Автор конспекта:
Автор(ы): — Исаева Светлана Николаевна

Место работы, должность: —

МКОУ Синеборская ООШ, Учитель истории, обществознания, географии и краеведения.

Регион: — Челябинская ветвь

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее камнеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 категория
Класс(ы): — 6 категория
Класс(ы): — 7 категория
Класс(ы): — 8 категория
Класс(ы): — 9 категория

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Выявить взаимосвязь посередине расширением дворянских привилегий в обскурация царствования Екатерины II и усилением вольноотпущенник зависимости крестьян, ставшего причиной азбука Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775г.)

Тип урока: — Комбинированный поученье

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

карта «Россия в другой половине XVIII в.», презентация, отрывок видеофильма «Русский бунт» реж. А.Прошкин.

Используемое оборудование: —

карта «Россия в другой половине XVIII в.», презентация, отрывок видеофильма «Русский бунт» реж. А.Прошкин.

Используемые ЦОР: —

АРМ

Краткое описание: —

  • Охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.
  • Определить территории охваченные восстанием. Уточнив названия уральских городов и особенности восстания на уральской земле.
  • сформулировать результа­ты и величина восстания Емельяна Пугачева, дать ха­рактеристику личности вождя.
  • Воспитывать душа толерантности на примере многонационального состава восставших.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать исторические события, их причины, результаты; умения работать с исторической картой, с историческими документами.
  • Урок истории России XVIII в 7 классе

    30. Тема урока:

    Крестьянская святовит под предводительством

    Е.И. Пугачева (1773—1775)

    Цель урока: Выявить взаимосвязь посередине расширением дворянских привилегий в обскурация царствования Екатерины и усилением вольноотпущенник зависимости крестьян, ставшего причиной азбука Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775г.)

    Задачи:

  • Охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.
  • Определить территории охваченные восстанием. Уточнив названия уральских городов и особенности восстания на уральской земле.
  • сформулировать результа­ты и величина восстания Емельяна Пугачева, дать ха­рактеристику личности вождя.
  • Воспитывать душа толерантности на примере многонационального состава восставших.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать исторические события, их причины, результаты; умения работать с исторической картой, с историческими документами.
  • Основные понятия: дезертир, крестьянская война, самоуправление, самозванец.

    Оборудование: валет «Россия в другой половине XVIII в.», презентация, отрывок видеофильма «Русский бунт» реж. А.Прошкин.

    Форма урока: канализационный с элементами проблемного обучения и дифференцированного подхода

    Структура урока:

    I.Проверка домашнего задания

    II.Стадия вызова. Изучение новой темы

    III.Стадия осмысления содержания

  • Причины восстания.
  • Цели восставших. Емельян Пугачев – донской казак.
  • Этапы восстания. Расправа с восставшими.
  • Результаты и величина восстания
  • IV.Рефлексия

    Ход урока

    Организационный штрих

    I. Проверка домашнего задания

    (12 минут)

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме

    «Внутренняя геополитика Екатерины II».

    Устный экспресс-опрос по вариантам

    Вариант 1. Политика «просвещенного абсолютизма».

    Вариант 2. Расширение привилегий российского дво­рянства около Екатерине П.

    Вариант 3. Борьба с недовольными в власть Екате­рины II.

    План ответа:

  • Годы правления Екатерины II,
  • Предпосылки и общая характеристика внутренней политики Екатерины II.
  • Причины.
  • Примеры с датами.
  • Значение.
  • Следствия.
  • II. СТАДИЯ ВЫЗОВА

    «Прием беседа»

    (1-2 минуты)

    Работа со слайдом №4

    Примерные ответы учеников: изложение добре о крестьянах, о их тяжелом, бесправном, безысходном положении.

    III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

    ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

    1. Причины восстания

    (3 минуты).

    Используя текстовка параграфа № 25 на стр.201-202 заполнить кластер «Причины крестьянской войны». Дети работают в тетрадях. Ученики по очереди называют причины восстаний (главное канон не повторить поуже названную причину)

    Ученикам VIII вида выписать из учебника розно значимые даты (выделены жирн. шрифт.)

    Работа со слайдом №5

    Беседа по схеме.

    Учитель: Вспомните, когда-нибудь в российской истории поуже появлялись самозванцы?

    Примерный отчет учеников: В Смутное детеншен — Лжедмитрий I и Лжедмитрий П.

    Учитель: Когда появляются само­званцы?

    Примерный отчет учеников: Когда народовластие не может неужто не хочет улучшить тя­желое микроположение народа — это и есть главная причина народных восстаний.

    Учитель: Почему народное копошение 1773—1775 гг. называется «крестьянской вой­ной»?

    Примерный отчет учеников: Потому чисто восставшие действовали на обширный тер­ритории, кончай длинно и ожесточенно, были многочис­ленны и организованны, сексбольшинство из них составляли крестьяне.

    ПРИЕМ «Чтение с остановками»

    2. Цели и требования восставших

    Емельян Иванович Пугачев — донской казак.

    (7 минут)

    Работа с текстом учебника на стр.179

    Учащиеся выделяют главные требования и делают эхозапись в тетрадь. Дети работают в тетрадях (3 минуты). По истечении времени ученики по очереди называют требования восставших. (3-4 мин)

    1.Омена крепостного права.

    2.Отмена рекрутского набора.

    3. Снижение налогов.

    4. Истребление чиновников и дворян, ровно главных «воз­мутителей империи и разорителей крестьян».

    5.Распростаранение казачьего самоуправления на всю Россию.

    Работа со слайдом №6

    Учитель: Заметим, чисто те же цели преследовал и Степан Разин в свое время, однако тоже то, чисто Емельян Пугачев распространял свои идеи с помощью «прелестных писем», ровно и Степан Разин.

    Казаки вечно отличались особым свободолюбием. Пугачев — учас­тник войн с Пруссией и Турцией, несомненно из армии бежал, стал дезертиром. С одной стороны, он — смельчак войны, с дру­гой — дезертир, преступник. Но чисто его толкнуло ка бегс­тво с военной службы? У Пугачева было обостренное чувс­тво справедливости. Он вступался за своих товарищей, ко­торых, по его мнению, ошибочно наказали офицеры (дворяне!). За это Пугачев был наказан сам. Есть вновь одна обстоятельство, сближающее историю Пугачева с времена­ми Смуты. В 1772 г. Россия неразлучно с Австрией и Пруссией участвовала в разделе территории Речи Посполитой. Оби­женные сим поляки могли вспомнить нечужой свершение с Лже-дмитрием и подготовить нового самозванца, благодаря тому что для сего у них были серьезные основания — кораблекрушение Петра III и неза­конный гидрозахват власти Екатериной II.

    Работа со слайдом №7

    Просмотр видео.

    Что обещал Е Пугачев восставшим.

    Работа со слайдом №8

    Закрепим наши рассуждения в схеме.

    3. Основные этапы войны. Расправа с участниками восстания.

    (10 минут)

    Работа со слайдами №9-12

    ПРИЕМ «Таблица-синтез»

    Работа в тетради на печатной основе стр.68(№4)

    Учащиеся делают эхозапись в таблицу.

    4. Ход восстания

    Этап / даты

    Основные факты

    Август 1773 г. —

    март 1774 г.

    Казаки, башкиры, рабочие, крестья­не / 30 тыс. человек

    Осада Оренбур­га

    Поражение пуга­чевцев ото войск А.И. Бибикова

    Апрель —

    июль 1774 г.

    Рабочие, крестья­не: русские, марий­цы, чуваши, уд­мурты, башкиры / 20 тыс. человек.

    Взятие Казани

    Пугачев добре на Москву. Екате­рина II собира­ется бежать за границу, ее преемник Павел — к Пуга­чеву

    Июль — сентябрь 1774 г.

    Те же участники

    31 июля 1774 г. Пугачев отменя­ет крепостное право.

    Поражение Пу­гачева под Ца­рицыном

    Выдача Пугаче­ва богатыми ка­заками властям. 10 января 1775 г.— гильотинирование Пугачева. Окончательный беспорядок восста­ния войсками под командованием А.В. Суворова

    ПРИЕМ «Беседа»

    Работа с таблицей.

    Учитель: Почему крестьянская святовит потер­пела поражение?

    Чтобы ответить на этот вопрос, обратим сосредоточенность на то, кем было сексбольшинство восставших в вопросе воен­ного опыта?

    Ученики: крестьяне, рабочие заводов, уральские и волжские народ-ти, не имевшие военного опыта. Отряды Пугачева были низко вооружены.

    Учитель: Какими силами подавлялось восстание

    Ученики: Против восставших действовала регулярная армия.

    Учитель: Почему побасенка «Щука, лебедь-шипун и рак» может быть применима к восстанию 1773-1775 гг.

    Ученики: У вос­ставших не было четкого понимания своих целей и конструк­тивной программы. Разбойный характер и изуверство вос­ставших вызывали раздраженность в различных слоях общества.

    ФИЗМИНУТКА

    5. Результаты и величина восстания

    (4-5 минут)

    Учитель. Комментарий к схеме. Екатерина II сделала неимоверно серьез­ные выводы из восстания Пугачева. Было улучшено положе­ние рабочих мануфактур. Владельцы мануфактур были обя­заны улучшить условия труда на своих предприятиях. Так сделал в свое детеншен и Петр I. Екатерина П понимала солидность мануфактурного производства для армии и флота. Императ­рица ликвидировала автокефалия казаков. Теперь их ата­маны стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована самоуправление Украины. Она основывалась на са­моуправлении запорожских казаков. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления стра­ной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10— 15 уездов с населением задолго 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, в главе уездов — капитаны-исправни­ки, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить повстание в самом зародыше. Восстание Пугачева оказало сильное звучание на помещиков. Они стали поменьше угнетать своих крестьян. В результате в России пуще отродясь не было крупных крестьянских восстаний.

    СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ

    ПРИЕМ «Синквейн»

    (4 минуты)

    Ученикам предлагается сделать синквейн (3 минуты)

    Стихотворение из 5 строк

    1. тема, наука (одно существительное)

    2. описание (два прилагательных неужто причастие)

    3. уд глагола (действия предмета)

    4. личное отношение. Фраза из четырех значимых слов.

    5 выражение предмета

    Например:

    1. Е.Пугачев

    2. Жестокий, смелый

    3. Призывал, казнил, восстал

    4. Дворянский произвол, восстания причина.

    5. Бунт

    . Итоги урока .Домашнее задание:

  • § 25, вопросы к §
  • 3. Нанести на контурную карту район крестьянской вой­ны, направления походов восставших.(РТ. Стр. 67 № 3) – на оценку «5»

    На оценку «4» — Показать на карте города Урала охваченные восстанием. С указанием дат военных действий

    На оценку «3» — сделать нагрузка № 2,7 в РТ

    Файлы: Избирательная система.pptx
    Размер файла: 591205 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология