Автор конспекта:
Автор(ы): — Грибова Ольга Владимировна

Место работы, должность: — Преподаватель: МОУ ДОД (ДМШ № 21) г. Саратова Грибова О.В.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Донести до ученика тему урока так, чтоб ему было понятно и интересно

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: — 1) Б.Я Грач «Основные методические положения начального периода обучения игр на фортепиано». 1965г. 2) И.И Рябов «Фортепиано 1 класс». 1987г.

Используемая методическая литература: —

Методическая работа

«Воспитание художественного мышления у учащихся 5-6 летнего возраста».

Преподаватель: МОУ ДОД (ДМШ № 21) г. Саратова Грибова О.В.

Отдел: общего фортепиано


Содержание учебно-воспитательного процесса представляет собой ряд задач, поставленных перед педагогом по следующим основным направлениям учебной работы:

А — воспитание художественного мышления, состоящее из двух разделов;

1) целостное восприятие музыкально-образных явлений;

2) осознание закономерностей воплощения музыкально-образных явлений.

Такое разделение задач дает педагогу представление, каким способом конкретизировать закономерность музыкального языка на основе ассоциации с жизненным опытом ученика, представлений об окружающем мире.

Б — творческая деятельность содержит задания по импровизации или сочетанию музыки.

В — формирование практических навыков, включающие в себя три раздела:

1) способы исполнительского воплощения музыкальных явлений;

2) развитие двигательных навыков и освоение аппликатурных навыков;

3)развитие навыков чтения с места.

Я останавливаюсь подробнее на первом разделе, это воспитание художественного мышления у начинающих учащихся.

Главная задача начального образования состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к музыке и занятием ею, научит их языку музыкального искусства, развит их художественный вкус и творческое воображение.

Все это легче всего выполнить, начиная обучение с раннего возраста, потому что именно в этом возрасте дети проявляют особую любознательность и основной интерес ко всему, что их окружает.

Песня, марш, танец — три основные жанровые сферы в котором музыкальное начало находится в непрерывном единстве со словом (песня) и движением (танец, марш). Они близки детскому восприятию и помогают ребенку сразу же включаться в процесс активного творческого действия.

Музыка, звучание на уроке, движения под нее, пение и совместное музицирование создают у ребенка необходимый музыкальный тонус, который служит благоприятным условием для формирования практических навыков.

В музыкальном воспитании область изобразительных средств занимает особое место. Через конкретные звуковые характеристики ребенок постигает смысл музыкальной речи более сложную для него область — музыкальное выражение. В приобщении ребенка к инструменту необходимо стремиться к максимальному использованию ею способностей к подражанию.

На первых уроках я предлагаю ученику принести любую книжку с яркими красочными картинками. В основном приносят сказки «Репка», «Три поросенка», «Машенька и медведь» и т. д. Первая моя задача, поставив эту книжку перед учеником, попытаться изобразить с помощью звуков то, что ребенок видит на картинке. Ребенок с большим удовольствием демонстрирует на инструменте, как дед идет к репке, как тащит ее, а она ни как не выдергивается, как бежит к репке внучка, как мяукает кошка и пищит мышка. Меняется регистр, используются разные штрихи, дети легко выстраивают ассоциации нарастающего и затухающего звучания с приближающимися и удаляющимися шагами человека и понимают, что приближение и удаление связано с изменением громкости звучания. Если у ребенка не все получается, я помогаю ему своим исполнением выразить и передать характер средств музыкальной выразительности, передающих различные формы движения, такие как ходьба, бег, прыжки. Дети с удовольствием изображают на инструменте редких животных: медведь — это движения на non legato в нижнем регистре; лиса — всегда изображается плавно крадущейся в среднем регистре; воробей — прыгающей и чирикающей – в верхнем.

Я ни когда не даю упражнения на постановку руки и пальцев. У нас у каждого упражнения есть свое название и слова. В упражнениях non legato у нас ходят разные животные через октаву по любым нотам, в зависимости от названия животного, например слон или пони прикосновение к клавишам тоже будет редкое. В упражнениях на легато мы пропеваем пальцами все имена друзей, подруг, вспоминаем бабушек и дедушек. На staccato у нас прыгают зайцы, воробьи, если мне необходимо подсобрать кисть и сделать ее более свободной есть такое упражнение: «скакать на коне» где на одной ноте разными пальцами (начиная с двух 3 и 2) с разными словами, я добиваюсь нужного положения кисти и пальцев.

Тоже самое происходит и с этюдами. В зависимости от поставленной мною задачей, мы представляем этюд сначала, как марш и прорабатываем его со словами «я шагаю» (это Гедике «Этюд» №53, Беркович «Этюд №54) и усложнением задач, т. е. исполнением в более подвижном темпе, меняются и слова «мы перебегаем берега». С самого начала следует обращать внимание ученика на начало и конец фразы, даже самый маленький ребенок поймет, что фраза прозвучит лучше, если начать ее более мягко и плавно (без «наскока»), а закончить тихо, следует развивать в ученике способность ощущать динамическую устремленность и развитие музыке к определенной смысловой точки. Вызванное к жизни динамическое разнообразие в сознании ребенка тесно увязывается с содержанием музыки и ее стремлением к непрерывному развитию. Необходимо вызвать у детей желание своей игрой, как бы рассказывать, передавать содержание музыки красиво, певуче, искренне и естественно.

Вот, например, возьмем р. н. п. «Дождик», слова этой песни знакомые нам с раннего детства:


«Дождик, дождик

кап да кап

ты не капай долго так

Дождик, дождик льется

В руки не дается».

Ребята сразу же в своем воображении рисуют картинку капающего, веселого, теплого, летнего дождя и звук становится более легким и мягким. А вот песенка «Дождик, дождик» Кореневск — уже другая картинка, тоже дождик, но ребята уже не прыгают под дождем по теплым лужам босяком, а спрятались в беседке и ждут не дождутся, когда он кончится, но вот тучки ушли, выглянуло солнце возобновилась игра в мяч, но не надолго, опять закапал дождик. Выясняем с ребенком где идет дождик плохое настроение- минор. Выглянуло солнышко, весело — мажор, и соответственно настроению слова:

1ч.2р. «Дождик кап, кап, дождик кап, кап

Ты не капай так, так, дождик кап, кап

2ч. Радуга светит, солнце сияет.

Девочки, мальчики в мячик играют.

Вдоль по дорожкам, вдоль по тропинкам

Скачет наш веселый мячик».

(начинается с хорошего настроения, оно постепенно меняется (переход в минор)) и т. д.

Другая песенка «На катке» композитора Лонгшамп-Друшкевич, здесь мы стараемся передать скользящие движение детей, которые катаются на коньках, т. е. движения очень плавные, без каких-либо задержек при переходе из рук в руки. Сразу оговариваем, что ребята только учатся кататься на коньках, поэтому движения не быстрые и не суетливые, а плавные и немного осторожные:

«Катимся, катимся, катимся

Весело катимся, катимся, катимся

Весело

Катимся раз, катимся два.

Не устояли и прямо на лед».

Песенка тоже композитора «Полька». Сначала играю я, вместе разбираемся в характере, весело, легко, красиво, перебираем имена всех друзей и подруг и как бы совместными усилиями получаются слова:

«Все танцуют полечку

Данечка и Олечка,

Ванечка и Санечка

Все танцуют полечку».

Когда играем вместе двумя руками, характер становится более ярким, задиристым как будто идет спор, кто кого перетанцует.

«Топает каблучок

Ручки сразу на бочек

Топает раз другой

Мы танцуем вместе».

В пьесе Ю. Щуровского «Серенькая кукушечка» мы передаем разговор кукушки и «эхо», кукушечка затягивает свою песню, а эхо вдали отвечает, соответственно старается передать это в музыке.


2р. Ку-ку, ку-ку

Кукушечка поет.

2р. Ку-ку, ку-ку

И в гости нас зовет.

2р. Ку-ку, ку-ку

Кукушечка моя

2р. Ку-ку,ку-ку

Ведь мы с тобой друзья».

При анализе пьесы и работе над ее выразительностью стараемся прибегать к эмоционально — бытовым направлениям, художественным сравнениям стремясь к нестандартным и убедительным ассоциациям. Уже на ранних этапах обучения в программе ученика встречаются пьесы, в которых есть контрастное сопоставление музыкального материала. В одном случае перемена материала обозначает новый оттенок настроения, в другом — смену характеров (персонажей). Вот, например, «Минуэт» J-dur И. Гайдана. Простейшая, неразвитая трех частичная форма. Играю ученику, обычно они сразу слышат смену настроения в середине пьесы, (мажор переходит в минор) исходя из этого, подбираем слова:

1ч. «Мы станцуем «Минуэт» с тобой

Этот танец плавный и простой

Ты голову нежно поверни

Очень весело взгляни на всех

2ч. Стало грустно вдруг тебе со мной

Шаг вперед и вот партнер другой

3ч. Реверанс и покружись теперь

Все хорошо поверь».

Чем сложнее музыкальное сопровождение, чем менее конкретно выражено в музыкальном языке его образное содержание, тем поле педагог должен рассказать художественное богатство произведения и отдельные выразительные особенности музыкального языка. С развитием ученика совершенствуется качество его восприятия и гибкость его координированного решения художественно-слуховых и исполнительских задач. Появляется большая самостоятельность в отношение к музыке и средствам ее исполнительского воплощения.

Дальнейшее усложнение музыкальной тактики, фортепианной фактуры произведений выдвигает новые трудности их изучения.

Непосредственное восприятие постепенно переходит в фазу большого осознания учеником поставленных перед ним задач. В связи с этим и подготовка и направлена на восприятие новых, более сложных средств выразительности, новых пианистических приемов.

На уроки с начинающими учениками имеет большое значение наказ педагога фортепиано, этим педагог дает возможность ученику услышать, как должно звучать произведение, что помимо словесных объяснений и образных сравнений помогает найти собственный план исполнения. И еще хочу рассказать об одной пьесе «В стране гномов» Раули. Яркая сказка – картинка. Играю ученику эту пьесу, если не знает ее, рассказываю о гномах. К следующему уроку образ гнома воплощается в рисунки и, соответственно, рождаются слова:


1ч. «Гномики живут в горах, в пещерах

Клад стерегут от всех людей

К ним не подходи, даже не гляди

Гномы- враги».

2ч. Взгляд колючий из-под шапки красной

Нос крючком с большой горбинкой

Гномики мои, гномики мои

Злые они.

Припев: Ночью снится мне кошмарный сон

Гонится за мною страшный гном

Я кричу во сне, помогите мне!

Но друзья меня не слышат.

3ч. Повтор 1 куплета.

Прослушав исполнение пьесы со словами, ученик уже точно понимает свои исполнительские задачи, и он полностью увлечен музыкально- художественным образом и уже не будет действовать по указке педагога, а лишь формально выполнять все указания нотного текста.

Будет развиваться его способность самостоятельно мыслить, его исполнительная инициатива. Вся его работа приобретает смысл и целенаправленность. Это значительно важнее, чем формальное выполнение обозначений нюансировки. Уходя с урока, ученик должен ясно знать, что и как ему надо учить дома. Домашнее задание ученика станет результативным только тогда, когда он будет искренне увлечен и поглощен стремлением, хорошо исполнить музыкальное произведение.

Музыкальное развитие ученика — воспитание его музыкального мышления, вкуса, расширение его музыкального кругозора, развитие его пианистических навыков является задачей, разрешение которой — основная цель всех этапов обучения, в том числе и первоначального.

Краткое описание: — начальный учебно-воспитательный процесс

Файлы: ансамбль 005.jpg
Размер файла: 80401 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология