Автор конспекта:
Автор(ы): — Курочка С. Н.

Место работы, должность: — МДОУ № 107, Воспитатель

Регион: — Астраханская недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное составление

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: — Дать дети действо о Волге, как природном доме и его обитателях. По-знакомить с некоторыми видами водных и прибрежных растений Астраханского края, закрепить знания о известных водных животных. Познакомить с проблемами загрязнения воды на реках. Прививать элементарные навыки экологической культу-ры. Воспитывать нравственные ценности: агапэ и бережное сюзеренитет к природ-ным богатствам своего края.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 5

Используемая методическая литература: — —

1. Н.А. Рыжова «Наш дом- природа. Волшебница вода», Москва 1997.

2. Чуйков «Сказки старой ивы», Астрахань 1996.
3. Борис Заходер «Про всех на свете», Москва 1990 г
4. «Сборник стихов астраханских поэтов»

5. Составитель Г. М. Русанов «Дельта», Волгоград 1990.

Используемое оборудование: — Иллюстрации Волги на разное година суток, судов, водных растений и животных (рыб, птиц- рыболовов) Астраханского края; письмо ото Волги, мусор, напускной ирис лотоса, маски лягушек; записи песен «Простая песенка» (авторы В.Дементьев, В. Семернин), «По камушкам» (исп. Н. Королева).

Краткое описание: — Даёт дети действо о Волге, как природном доме и его обитателях.

Муниципальное дошкольное образовательное создавание
«Детский сквер комбинированного вида № 107»

КОНСПЕКТ
занятия по краеведению для детей старшей группы

ТЕМА: « Волга- реченька»

Составитель: воспитатель
Курочка С. Н.

Астрахань, 2010

Все превыше мы сталкиваемся с отсутствием нравственной и экологической культуры не едва лишь у детей и подростков, однако и у взрослых людей. Это проявляется на поведении, на общении посерединке людьми и на общении с природой. Решение проблемы воспитания нравственной и экологической культуры требует пересмотра целей и задач современного воспитания детей, поиска новых подходов на их достижении.
Одним из перспективных направлений педагогической деятельности на ДОУ, на наш взгляд, становится краеведение. В нем скрыт семимильный потенциал воспитания нравственных ценностей и сложных патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Неповторимое своеобразие краеведческой деятельности заключается в возможности открывать у детей новопостроенный сторона на мир, опираясь на события и явления, знакомые с детства.
Первые шаги на познании способность – это познание своего непосредственного окружения. Образ малой Родины с ранних лет входит на сердечко человека как самое дорогое. С любви к своей семье, родным местам представлений о том, чем они знамениты, с любви к природе, уважения к труду людей начинается холя глубоких сложных нравственных и патриотических чувств.
Предлагаем вашему вниманию конспект интегрированного занятия по краеведению ради детей старшей группы на тему: «Волга – реченька».
ЦЕЛЬ:
Дать детям действо о Волге, как природном доме и его обитателях. Познакомить с некоторыми видами водных и прибрежных растений Астраханского края, закрепить знания о известных водных животных. Познакомить с проблемами загрязнения воды на реках. Прививать элементарные навыки экологической культуры. Воспитывать нравственные ценности: агапэ и бережное сюзеренитет к природным богатствам своего края.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

экскурсия к реке Волге, разговаривание о рыбах и птицах- рыболовах Астраханского края; выучивание стихов астраханских поэтов о городе и Волге; декламация художественной литературы: Чуйков «Сказки старой ивы», Рыжова Н.А. «Как люд речку обидели», Г. Ладонщиков «Река живет»; занятия по экологии из цикла «Вода», занятьице по ОБЖ «Рядом вода».


ОБОРУДОВАНИЕ:
Иллюстрации Волги на разное година суток, судов, водных растений и животных (рыб, птиц- рыболовов) Астраханского края; письмо ото Волги, мусор, напускной ирис лотоса, маски лягушек; записи песен «Простая песенка» (авторы В.Дементьев, В. Семернин), «По камушкам» (исп. Н. Королева).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит ыр «По камушкам» на исполнении Королевой Н. Дети проходят и садятся на стульчики (полукругом на ковре).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами живем на красивом старинном городе. Как называется наш город?

1 Ребенок:

Городов на моей стране
Знаю, невероятно много.
Только несть подороже мне
Города родного.
Здесь родился я и рос,
Подружился с Волгой,
Красоту каспийских роз
Полюбил надолго… В. Ерофеев «Астрахань».

2 Ребенок:

Наш город унее всех на свете.

Стоит на берегу реки.

По Волге ходят пароходы

И ловят рыбу рыбаки.
Воспитатель:

Мы любим нечужой город и гордимся тем, как тогда живем.

Я — астраханка, а ты? (астраханец, астраханка…)

На берегу кой реки нужно наш город?

Волга начинается с маленького ручейка и течет издалека, впадает на Каспийское море.

Зачитать письмо ото Волги:

*** Курочка С. Н.

Здравствуйте, ребята,
Пишет вам река.
Бегу по всей России,
Спешу издалека.
Городов я много
Встречаю на пути,-
Так охота скорее
До Каспия дойти.
Но с каждым днем труднее
Становится «дышать»,
Вода стала мутнее
И пляжей не узнать. Бутылки, банки, склянки

Лежат на берегу.
Что же я, ребята,
В Каспий понесу?
Ведь я не просто речка,
А чей- то желанный дом.
Как водится, ребята.
Порядок нужен на нем.
Волга.

Воспитатель:

Почему Волге следовательно грустно? Как вы думаете, чем она загрязнена? Мы с вами живем на суше и, нам кажется, как материк – это именно первосортный дом. А то-то и есть жители нашей реки аж не представляют, как дозволяется жить на суше.


3 Ребенок:


Посмотрите на реку
И по-видимому на ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда. Г. Ладонщиков «Река живет»

4 Ребенок:

Но коли поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так,
Здесь проживают
Лягушка и рак…
5 Ребенок:

Река чай не просто течет и течет,
Она интересной жизнью живет.
Воспитатель:

Здесь, начиная ото Астрахани, Волга разделяется на большие и маленькие речки и течет к морю. Много редких и красивых растений можно встретить на поверхности ее вод.

Вспомните, на каком цветке сидела на сказке Дюймовочка, когда-либо ее украла жаба (на кувшинке).
Прекрасно смотрятся на водной глади белые цветы кувшинки. Они поднимаются из воды и раскрываются утром, а к вечеру закрываются (показ).
В середине лета, когда-либо прогревается вода, встают над ней крупные, как сугубый зонтичек листья. Над листьями поднимается дивный красоты цветок- лотос. Его цветы большие- большие интенсивно – розового цвета (показ цветка). Кто подарил Лотосу эдакий пурпур на сказках Старой Ивы? (солнышко). Лотос занесен на Красную книгу. Рвать кувшинки и цветы лотоса нельзя. Они сию минуту погибают, вянут. Давайте беречь сии растения, положим они украшают наш желанный край.
Вдоль берегов реки мы убыстренно встречаем заросли этого растения. У него тоненький пространный стебель, узкие длинные листья, на конце пушистая метелочка. Когда растение засыхает, оно становится желтого цвета. Как называется это растение? (тростник, ложно на народе называют камыш). В тростниковых зарослях многие птицы вьют гнезда.
Во година экскурсии на Волгу мы наблюдали, какие на острове (на другом берегу) растут деревья. Чаще честь имею кланяться вдоль реки встречаются ива, осокорь и вяз. Они неприхотливы, легко переносят разливы реки. Красиво над водой склоняет свои ветви ивушка, как будто смотрится на поверхность воды.

Какие из этих деревьев растут на нашем детском саду? (тополя, вязы).

Игра «С кой ветки сии детки?»
Наша река это вдобавок и желанный хоромина ради животных.

6 Ребенок
Рак.

Ну и ну, ну и ну,
Это кто идет по дну?
Не плывет, а идет
Только задом наперед.
Ты чудак, родненький рак,
Кто же на мире ходит так?
-Я хожу, как хочу.
Помешаешь, проучу.
А.Кондратьев.

Я хочу вам познакомить с двумя очаровательными лягушками.

Лягушки.

7 Ребенок:

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А в настоящий момент мы все- герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
8 Ребенок:
А в настоящий момент мы лягушата! Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом и без хвоста,
Жить на свете красота!
Ребята, хотите корпуленция лягушатами?
Б. Заходер.
Физминутка «Простая песенка».

(из серии «Прогулки по лесу»)

Воспитатель:

Многообразен микрокосм рыб, живущих на Волге.

Загадки о рыбах.

(после отгадки ребята ставят картинку с рыбой на доску)

На дне, где-либо потихоньку и темно

Лежит усатое бревно. (сом)

Весной по речке
Глядя на «оба»
На отмычка сама
К вам прыгнет… (вобла)


Толстый, жирный, неленивый,

И необычно красивый,

Живет он на Волге и речке Бузан,
А зовут его… (сазан)

Полоски и пятна у рыбы на теле,
Чтоб другие ее разглядеть не сумели,
Когда под корягой таится без звука
Речная зеленая хищница…(щука)
9 Ребенок:
— —
Осетр.

Знают все — у осетра
Очень вкусная икра.
Рыбе гаже несть вреда,
Когда она – ради нас еда.
Стало горстка осетров-
Ограничили улов.
Для их жизни безопасной
На страницах книги Красной
Пишется для осетра –
Нам спасать его пора!
Воспитатель:
Наш мера издавна называют рыбацким. Волга – Матушка нам щедро дарит свои рыбные богатства. Вкусна суп из окунька, а кто из нас не любит вяленую на астраханском свет воблу? Главное, надобно беречь рыбные богатства нашей щедрой реки. Иначе, бездумный отлавливание приведет к гибели видов рыб.
Теперь вы узнали, ради кого Волга желанный дом. Растения и животные, которые живут на реке, называют водными. Без нее они торопливо умирают. Водные растения и мелкие рыбешки – это явство ради многих животных (крупных хищных рыб и птиц). Рыбой питаются разные птицы,- их называют рыболовами.
Просмотр иллюстраций с изображением лебедя, утки, гуся, пеликана, чайки.
Для растений и животных волга – желанный дом. А мы с вами приходим к ней «в гости». В каком доме нам охота жить? (чистом). Какая нужна всем водичка на реке? Вы любите ходить к Волге на «гости»? В какое година года? Если вы пришли на гости, как себе надобно вести? (соблюдать правила поведения, не сорить, не кричать, уважать хозяев дома).
Напомнить дети о письме Волги.

Как мы можем помощь реке? (очистить ото мусора).

Игра «Собери мусор».

Теперь наша реченька чистая и серебристая, собственно эдакий она запомнится нам с детства на всю жизнь.

10 Ребенок:
С детства мне помнится Волга- работница
Удалью русскою, звоном гудка.
Самая главная, самая славная,
Самая лучшая на мире река…

Ю. Марков

Игра «Назови речку ласково»

(речка, реченька, речушка, Волга- кормилица, матушка).

Воспитатель:
Чтобы речной хоромина сохранить на чистоте и порядке, его надобно беречь, а его обитателей охранять,- на силу того как что красивые речные растения дурашливо рвут люди, из — за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.
Игровое упражнение «Как ты будешь заботиться о Волге?»
Пусть николиже не пересохнет чуточный ручеек, с которого начинается волга- матушка, а водичка на нем полно чистой и серебристой.
Игра малой подвижности «Ручеек» под песню «По камушкам» (Н. Королевой).

Конец.




( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология