Автор конспекта:
Автор(ы): — Ерёмина Наталья Юрьевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Вырицкая средняя общеобразовательная школа №1", учитель истории и обществонания

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в рамках названной темы

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Данилов А. А., Косулина Л. Г. ФГОС, История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.-М.: Просвещение, 2013.

Используемое оборудование: —

интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, флипчарт, учебник -Данилов А. А., Косулина Л. Г. ФГОС, История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.-М.: Просвещение, 2013.

Краткое описание: —

Урок направлен на достижение результатов основного общего образования ФГОС. В течение урока обучающиеся составляют план работы, формулируют проблемные вопросы, затем осуществляют предметную деятельность, используя комплекс исторических источников (карты, письменные тексты, иллюстрации), соотносят особенности нравов восточных славян с собственной жизнью, пытаются установить связь между современным обществом и нашими предками.

Урок в 6 классе по теме: «Восточные славяне»

Цели-

1- развитие метапредметных умений, таких как

  • составление алгоритма действий и осуществление работы в соответствии с ним
  • поиск информации в источнике
  • обобщение и формулирование выводов
  • 2- формирование предметных умений, таких как

  • создание целостного представления об историческом пути народов своей страны и человечества через уяснение связи восточнославянских племён с индоевропейцами
  • применение исторических понятий и приемов исторического анализа для раскрытия сущности восточнославянского общества
  • систематизация информации из различных исторических источников
  • 3-достижение личностных результатов, таких как

  • осознание своей идентичности с восточнославянской общностью
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственности
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
  • Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, учебник -Данилов А. А., Косулина Л. Г. ФГОС, История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.-М.: Просвещение, 2013.

    Ход урока:

  • Слайд флипчарта с заданием: «Определите тему урока?»
  • Разминка. Вопросы к классу:
  • Когда и где на территории нашей страны появились первые люди? (700 тысяч лет назад, Северный Кавказ, район Кубани)
  • Как и почему менялась организация жизни людей?
  • Какие новые сведения о народах и государствах на территории нашей страны вы узнали из п.1?
  • Какие факты и понятия нам нужны для изучения новой темы? («мозговой штурм», учитель записывает высказывания на доске)
  • Учитель: «Предложите план изучения новой темы. Мы знакомимся с жизнью особого сообщества людей — восточных славян». Учащиеся предлагают следующий алгоритм характеристики (им нетрудно выполнить задание, т.к. аналогичная работа проводилась в 5 классе на примере древних обществ):
  • 2- природные условия

  • 5-быт, верования, нравы.

    Осуществляется запись в тетради данных пунктов плана.

    Учитель: «Мы составили план. С помощью каких исторических источников мы сможем этот план осуществить?» ( Рассуждения учащихся: местоположение — карта, от местоположения мы узнаем природные условия, которые позволят нам определить занятия, материал об управлении и верованиях мы найдём в письменных источниках и с помощью археологических данных).

  • Работа над постановкой проблемы урока. Учитель: «Сформулируйте общий проблемный вопрос, который позволил бы нам связать изучаемую тему с нами — людьми современного российского общества». (Учащиеся предлагают различные варианты. Например, что в нашей жизни может быть доказательством того, что наши предки-славяне?)
  • Работа по составленному плану.
  • Местоположение
  • А- Основная часть учащихся осуществляет работу по карте, задание состоит в том, чтобы показать расселение восточных славян от общих племён индоевропейцев (учебник, слайд флипчарта).

    Б- Несколько учеников систематизируют материал о происхождении восточных славян: составляют схему на основании текста с.15 учебника.

    В- Учитель: «Определите по карте на с.37 учебника местоположение восточных славян, используя географические названия». ( Предполагаемый ответ: Восточно-европейская равнина, от озера Ильмень на севере до причерноморских степей на юге, от гор Карпат на западе до реки Волги на востоке)

  • Природные условия
  • Учитель: «Определите природные условия и их связь с занятиями славян». Ответ учащихся:

    А- равнина

    Б- лес

    В- реки

  • Занятия определяются на основании анализа природных условий, при затруднении на основе иллюстраций учебного пособия и слайдов флипчарта.
  • Природные условия

    Занятия

    (подсечно-огневое земледелие, охота, собирательство, бортничество, рыболовство)

    Выполняется задание на слайде флипчарта: «Установить соответствие».

  • Управление
  • А- Работа с письменным источником, с текстом Прокопия Кесарийского на с. 22. Задания: узнать, как управлялось племя? Как называлось народное собрание у славян? (Вече)

    Б- Задание: докажите, что у восточных славян в управлении прослеживаются черты демократии. (Повторение древнегреческого понятия «кратос», «демос»- власть народа)

    Выполнение задания осуществляется на основании реконструкции. Группа учащихся выполняла опережающее театральное задание: изобразить восточнославянское вече. Соплеменники решают вопрос о том, как защитить своё племя или осуществляют выбор старейшины. Задача состоит в том, чтобы отразить черты вече: 1-на вече решаются важнейшие вопросы, связанные с существованием племени, 2- в вече участвуют все соплеменники.

    Учащиеся формулируют вывод об особенностях управления на основе представленной инсценировки.

  • Быт, нравы, верования
  • А- Учитель: «На основании прочитанного текста Прокопия Кесарийского сделайте вывод о чертах характера славян. Найдите описание внешности».

    Ответы: соседние народы считали главной чертой славян — любовь к свободе. Отмечаются также гостеприимство, добродушие, почтение к родителям.

    Б- Работа со слайдом флипчарта. Вопрос: как назывались верования древних славян? (Язычество — религиозные верования, отличающиеся многобожием) Какие боги почитались у славян и почему?

  • Учитель: «Сегодня мы познакомились с жизнью восточных славян. Что связывает нас с ними? Что доказывает, что наши предки- славяне? (Учащиеся называют черты, которые характерны и для нас: коллективизм, добродушие, стремление к свободе и др.)
  • Ответ на проблемный вопрос предлагается дополнить конкретными примерами из истории, из собственного опыта.

    Данный вопрос задаётся в качестве дополнения к домашнему заданию (п.2, уметь давать характеристику восточнославянскому обществу по выработанному на уроке плану).

    Оценивание деятельности учащихся осуществляется через систему «плюсов», которые выставляет учитель в течение урока себе в тетрадь (5 «плюсов»- оценка «5» выставляется в журнал, количество «плюсов» можно добрать на следующем уроке)

    Файлы: Урок в 6 классе по теме.doc
    Размер файла: 50688 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология