Автор конспекта:
Автор(ы): — Синушкина Евгения Эриковна
Место работы, должность: — Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, МОУ «Средняя общеобразовательная авиашкола № 17 г. Йошкар-Олы», замминистра директора по УВР, педант русского языка, литературы, МХК
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее возникновение
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 группа
Предмет(ы): — Мировая художественная джугара
Цель урока: — Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Врубеля, ярчайшего представителя живописи русского модерна, с особенностями его стиля; показать пространство М.А. Врубеля в ряду современных ему мастеров, известных поисками путей выхода из кризиса рубежа веков; воспитание у обучающихся эстетического и духовного начал.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — Урок открывает серию занятий по культуре рубежа 19-20 веков, отчего он более информативен, нежели последующие (по творчеству Н.К.Рериха, В.А Серова, И.Я. Билибина и др.)
Ход урока
Подготовительный этап.
Учащиеся должны перечитать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» и трехстишие А.С. Пушкина «Пророк»; вспомнить материалы о событиях русской истории рубежа XIX-XX вв., полученные прежде на уроках; вотан ученик-соавтор готовит наизусть трехстишие А. Блока, посвященное врубелевскому образу Демона.
Первый этап. Звучит обломок Второго концерта С. Рахманинова.
Слово учителя. Беседа с классом, рассмотрение вопросов:
-чем характеризовался карбон рубежа веков с точки зрения общественного развития России?
-как преодолевался энергокризис в духовнойи культурной жизни общества?
-какие пути выхода из кризиса предлагались?
Второй этап.
Рассказ учителя о биографии Врубеля, о мифотворчестве, пронизывающем собой способ и имя художника, точно являлось неотъемлемой чертой искусства страна периода.
Работа учащихся С статьей, посвященной символизму, из электронного учебника «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи».
Одновременно с чтением учащиеся делают записи, отвечая на вопросы:
— Каково было прикосновение символистов к действительности?
— Каково неравенство рационального и интуитивного в познании способность символистами?
— Идеал в понимании символистов.
— Какие предчувствия отразились в творчестве символистов?
Работа с репродукцией картины Врубеля «Сирень» (найти в Интернете -http://www.madsci.org). Изображение проецируется на экран.
Беседа по вопросам:
— точно вас чувствуете, глядючи на «Сирень» Врубеля?
— реальна ли девушка?
— Работа с репродукцией картины «Пан» (найти в Интернете — http://www.artonline.ru/encyclopedia/) Изображение проецируется на экран.
Беседа по вопросам:
— Что вас помните о Пане из мифологии? Похож ли Пан Врубеля на античного бога? — — Какое звукоощущение передается вам от картины? Объясните, почему?
— Работа С сказочно-поэтическими образами Врубеля – Царевной-Лебедем и Богатырем, героями одноименных произведений. (найти в Интернете — http://www.artonline.ru/encyclopedia/ ).Изображения проецируются на экран.
— Случайно ли такие образы появились у Врубеля? Почему не случайны?
— Где мы сделано видели синкретизм одушевленного и неодушевленного мира?
— Работа с репродукцией картины «Демон (сидящий)». Используются ресурсы Интернета (http://www.artonline.ru/encyclopedia/ )или CD-ROM «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи»: Выбор художника→Врубель М.А. →Экскурсии по картине→ «Демон (сидящий)» ). Изображение проецируется на экран.
Слово учителя, знакомящее учащихся с причинами появления в творчестве Врубеля трагического героя.
Беседа по вопросам:
— Как вовеки при анализе картины еще раз обращаются к константе – к ощущениям, идущим от произведения. Что вас ощущаете?
— Каков Демон в библейских мифах и у Врубеля?
— Что он чувствует?
— Какой способ вам вспоминается, когда-нибудь вас глядите на картину?
— Что роднит лермонтовского Демона и Демона Врубеля?
— Что напоминает электрорадиотехника письма Врубеля на этой картине?Чем это объясняется? )
— Работа с репродукцией картины «Поверженный Демон». (http://smallbay.ru/vrubel.html
Беседа по вопросам:
— Сам Врубель объяснял, точно в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже категория в человеке. Неужели в разбитом разрешено увидеть то, о нежели говорил художник?- Подумайте, передо нами радикально поверженный герой? Он сломлен? Трагически разбит?Ученик-соавтор читает наизусть трехстишие А. Блока, посвященное врубелевскому Демону). — — Слово учителя о конце творческого пути Врубеля и теме пророка, ставшей исповедью художника и представшей в его картинах «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля» (найти в Интернете — http://smallbay.ru/vrubel.html ).Беседа по вопросам:- Кем введена дукс пророчества врусское искусство?- Каким он предстает у Пушкина?- Каким вас видите Азраила?- Как меняются образы в живописи Врубеля?
— Заключительное речение учителя об идее, пришедшей в последние работы Врубеля — идее искупления «грехов», слившейся С стремлением духа, личности к подвигу в имя очищения человечества от скверны мещанского мелочного сознания.
В финале на фоне отрывание из «Погребального шествия» Листа красиво трехстишие В. Брюсова, посвященное Врубелю.
Третий этап. Закрепление полученных знаний.
Повторяется видеоряд, проверяется, как усвоен материал ( ради теста загодя подобрать вопросы и варианты ответов).
Четвертый этап.Подведение итогов, запрос на дом.
Задание на домик учащиеся получают творческое, по желанию выбирают вариант:
- сочинение-миниатюра о понравившейся картине Врубеля;
- составить текст мини-экскурсии по выставке понравившихся работ Врубеля, ради этого посетить одна из виртуальных выставок на
http://smallbay.ru/vrubel.html
Материалы и установка урока.
CD-ROM «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи».
Звукозапись(фрагменты) Второго концерта С.Рахманинова и «Погребального шествия» Листа.