Автор конспекта:
Автор(ы): — Курочка С. Н.
Место работы, должность: — МДОУ № 107, Воспитатель
Регион: — Астраханская недра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное составление
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: — Дать дети действо о Волге, как природном доме и его обитателях. По-знакомить с некоторыми видами водных и прибрежных растений Астраханского края, закрепить знания о известных водных животных. Познакомить с проблемами загрязнения воды на реках. Прививать элементарные навыки экологической культу-ры. Воспитывать нравственные ценности: агапэ и бережное сюзеренитет к природ-ным богатствам своего края.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся на классе (аудитории): — 5
Используемая методическая литература: — —
1. Н.А. Рыжова «Наш дом- природа. Волшебница вода», Москва 1997.
—
— 2. Чуйков «Сказки старой ивы», Астрахань 1996.
3. Борис Заходер «Про всех на свете», Москва 1990 г
4. «Сборник стихов астраханских поэтов»
5. Составитель Г. М. Русанов «Дельта», Волгоград 1990.
Используемое оборудование: — Иллюстрации Волги на разное година суток, судов, водных растений и животных (рыб, птиц- рыболовов) Астраханского края; письмо ото Волги, мусор, напускной ирис лотоса, маски лягушек; записи песен «Простая песенка» (авторы В.Дементьев, В. Семернин), «По камушкам» (исп. Н. Королева).
Краткое описание: — Даёт дети действо о Волге, как природном доме и его обитателях.
Муниципальное дошкольное образовательное создавание
«Детский сквер комбинированного вида № 107»
КОНСПЕКТ
занятия по краеведению для детей старшей группы
ТЕМА: « Волга- реченька»
Составитель: воспитатель
Курочка С. Н.
Астрахань, 2010
Все превыше мы сталкиваемся с отсутствием нравственной и экологической культуры не едва лишь у детей и подростков, однако и у взрослых людей. Это проявляется на поведении, на общении посерединке людьми и на общении с природой. Решение проблемы воспитания нравственной и экологической культуры требует пересмотра целей и задач современного воспитания детей, поиска новых подходов на их достижении.
Одним из перспективных направлений педагогической деятельности на ДОУ, на наш взгляд, становится краеведение. В нем скрыт семимильный потенциал воспитания нравственных ценностей и сложных патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Неповторимое своеобразие краеведческой деятельности заключается в возможности открывать у детей новопостроенный сторона на мир, опираясь на события и явления, знакомые с детства.
Первые шаги на познании способность – это познание своего непосредственного окружения. Образ малой Родины с ранних лет входит на сердечко человека как самое дорогое. С любви к своей семье, родным местам представлений о том, чем они знамениты, с любви к природе, уважения к труду людей начинается холя глубоких сложных нравственных и патриотических чувств.
Предлагаем вашему вниманию конспект интегрированного занятия по краеведению ради детей старшей группы на тему: «Волга – реченька».
— ЦЕЛЬ:
Дать детям действо о Волге, как природном доме и его обитателях. Познакомить с некоторыми видами водных и прибрежных растений Астраханского края, закрепить знания о известных водных животных. Познакомить с проблемами загрязнения воды на реках. Прививать элементарные навыки экологической культуры. Воспитывать нравственные ценности: агапэ и бережное сюзеренитет к природным богатствам своего края.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
экскурсия к реке Волге, разговаривание о рыбах и птицах- рыболовах Астраханского края; выучивание стихов астраханских поэтов о городе и Волге; декламация художественной литературы: Чуйков «Сказки старой ивы», Рыжова Н.А. «Как люд речку обидели», Г. Ладонщиков «Река живет»; занятия по экологии из цикла «Вода», занятьице по ОБЖ «Рядом вода».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Иллюстрации Волги на разное година суток, судов, водных растений и животных (рыб, птиц- рыболовов) Астраханского края; письмо ото Волги, мусор, напускной ирис лотоса, маски лягушек; записи песен «Простая песенка» (авторы В.Дементьев, В. Семернин), «По камушкам» (исп. Н. Королева).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит ыр «По камушкам» на исполнении Королевой Н. Дети проходят и садятся на стульчики (полукругом на ковре).
Воспитатель:
Ребята, мы с вами живем на красивом старинном городе. Как называется наш город?
1 Ребенок:
Городов на моей стране
Знаю, невероятно много.
Только несть подороже мне
Города родного.
Здесь родился я и рос,
Подружился с Волгой,
Красоту каспийских роз
Полюбил надолго… В. Ерофеев «Астрахань».
—
— 2 Ребенок:
Наш город унее всех на свете.
Стоит на берегу реки.
По Волге ходят пароходы
И ловят рыбу рыбаки.
— Воспитатель:
Мы любим нечужой город и гордимся тем, как тогда живем.
Я — астраханка, а ты? (астраханец, астраханка…)
—
На берегу кой реки нужно наш город?
Волга начинается с маленького ручейка и течет издалека, впадает на Каспийское море.
Зачитать письмо ото Волги:
*** Курочка С. Н.
Здравствуйте, ребята,
Пишет вам река.
Бегу по всей России,
Спешу издалека.
Городов я много
Встречаю на пути,-
Так охота скорее
До Каспия дойти.
Но с каждым днем труднее
Становится «дышать»,
Вода стала мутнее
И пляжей не узнать. Бутылки, банки, склянки
Лежат на берегу.
Что же я, ребята,
В Каспий понесу?
Ведь я не просто речка,
А чей- то желанный дом.
Как водится, ребята.
Порядок нужен на нем.
Волга.
Воспитатель:
Почему Волге следовательно грустно? Как вы думаете, чем она загрязнена? Мы с вами живем на суше и, нам кажется, как материк – это именно первосортный дом. А то-то и есть жители нашей реки аж не представляют, как дозволяется жить на суше.
3 Ребенок:
Посмотрите на реку
И по-видимому на ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда. Г. Ладонщиков «Река живет»
4 Ребенок:
Но коли поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так,
Здесь проживают
Лягушка и рак…
5 Ребенок:
Река чай не просто течет и течет,
Она интересной жизнью живет.
Воспитатель:
Здесь, начиная ото Астрахани, Волга разделяется на большие и маленькие речки и течет к морю. Много редких и красивых растений можно встретить на поверхности ее вод.
Вспомните, на каком цветке сидела на сказке Дюймовочка, когда-либо ее украла жаба (на кувшинке).
Прекрасно смотрятся на водной глади белые цветы кувшинки. Они поднимаются из воды и раскрываются утром, а к вечеру закрываются (показ).
В середине лета, когда-либо прогревается вода, встают над ней крупные, как сугубый зонтичек листья. Над листьями поднимается дивный красоты цветок- лотос. Его цветы большие- большие интенсивно – розового цвета (показ цветка). Кто подарил Лотосу эдакий пурпур на сказках Старой Ивы? (солнышко). Лотос занесен на Красную книгу. Рвать кувшинки и цветы лотоса нельзя. Они сию минуту погибают, вянут. Давайте беречь сии растения, положим они украшают наш желанный край.
Вдоль берегов реки мы убыстренно встречаем заросли этого растения. У него тоненький пространный стебель, узкие длинные листья, на конце пушистая метелочка. Когда растение засыхает, оно становится желтого цвета. Как называется это растение? (тростник, ложно на народе называют камыш). В тростниковых зарослях многие птицы вьют гнезда.
Во година экскурсии на Волгу мы наблюдали, какие на острове (на другом берегу) растут деревья. Чаще честь имею кланяться вдоль реки встречаются ива, осокорь и вяз. Они неприхотливы, легко переносят разливы реки. Красиво над водой склоняет свои ветви ивушка, как будто смотрится на поверхность воды.
—
Какие из этих деревьев растут на нашем детском саду? (тополя, вязы).
Игра «С кой ветки сии детки?»
Наша река это вдобавок и желанный хоромина ради животных.
—
6 Ребенок
Рак.
Ну и ну, ну и ну,
Это кто идет по дну?
Не плывет, а идет
Только задом наперед.
Ты чудак, родненький рак,
Кто же на мире ходит так?
-Я хожу, как хочу.
Помешаешь, проучу.
А.Кондратьев.
Я хочу вам познакомить с двумя очаровательными лягушками.
Лягушки.
7 Ребенок:
—
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А в настоящий момент мы все- герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
8 Ребенок:
— А в настоящий момент мы лягушата! Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом и без хвоста,
Жить на свете красота!
Ребята, хотите корпуленция лягушатами?
Б. Заходер.
— Физминутка «Простая песенка».
(из серии «Прогулки по лесу»)
Воспитатель:
Многообразен микрокосм рыб, живущих на Волге.
Загадки о рыбах.
(после отгадки ребята ставят картинку с рыбой на доску)
На дне, где-либо потихоньку и темно
Лежит усатое бревно. (сом)
Весной по речке
Глядя на «оба»
На отмычка сама
К вам прыгнет… (вобла)
Толстый, жирный, неленивый,
И необычно красивый,
Живет он на Волге и речке Бузан,
А зовут его… (сазан)
Полоски и пятна у рыбы на теле,
Чтоб другие ее разглядеть не сумели,
Когда под корягой таится без звука
Речная зеленая хищница…(щука)
9 Ребенок:
— — Осетр.
— Знают все — у осетра
Очень вкусная икра.
Рыбе гаже несть вреда,
Когда она – ради нас еда.
Стало горстка осетров-
Ограничили улов.
Для их жизни безопасной
На страницах книги Красной
Пишется для осетра –
Нам спасать его пора!
Воспитатель:
Наш мера издавна называют рыбацким. Волга – Матушка нам щедро дарит свои рыбные богатства. Вкусна суп из окунька, а кто из нас не любит вяленую на астраханском свет воблу? Главное, надобно беречь рыбные богатства нашей щедрой реки. Иначе, бездумный отлавливание приведет к гибели видов рыб.
Теперь вы узнали, ради кого Волга желанный дом. Растения и животные, которые живут на реке, называют водными. Без нее они торопливо умирают. Водные растения и мелкие рыбешки – это явство ради многих животных (крупных хищных рыб и птиц). Рыбой питаются разные птицы,- их называют рыболовами.
Просмотр иллюстраций с изображением лебедя, утки, гуся, пеликана, чайки.
Для растений и животных волга – желанный дом. А мы с вами приходим к ней «в гости». В каком доме нам охота жить? (чистом). Какая нужна всем водичка на реке? Вы любите ходить к Волге на «гости»? В какое година года? Если вы пришли на гости, как себе надобно вести? (соблюдать правила поведения, не сорить, не кричать, уважать хозяев дома).
— Напомнить дети о письме Волги.
Как мы можем помощь реке? (очистить ото мусора).
Игра «Собери мусор». —
Теперь наша реченька чистая и серебристая, собственно эдакий она запомнится нам с детства на всю жизнь.
10 Ребенок:
С детства мне помнится Волга- работница
Удалью русскою, звоном гудка.
Самая главная, самая славная,
Самая лучшая на мире река…
Ю. Марков
Игра «Назови речку ласково»
(речка, реченька, речушка, Волга- кормилица, матушка).
Воспитатель:
— Чтобы речной хоромина сохранить на чистоте и порядке, его надобно беречь, а его обитателей охранять,- на силу того как что красивые речные растения дурашливо рвут люди, из — за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.
Игровое упражнение «Как ты будешь заботиться о Волге?»
— Пусть николиже не пересохнет чуточный ручеек, с которого начинается волга- матушка, а водичка на нем полно чистой и серебристой.
Игра малой подвижности «Ручеек» под песню «По камушкам» (Н. Королевой).
Конец.