обсуждения классу, после того просмотра инсценировки:

  • Какая изо предложенных позиций представляется Вам свыше аргументированной? Какую отстаивали бы Вы?
  • Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на Ваш взгляд, принимал вот бережность М.И. Кутузов, считая, что, невзирая на отступление, и Москва, и все Россия могут быть спасены?
  • Какими качествами надобно обладать человек, кой мог бы оказаться на месте Кутузова?
  • После обсуждения жизнеучитель может сделатьвывод:проблема выбора в жизни искони касается не чуть только собственных интересов, а и затрагивает интересы других людей, почему неизбежно рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и всего-навсего вслед после тем принимать решение. Выбор предполагает личную ручательство после принятое решение.

    Далее нужно повествование учителя.

    На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая меланхолия была на лицах воинов, и казалось, ровно будто любой изо них питал в средоточие отплата после обиду, ровно бы собственноручно ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией электорат покидало город. Русская армия отступала вдоль Рязанской дороге, однако вслед после тем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. А в это период Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной печаль в ожидании депутатов от москвичей. Но ровно туточки не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля:
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не телеприемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.

    Московская делегация с ключами от города не пришла. Город был фактически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и потомков, историков. Еще раньше окончания войны правительственная реклама обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф.В. Растопчина. Распространилась издание о стихийном возникновении пожара (получила воспроизведение у Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”). Сам Растопчин к концу жизни издал в Париже брошюру, в которой отрицал свою причастность к пожарам. Историк Е.В. Тарле видел криница пожаров ровно в действиях московских патриотов, таково и в действиях французов. Н.А. Троицкий считал, ровно будто предначертание Кутузова и Растопчина сжечь склады и магазины, вывезти изо города “весь бесповоротный снаряд” сделано обрекло Москву с большим количеством деревянных строений на пожар. Современные историки единодушны в том, ровно будто не одно изо существующих мнений с исторической точки зрения не может считаться доказательным. Пожары бушевали целую неделю, со 2 вдоль 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры – Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла беловик “Слова о полку Игореве”. Убытки от пожара исчислялись суммой почти 250 миллионов рублей. Тушить стрельба было нечем, приспособления насчет тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пламя принимает чудовищные масштабы. Император Франции перебрался изо Кремля в богатый Петровский дворец, склонный в предместье Москвы. Наполеон вдевятером со своей свитой заблудился в дыму и пламени городских кварталов. Спастись удалось чудом: его независимо обнаружили солдаты, занимавшиеся грабежом в этом квартале. Для восстановления приблизительно в городе Наполеон предпринял попытку организовать московский муниципалитет. Подобные органы создавались в большинстве занятых неприятелем русских городов. Жители Москвы, отказываясь сотрудничать с неприятелем, силой были включены в правление. Но чиновники не являлись к своим должностям. Стремление Наполеона поправить положение, решить с помощью муниципалитета продовольственную проблему и проблему квартирного обеспечения армии потерпело неудачу. С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародерство. На улицах гибли от рук захватчиков безвинные люди, в госпиталях заживо сжигались русские солдаты. В Благовещенском соборе была устроена мехмастерская вдоль переплавке церковной утвари изо золота, платины и серебра. Слитки переправлялись вот Францию. С колокольни Ивана Великого был сорван крест. Архангельский вимана был превращен в винный склад, в Успенском соборе была устроена конюшня. В Москве, желая некогда ободрить свое воинство, Наполеон распорядился составить труппу изо французских актеров, оставшихся в городе, вот главе с Брюсе. Помещение театра украшали награбленным серебром, золотом. Всего было дано 11 представлений. Для них использовали первозданный пожаром дворец генерал-майора П.А. Позднякова, страстного театрала. Через цифра недели в городе начался дьявольский голод. На посланных после продовольствием французских воин нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, вдоль существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве, Наполеон предпринял цифра попытки вступить в мирные прелиминарии с Александром I. Первый раз как-то ему способствовал генерал-майор И.А. Тутолмин – артдиректор Воспитательного дома. Он, оставшись в Москве вдевятером со своими воспитанниками, просил французов об охране своего дома и его питомцев, однако также о возможности отправить доклад в Петербург о состоянии Воспитательного дома. Наполеон позволил, и подле этом прибавил: “Я бога чтобы вас подле этом написании передать Александру, которого я уважаю по-прежнему, ровно будто я хочу мира”. Через цифра дня, 21 сентября, Наполеон отправил личное письмо Александру I с отставным капитаном гвардии И.А.Яковлевым, кой обратился к Наполеону после разрешением выехать в Петербург. Однако Александр I отправил нераспечатанным письмо Наполеона Кутузову, однако Яковлев был посажен в Петропавловскую крепость. 4 октября Наполеон направил в бивак Кутузова в деревня Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона после пропуском насчет проезда в Петербург, напутствуя его приказом: “Мне нужен мир, он звук нужен абсолютно, вот ровно будто бы то ни стало, караул чуть только честь”. Лористон пропуска не получил, а был принят Кутузовым, кой отказался вести с ним какие бы то ни было прелиминарии о мире неужели перемирии и чуть только обещал донести рецепт Наполеона раньше сведения Александра I. Царь не ответил ни на одно изо предложений, таково ровно не забыл оскорбительного ответа Наполеона на свое единственное рецепт о мире, переданное через генерала Балашова. Попытки Наполеона начать мирные прелиминарии высмеивал прославленный баснописец И.А. Крылов в басне “Волк на псарне”, которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:

    … Ты сер, однако я, приятель, сед,
    И волчью вашу я давнешенько натуру знаю;
    А вследствие того ровно будто мода мой:
    С волками а то не делать мировой,
    Как снявши шкурку с них долой.

    На рассвете 8 октября 1812 возраст наполеоновская армия начинает отступление изо Москвы. Исчезла последняя предположение продиктовать свою волю Александру I и добиться мира. Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба, склады. Был разрушен Арсенал, часть Кремлевской стены, Водовзводная башня, часть Никольской башни, повреждена Грановитая палата. Специально изготовленные снаряды были заложены лещадь вимана Василия Блаженного, кремлевские соборы, Чудов монастырь. Эти памятники старины удалось спасти казачьим частям Ивана и Василия Дмитриевичей Иловайских. Стараниями казаков был спасен от взрывов Новодевичий монастырь. Приняв доклад об уходе французов изо Москвы, Кутузов произнес: “С настоящий минуты Россия спасена!”. Оставив Москву, танец армия расположилась у Тарутина и заняла оборону. В то время, иной раз Москва, ровно губка, всасывала в себя наполеоновские войска, танец армия, прикрывая тульские заводы, использовала перестройки армии, укомплектования ее людскими резервами, продовольственного снабжения, вооружения. Гибельной насчет захватчиков стала “малая война”. Обращаем бережность на то, ровно будто лещадь “малой войной” Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М.Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой 1812 возраст инструкции о действиях комит в тылу врага. М.И. Кутузов поддержал и развивал эту идею.

    Денис Васильевич Давыдов (сообщение учащегося).

    Он был одним изо самых популярных людей своего времени. Личность его полна обаяния. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи. Его портреты писали Кипренский, Орловский, Дау.

    Усач. Умом, пером острый он, ровно француз,
    Но саблею французам страшен …
    Как вихорь, ровно пожар, на пушки, на обозы,
    И в ночь, ровно домовой, тревожит неприятельский стан!
    Но милым он дарит, в своих куплетах, розы:
    Давыдов! Это ты, миннезингер и партизан!

    (из стихотворения Ф. Глинки “Партизан Давыдов”).

    Гроза двенадцатого года
    Настала – кто туточки нам помог?
    Остервенение народа,
    Барклай, зимушка иль общерусский бог?

    Что касается народного ополчения, то его организация и сострадание в сражениях – особенное явление. К подобным мерам Россия прибегала в самые тяжелые периоды, иной раз сил насчет сопротивления не хватало. В 1806 году насчет восполнения потерь, понесенных русской армией в войнах начала века, было собрано народное ландмилиция в количестве 110 тысяч человек. Впервые о создании народного ополчения в 1812 году заявил лично Александр I. Указ “О создании временного внутреннего ополчения” от 18 июля 1812 возраст предписывал сколачивание ополчения в 16 центральных губерниях европейской России. В ратники набирались крестьяне вдоль специальной разверстке и вдоль согласованию с помещиками. Студенты, мещане, купеческие сыновья вступали в ландмилиция добровольно. Массовый характерец приняли пожертвования деньгами и вещами. Некоторые состоятельные толпа кроме оказанной финансовой помощи сформировали на свои средства крупные военные соединения. Народное ландмилиция принимало сострадание в сражениях, начиная от Смоленска и заканчивая территорией Франции. Составной наполовину “малой войны” было умножение крестьянских партизанских отрядов. Крестьянские выступления начались чохом после того вступления армии Наполеона на русскую землю и носили воинствующий характер. Говоря о крестьянских выступлениях напересечку завоевателей, представляется интересным обратиться к вопросу о намерениях Наполеона отменить крепостное законодательство в России. Находясь в Москве, Наполеон пытался оказать стискивание на Александра I и дворянское сословие. В сих целях была напечатана антикрепостническая прокламация. Но иной раз Наполеон, вдоль его словам, “узнал неделикатность нравов этого многочисленного класса русского народа”, раньше отмены крепостного права предприятие не дошло. Некоторые французские историки видят в отказе Наполеона отменить крепостное законодательство в России один изо главных причин его поражения.

    Включается диск. “Изгнание Наполеона изо России”. Вопрос классу: Истоки победы русских войск в войне 1812 года?

    История 1812 возраст наполнена не чуть только воинскими подвигами; в ней нашлось паль и повествованию о прекрасной любви. Любовь и горюшко слились воедино в судьбе Маргариты Тучковой(на фоне звучания “Романса” Свиридова к повести А. Пушкина “Метель” важно обзор учащегося о М. Тучковой и ее муже А.А. Тучкове).

    Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М.И.Кутузова вдоль армии 21 декабря 1812 возраст и Манифеста Александра I от 25 декабря 1812 года.Далее нужно предоставить учащимся возможность, лично изучив идентичный радиопункт параграфа в учебнике, записать в тетрадях историческое смысл Отечественной войны 1812 года.

    1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 возраст вот многом определили на целое столетие прогресс российской истории. Участники событий 1812 возраст – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, неустрашимость беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и мнема о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

    К сожалению, в настоящий момент в нашей стране чувствительно убыстренно в угоду отдельным политическим лидерам, течениям, направлениям выходит популярным переписывать нашу историю, ее замечательные, героические, трагические страницы. Не осталась безо их внимания и Отечественная газават 1812 года. Я предлагаю вы заполнить анкету и выразить свою позицию в отношении некоторых вопросов, отражающих полоса проблем нашего исторического прошлого.

    Краткое описание: — Открытый поучение на тему "Отечественная газават 1812 года)

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология