Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Наталья Алексеевна
Место работы, должность: —
учитель биологии, МАОУ "СОШ №3" г. Краснокаменск Забайкальский край
Регион: — Читинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Цель урока: —
Цель урока: создать условия для
- развития интереса и познавательных способностей учащихся на основе самостоятельного получения знаний и приобретения опыта познавательной деятельности (личностные);
- формирования информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся (метапредметные)
- углубления знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний информирования предметных компетенций учащихся по теме «Пищеварение», через системно-деятельностный подход в преподавании, применение приемов технологии критического мышления, исследовательской деятельности (предметные).
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: —
Используемые ЦОР: —
Краткое описание: —
Урок разработан с применением технологии критического мышления, позволяет осмыслить влияние некоторых отрицательных факторов на здоровье в целом, и конкретно на систему органов пищеварения
Структурно- логическая схема урока:
« Все ли полезно, что в рот полезло?»
“ Все усилия благоразумного человека
должны направляться не к тому,
чтобы чинить и конопатить свой организм, а
к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни,
при котором организм как можно меньше
приходил в расстроенное положение,
а следовательно, как можно реже нуждался в починке»
Д.И. Писарев
Вызов
-Здравствуйте, я рада приветствовать вас на расширенном совете нашей компании «8-Б и Кº» (дети разбиты на группы)
Приоритеты нашей фирмы — ЗОЖ, наш лозунг – русская пословица –“ Здоров будешь – все добудешь”.
- Что предполагает здоровый образ жизни? (Это – двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем).
- От чего зависит здоровье человека? Обратимся к слайду3 (отвечают: зависит от 4-х главных факторов: на 50% — от здорового образа жизни, на 20% — от наследственности, на 20% — от экологической обстановки и на 10% — от здравоохранения.)
- Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!
- Однако последнее время наша компания «8-Б и Ко» несет убытки, так как недополучает % прибыли из-за больничных, в связи с тем, что у сотрудников участились случаи заболеваний, среди которых преобладают гастрит, панкреатит, холецистит и др.
Мы решили провести анкетирование среди служащих, чтобы выяснить основные причины, результаты которого, нам доложит отдел статистики (ученица комментирует результаты исследования, презентация слайд.4,5,6,7,8).
- И как тут не вспомнить, что говорили наши предки: “Здоровье не купишь – его разум дарит”.
Главный вопрос дня — В чем причина???
Для выявления причин заболеваний и способов их решения, в ходе заседания всех сотрудников прошу заполнять фиш-боун (слайд 9).
Целепологание
-Попытайтесь сформулировать цель нашего (урока) заседания???(формулируют)
Цель: Выяснить причины, вызывающие нарушение пищеварения (слайд 10).
Сегодня вы работаете в группах (отделы) У каждой группы есть свое мини-исследование, научный руководитель. Необходимо проанализировать результаты, ответить на вопросы и сделать вывод и представить информацию
актуализация
1 группа. Выяснить причины заболеваний на первом этапе пищеварения: в ротовой полости. Почему кариес стал настоящим бичом населения России? Обсуждение результатов исследования по теме:
«Действие жевательной резинки на ферменты слюны». (.презентация слайд 12-17 )
Вывод: формулируем вместе ( нельзя изменять, нарушать кислотно -щелочную среду в ротовой полости перед употреблением пищи)
- У кого есть дополнения?
- жевательная резинка способствует выделению слюны, которая действует как гуморальный регулятор и одновременно начинает выделяться желудочный сок. И если в этот момент желудок пуст, то сок воздействует на стенки желудка.
2 группа – Выяснить причины заболеваний на втором этапе пищеварения – в желудке. Почему желудочный сок кислый?
Отдел информации кратко напомните о пищеварении в желудке (….При пониженной кислотности, пепсин и другие протеолитические ферменты не активизируются, оставаясь в неактивной форме. В результате в желудке не происходит переваривания белков, а вместо этого начинаются бродильные процессы, которые проявляются вспучивание живота, метеоризмом, болями, вызываемыми чрезмерным количеством газов в кишечнике. Белки усваиваются не полностью, оставляя после себя в желудке промежуточные продукты распада, оказывающие на организм токсическое воздействие. Накопление их вместе с другими отходами метаболизма снижает сопротивляемость иммунной системы и способствует возникновению онкологических заболеваний).
Доказано, что алкоголь влияет на работу желез эпителия слизистой оболочки желудка и изменяет концентрацию желудочного сока.
Слово для дополнения представителю научно-исследовательского отдела по теме исследования: «Роль соляной кислоты в пищеварении» (слайд 17-24).
(Выводы:соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих инфекционных болезней
соляная кислота не расщепляет белок, а только активизирует пепсин желудочного сока
Повышение или понижение рН желудочного сока приводит к гастриту)
- Так что же влияет на изменение кислотности?
народная мудрость гласит «Самые точные часы — желудок». (Слайд25)
3 группа. Оценить свой рацион питания и его влияние на заболевания пищеварительных желез. Фаст-фуд (быстрая еда) — это вредно? Предложить альтернативу.
Совершить “путешествие вместе с любимой пищей” по органам пищеварения.(Сл.26)
Вывод: Во время кофе-пауз, перекусов сотрудников нашей компании преобладают хлебобулочные изделия (пицца, кулебяки, булочки – простые углеводы), которые способствуют возрастанию нагрузки на печень и поджелудочную железу. При этом простые углеводы не успевают расходоваться организмом и превращаясь в жиры откладываются в виде жировой ткани., Следовательно одна из причин заболеваний ЖКТ – неумеренное потребление выпечки)
Альтернатива– сок и фрукты для наших сотрудников:
Результаты исследования «Какой сок полезен? Выявление витамина С в апельсиновом соке»( Сл.27-32)
- Поправка: Альтернатива– свежевыжатый сок и фрукты.
- Что по этому поводу гласит народная мудрость?
Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце. Лимонный сок – сок благословления…..)
-однако, хочется напомнить, что курение способствует гиповитаминозу из-за плохого усвоения витаминов органами пищеварения.
4 группа- почему на пачках сигарет написано, что «курение опасно для вашей жизни»?
Результаты исследования «Влияние составляющих сигаретного дыма на ферменты слюны»)(сл.33-38)
Подведем итоги. Проговариваются основные моменты фиш-боун (по мере выступления каждая группа на доске в скелете «фиш» — делает записи факт (заболевания) и причины) формулируем и записываем вывод о необходимости соблюдения правил гигиены органов. Пищеварения, соблюдения правил ЗОЖ
-Что еще может повлиять на пищеварение в целом и, всасывание в тонком кишечнике. Сейчас мы это выясним, примеряя на себя 6 шляп (сл39)
деление на группы по номерам от 1 до 6. Перемещение по классу(физпауза)
Изучите текст (он актуален для наших сотрудников, т.к. кол-во курящих 42%
работа в группах, изучение текста согласно типу мышления
Работая с текстом составьте кластер: Вред курения
Порядок выступления групп:1. Белая шляпа,2. желтая3.черная4 красная 5. зеленая 6. синяя подведение итогов – отказ от курения (сл 40)
- Задумались? Все ли полезно – что в рот полезло?»
- Выявленные нами лишь некоторые причины, влияющие на пищеварение -
Достигли ли мы с вами цели?
Вывод: В работе компании грядут изменения по устранению причин, приводящих к заболеваниям, которые выводят сотрудников из «строя», тем самым принося убытки.
- (Д.З) и 1 Задание всем отделам и сотрудникам, разработать памятки, буклеты по здоровому питанию пользуясь литературой, каталогом сайтов, предоставленных отделом по связям с общественностью.
7. Вы хорошо поработали, а теперь выразите свои мысли, отношение к основным «бичам» пищеварительной системы, написав синквейн. Сл 41
сл.42 Итог нашего урока «Здоровье не купишь – его разум дарит».
«Здоров будешь — все добудешь».
Спасибо за урок!
Файлы: текст курение и органы пищеварения.docx
Размер файла: 13982 байт.