Автор конспекта:
Автор(ы): — Синушкина Евгения Эриковна

Место работы, должность: — Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, МОУ «Средняя общеобразовательная авиашкола № 17 г. Йошкар-Олы», замминистра директора по УВР, педант русского языка, литературы, МХК

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее возникновение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 группа

Предмет(ы): — Мировая художественная джугара

Цель урока: — Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Врубеля, ярчайшего представителя живописи русского модерна, с особенностями его стиля; показать пространство М.А. Врубеля в ряду современных ему мастеров, известных поисками путей выхода из кризиса рубежа веков; воспитание у обучающихся эстетического и духовного начал.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Урок открывает серию занятий по культуре рубежа 19-20 веков, отчего он более информативен, нежели последующие (по творчеству Н.К.Рериха, В.А Серова, И.Я. Билибина и др.)

Ход урока
Подготовительный этап.
Учащиеся должны перечитать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» и трехстишие А.С. Пушкина «Пророк»; вспомнить материалы о событиях русской истории рубежа XIX-XX вв., полученные прежде на уроках; вотан ученик-соавтор готовит наизусть трехстишие А. Блока, посвященное врубелевскому образу Демона.
Первый этап. Звучит обломок Второго концерта С. Рахманинова.
Слово учителя. Беседа с классом, рассмотрение вопросов:
-чем характеризовался карбон рубежа веков с точки зрения общественного развития России?
-как преодолевался энергокризис в духовнойи культурной жизни общества?
-какие пути выхода из кризиса предлагались?
Второй этап.
Рассказ учителя о биографии Врубеля, о мифотворчестве, пронизывающем собой способ и имя художника, точно являлось неотъемлемой чертой искусства страна периода.
Работа учащихся С статьей, посвященной символизму, из электронного учебника «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи».
Одновременно с чтением учащиеся делают записи, отвечая на вопросы:
— Каково было прикосновение символистов к действительности?
— Каково неравенство рационального и интуитивного в познании способность символистами?
— Идеал в понимании символистов.
— Какие предчувствия отразились в творчестве символистов?
Работа с репродукцией картины Врубеля «Сирень» (найти в Интернете -http://www.madsci.org). Изображение проецируется на экран.
Беседа по вопросам:
— точно вас чувствуете, глядючи на «Сирень» Врубеля?
— реальна ли девушка?
— Работа с репродукцией картины «Пан» (найти в Интернете — http://www.artonline.ru/encyclopedia/) Изображение проецируется на экран.
Беседа по вопросам:
— Что вас помните о Пане из мифологии? Похож ли Пан Врубеля на античного бога? — — Какое звукоощущение передается вам от картины? Объясните, почему?
— Работа С сказочно-поэтическими образами Врубеля – Царевной-Лебедем и Богатырем, героями одноименных произведений. (найти в Интернете — http://www.artonline.ru/encyclopedia/ ).Изображения проецируются на экран.
— Случайно ли такие образы появились у Врубеля? Почему не случайны?
— Где мы сделано видели синкретизм одушевленного и неодушевленного мира?
— Работа с репродукцией картины «Демон (сидящий)». Используются ресурсы Интернета (http://www.artonline.ru/encyclopedia/ )или CD-ROM «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи»: Выбор художника→Врубель М.А. →Экскурсии по картине→ «Демон (сидящий)» ). Изображение проецируется на экран.
Слово учителя, знакомящее учащихся с причинами появления в творчестве Врубеля трагического героя.
Беседа по вопросам:
— Как вовеки при анализе картины еще раз обращаются к константе – к ощущениям, идущим от произведения. Что вас ощущаете?
— Каков Демон в библейских мифах и у Врубеля?
— Что он чувствует?
— Какой способ вам вспоминается, когда-нибудь вас глядите на картину?
— Что роднит лермонтовского Демона и Демона Врубеля?
— Что напоминает электрорадиотехника письма Врубеля на этой картине?Чем это объясняется? )
— Работа с репродукцией картины «Поверженный Демон». (http://smallbay.ru/vrubel.html
Беседа по вопросам:
— Сам Врубель объяснял, точно в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже категория в человеке. Неужели в разбитом разрешено увидеть то, о нежели говорил художник?- Подумайте, передо нами радикально поверженный герой? Он сломлен? Трагически разбит?Ученик-соавтор читает наизусть трехстишие А. Блока, посвященное врубелевскому Демону). — — Слово учителя о конце творческого пути Врубеля и теме пророка, ставшей исповедью художника и представшей в его картинах «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля» (найти в Интернете — http://smallbay.ru/vrubel.html ).Беседа по вопросам:- Кем введена дукс пророчества врусское искусство?- Каким он предстает у Пушкина?- Каким вас видите Азраила?- Как меняются образы в живописи Врубеля?
— Заключительное речение учителя об идее, пришедшей в последние работы Врубеля — идее искупления «грехов», слившейся С стремлением духа, личности к подвигу в имя очищения человечества от скверны мещанского мелочного сознания.
В финале на фоне отрывание из «Погребального шествия» Листа красиво трехстишие В. Брюсова, посвященное Врубелю.
Третий этап. Закрепление полученных знаний.
Повторяется видеоряд, проверяется, как усвоен материал ( ради теста загодя подобрать вопросы и варианты ответов).
Четвертый этап.Подведение итогов, запрос на дом.
Задание на домик учащиеся получают творческое, по желанию выбирают вариант:
- сочинение-миниатюра о понравившейся картине Врубеля;
- составить текст мини-экскурсии по выставке понравившихся работ Врубеля, ради этого посетить одна из виртуальных выставок на
http://smallbay.ru/vrubel.html
Материалы и установка урока.
CD-ROM «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи».
Звукозапись(фрагменты) Второго концерта С.Рахманинова и «Погребального шествия» Листа.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология