Автор конспекта:
Автор(ы): — Васютина Людмила Борисовна

Место работы, должность: — город Самара, МБОУ СОШ № 166, учитель

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

1. Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;

2. развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России XIX век», рабочая тетрадь к данному учебнику.

Используемое оборудование: —

Проектор, ноутбук и (или) компьютер, колонки.

Краткое описание: — Изучение новой темы о социально- экономическом и политическом развитии России начала 20 века. Умение систематизировать, анализировать полученную информацию и учиться давать оценочные суждения.

План- конспект урока в 8 классах по истории России.

Тема урока:«Движение декабристов»

Цели урока:

1. Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;

2. развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

План урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. Возникновение тайных обществ.

3. Декабрьское восстание.

Новые термины и даты:

декабристы, Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., династический кризис.

Оборудование: портреты декабристов, Александра 1, Николая 1 (компьютерная слайд-презентация), доска.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Беседа с учащимися по вопросам:

— Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?

(Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца 18 века.

Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны).

Таким образом, в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.

— Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра 1? Оправдались ли ожидания российского общества?

(Курс на реформы фактически продолжен не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра 1 это период создания военных поселений, вызывавши нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.)

2. Объяснение нового материала

1.Возникновение тайных обществ.

Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.

— Как вы думаете, почему?(Дворяне были единственным наиболее образованным сословием в России).

2.2.Работа с таблицей (Использование рабочей тетради).

Таблица заполняется далее на протяжении урока по мере рассказа учителя и работы учащихся.

1.Показ компьютерной слайд-презентации с портретами декабристов, Александра 1 и Николая 1. Использование видеороликов по теме «Восстание на Сенатской площади»( по Карамзину)

2.Беседа по вопросам к таблице.

— Почему общества носили тайный характер? (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели – смены политического режима).

— Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.(Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий).

— Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.

Обратить внимание учащихся на то, что декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы.

— Как вы думаете, почему?(Декабристы избрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к широким народным массам).

— Почему декабристы избрали тактику военного переворота?(В тех условиях выбор тактики был во многом предрешен тем, что каких-либо иных общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы).

— Почему власти и тайные общества, разрабатывали свои проекты (во многом близкие по содержанию) в тайне друг от друга?(Власть боялась вызвать недовольство среди консервативно настроенного большинства, а декабристы в условиях отказа правительства от реформ не могли открыто разрабатывать проекты изменения государственного устройства).

— Какой момент для вооруженного восстания избрали декабристы?(Вооруженное выступление в момент смены императоров).

3.Накануне восстания.

Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно умирает Александр 1. У императора не было детей.

— Кто должен был наследовать престол? (Следующий по старшинству брат).

У Павла 1 было три сына: Константин, Николай и Александр.

Константин был женат морганатическим браком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра 1 была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалась также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.

3. Итоги урока

Главными причинами движения декабристов являются (запись на доске):

1.война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;

2.заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;

3.чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;

4.российская действительность (крепостное право, военные поселения);

5.революционные события в Европе.

4. Домашнее задание

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России XIX век» № 8, вопросы 2-6 в конце параграфа, Выполнить в Рабочей тетради пар. 8 , зад. 4,6

Файлы: конспект урока Театр в Древней Греции.doc
Размер файла: 51712 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология