Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабина Людмила Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ -СОШ №91, учитель истории и обществознания

Регион: — Свердловская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; описать их отношения соседними племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Н.Сахаров. История России. С древнейших времен до конца XVIвека.

Используемая методическая литература: —

Б.Н Серов, М. В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России. С древнейших времен до конца XIXвека. 10класс.

Используемое оборудование: —

карты Расселние восточных славян, Византийская империя и славяне; изображения языческих богов или фотографии этнографических материалов: одежда, изделия ремесла и т.п. древних славян.

Краткое описание: —

Урок изучения и закрепления нового материала по теме: Образование Древнерусскоого государства

План урока:

1. Союзы славянских племен. Расселение.

2. Занятия: хозяйство, ремесла, торговля. Рост городов.

3. Общественный строй и социиальные отношения восточных славян.

4. Религия восточных славян.

Основные понятия:

союзы племен, община, родовая община, соседская община, город, путь "из варяг в греки", язычество.

Вступительное слово учителя.

1. Расселение восточных славян

В 7-8 вв. значительную часть населения Восточной Европы составляли славяне. По сообщениям летописных источников к 9 в. на берегах озера Ильмень и реки Волхов осело одно из самых многочисленных славянских племенных объединений — ильменские словене; на водоразделе рек Днепра, Западной Двины и Волги жили кривичи; на востоке, в бассейне Оки — вятичи; на берегах Западной Двины — полочане; в Полесье — дреговичи; в Поднепровье — поляне и древляне; на восточном берегу Днепра — радимичи и северяне; по реке Буг — бужане

…Смею утверждать, что оно (прим. имя "славяне") произошло не от чего иного, как от славы, поскольку славянин или славон значит не что иное, как „славный“. После столь частых триумфов над врагами, чему свидетельством является огромное число завоеванных царств и стран, этот доблестнейший народ присвоил себе само имя славы.

(В. Ключевский)

До нас дошли описания славян как греками так и арабами. Один неизвестный арабский писатель сообщал, что племена славян любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям.

Мужчины носят широкие шаровары, собирая их в сборки у колен, на руки надевают золотые браслеты. Они занимаются торговлей. Некоторые бреют бороду, а другие свивают её наподобие лошадиной гривы и окрашивают в желтый или черный цвет. Гостям оказывают почет и хорошо обращаются с чужестранцами, которые ищут у них покровительства.

Далее этот же автор писал, что когда у кого из них рождался сын, то это была большая радость в семье. Отец новорожденного клал перед дитятею обнаженный меч и говорил: «Не оставлю в наследство никакого имущества. Будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом». Славяне очень любили своих жен. Они старались привозить им разные дорогие украшения. Особенно ценились у женщин ожерелья из зеленых бус, золотые и серебряные цепочки для ношения на шее. Взамен дорогих подарков жены дарили своим мужьям любовь и верность. По примеру древних скифов, они принимали смерть вместе с погибшими мужьями.

А вот другое: славяне превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах – погибнуть в битве.

Суровые условия жизни, беспрерывная борьба с многочисленными врагами – готами, аварами, Византией – выработали у славян прекрасные боевые качества. По общему свидетельству византийских писателей это были сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды, зной и холод, страшные в нападении и смелые в обороне.

Гордые сознанием независимости, славяне упорно защищали свои жилища и семьи. Особо отмечают византийские авторы умение славян сражаться на воде – на реках, озерах и морях. В военном руководстве византийцев "Стратегиконе" рассказывается об умении славян поразительно долго находиться под водой: "При этом, – говорится в руководстве,– они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)".
Византийские писатели VII в. упоминают о славянских лодках-однодеревках, в сооружении которых славяне считались большими мастерами. О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот факт, что ант Доброгаст был приглашен Византией командовать черноморской флотилией.

Подчеркунуть, что зона расселения восточных славян была лишена естественных грниц, поэтому была "открыта" как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов. До конца VIII века — выплата дани хазарам.

Вопросы:

— Какой была картина расселения восточнославянских племен на территории Восточной Европы в VIII веке? Почему их расселение в основном носило мирный характер?

— Почему в Поднепровье, в отличие от других земель, было сравнительно более развитое хозяйство? Какие особенности хозяйства были у новгородских словен? Чем они обясняются? Какой вывод из этого следует?

2. Хозяйство.

Работа по схеме.

3. Общественный строй и социальные отношения восточных славян Практикум

Задание:
Внимательно познакомьтесь с историческими источниками, дайте им характеристику и ответьте на поставленные вопросы.
1. Из труда автора VI века. Ученные предполагают, что им был император Византии Маврикий Стратег.
"Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там в положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие случающимися с ними, опасностями. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и не ведут жизнь бродячую".
a) Дайте характеристику историческому источнику.
b) Какие факты можно считать историческими; сравните их по признакам: условия жизни, занятия людей, обычаи и общественное устройство.
c) Что преобладает в приведенном тексте: исторические свидетельства или художественные домыслы?

2. Из книги Маврикия Стратега:
"Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.
При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника".
a) Дайте характеристику историческому источнику.
b) В чем состояла тактика ведения боя у славян? Чем объяснить их приемы?

3. Абул-Али-Ахмед ибн-Омар ибн-Русте — арабский писатель начала X века. Отрывок о славянах взят из его "Книги драгоценных сокровищ":
"В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и улья для пчел, и мед пчелиный сберегается. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники.
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью. Выражая тем радость свою милости, оказанной ему (покойнику) богом.
Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывают земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскаляться камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилище до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны".
a) Дайте характеристику историческому источнику.
b) Выберите информацию о славянах Х века и сделайте запись соответственно: а) природные условия; б) быт; в) занятия; г) верования.
c) Как вы думаете, можно ли доверять данному источнику?

4. Быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.

От природно-климатических условий зависели не только занятия, но также быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.

Славяне селились возле рек и озёр. Т.к. природу славяне считали живым существом, то наделяли её сверхъестественными силами, а также многие явления природы не могли объяснить, отсюда и появилось язычество и многобожие. Т.е. от природно-климатических условий зависели быт, нравы и верования восточных славян.
Вывод по уроку:

Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заняли большую часть Восточно – Европейской равнины. Жили племенными союзами, таких союзов было 12, основными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, земледелие и т.д., были язычниками. Жизнь восточных славян зависела от природно-климатических условий.

Домашнее задание: Выполнить задания 1, 2, 6 к § 3.

Используемая литература:

А.Т.Степанищев. История отечества: преподавание в школе. Гардарики. М.,-2001.

История России с древнейших времён до конца XVII века. под. ред. А.Н.Сахарова. АСТ. М.,-1997.

Н.М.Карамзин. История Государств Российского. Эксмо. М.,-2002.

М.Любавский. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. Лань. С.- П.-2000.

CD: Энциклопедия истории России.

Файлы: схема.png
Размер файла: 356682 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология