Автор конспекта:
Автор(ы): — Краснокутская Нина Васильевна
Место работы, должность: —
МОУ "СОШ" р.п. Соколовый, Саратовской области Саратовского района
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Другое
Целевая аудитория: — Родитель
Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: —
Данная лекция раскрывает сферывзамодействия родителей и детей, направленность их воспитания, учет ошибок.
Воспитание трудолюбия младшего школьника в семье
тезисный план — презентация (конспект лекции для родителей).
1.Лекция для родителей 1-4 классов
Лектор: Краснокутская Н.В.
2. Всё из детства
- Плохое и хорошее;
- Духовно-нравственные ценности;
- Нормы морали;
- Культурные традиции семьи;
- Качества личности;
- Отношение ко всему окружающему: людям, природе, ценностям…
3.Учёба –главный труд ребёнка
Родители организуют:
- Правильное отношение к учебной деятельности;
- Рабочее место;
- Планирование выполнения домашних заданий: порядок, время;
- Подготовку учебных принадлежностей, согласно расписанию
4. Полноценному воспитанию ребенка способствует труд
- В труде формируются у детей как положительные, так и отрицательные качества личности.
- В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций, забота о себе, об окружающих.
5. Основы трудового воспитания закладываются в семье
- Семья – дружный трудовой коллектив.
- Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.
- Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.
- Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
6.Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
Приобщение к труду через самообслуживание;
— постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
— постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
— тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
— организация обучения выполнению трудовых операций;
— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
— поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
— чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
7.Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
8. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку
Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
9.Бытовой труд
- готовит к будущей самостоятельной жизни.
- воспитывает привычку трудиться;
- привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.
- Привычка, умение делать что-то своими руками содействуют умственному развитию ребенка.
10. Возрастные особенности младших школьников
- Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности.
- Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.
11. Особенности трудовой деятельности ребёнка
- В домашней работе больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат;
- их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.
11.Действия родителей
- предлагать детям разнообразные виды труда,
- обновлять их содержание,
- поддерживать стремление к работе и веру в успех,
- стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.
- помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
- Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
12.Виды положительной направленности труда
- пример,
- интерес
- долг.
13. Не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл
- т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять").
- Конечно, такие мотировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить.
- не злоупотреблять применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание".
- Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
- Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность.
14.Памятка
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по – другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
15.Основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
- У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности.
- Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя
16. Можно", "надо", "нельзя".
- Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями.
- Важно помочь ребенку научиться различать понятия можно", "надо", "нельзя".
- "С этой целью необхо-димо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо.
- родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу".
- Приучать ребенка к слову "нельзя" — значить приучать его сдерживать вои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
17. Компоненты организованности
18.В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
19.Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых.
- Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости.
- Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.
- Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
20. Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Файлы: Воспитание трудолюбия младшего школьника в семье.ppt
Размер файла: 67072 байт.