Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Наталья Алексеевна

Место работы, должность: —

учитель биологии, МАОУ "СОШ №3" г. Краснокаменск Забайкальский край

Регион: — Читинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа

Цель урока: —

Цель урока: создать условия для

- развития интереса и познавательных способностей учащихся на основе самостоятельного получения знаний и приобретения опыта познавательной деятельности (личностные);

- формирования информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся (метапредметные)

- углубления знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний информирования предметных компетенций учащихся по теме «Пищеварение», через системно-деятельностный подход в преподавании, применение приемов технологии критического мышления, исследовательской деятельности (предметные).

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: —

Урок разработан с применением технологии критического мышления, позволяет осмыслить влияние некоторых отрицательных факторов на здоровье в целом, и конкретно на систему органов пищеварения

Структурно- логическая схема урока:

« Все ли полезно, что в рот полезло?»

“ Все усилия благоразумного человека

должны направляться не к тому,

чтобы чинить и конопатить свой организм, а

к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни,

при котором организм как можно меньше

приходил в расстроенное положение,

а следовательно, как можно реже нуждался в починке»

Д.И. Писарев

Вызов

-Здравствуйте, я рада приветствовать вас на расширенном совете нашей компании «8-Б и Кº» (дети разбиты на группы)

Приоритеты нашей фирмы — ЗОЖ, наш лозунг – русская пословица –“ Здоров будешь – все добудешь”.

- Что предполагает здоровый образ жизни? (Это – двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем).

- От чего зависит здоровье человека? Обратимся к слайду3 (отвечают: зависит от 4-х главных факторов: на 50% — от здорового образа жизни, на 20% — от наследственности, на 20% — от экологической обстановки и на 10% — от здравоохранения.)

- Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!

- Однако последнее время наша компания «8-Б и Ко» несет убытки, так как недополучает % прибыли из-за больничных, в связи с тем, что у сотрудников участились случаи заболеваний, среди которых преобладают гастрит, панкреатит, холецистит и др.

Мы решили провести анкетирование среди служащих, чтобы выяснить основные причины, результаты которого, нам доложит отдел статистики (ученица комментирует результаты исследования, презентация слайд.4,5,6,7,8).

- И как тут не вспомнить, что говорили наши предки: “Здоровье не купишь – его разум дарит”.

Главный вопрос дня — В чем причина???

Для выявления причин заболеваний и способов их решения, в ходе заседания всех сотрудников прошу заполнять фиш-боун (слайд 9).

Целепологание

-Попытайтесь сформулировать цель нашего (урока) заседания???(формулируют)

Цель: Выяснить причины, вызывающие нарушение пищеварения (слайд 10).

Сегодня вы работаете в группах (отделы) У каждой группы есть свое мини-исследование, научный руководитель. Необходимо проанализировать результаты, ответить на вопросы и сделать вывод и представить информацию

актуализация

1 группа. Выяснить причины заболеваний на первом этапе пищеварения: в ротовой полости. Почему кариес стал настоящим бичом населения России? Обсуждение результатов исследования по теме:

«Действие жевательной резинки на ферменты слюны». (.презентация слайд 12-17 )

Вывод: формулируем вместе ( нельзя изменять, нарушать кислотно -щелочную среду в ротовой полости перед употреблением пищи)

- У кого есть дополнения?

- жевательная резинка способствует выделению слюны, которая действует как гуморальный регулятор и одновременно начинает выделяться желудочный сок. И если в этот момент желудок пуст, то сок воздействует на стенки желудка.

2 группа – Выяснить причины заболеваний на втором этапе пищеварения – в желудке. Почему желудочный сок кислый?

Отдел информации кратко напомните о пищеварении в желудке (….При пониженной кислотности, пепсин и другие протеолитические ферменты не активизируются, оставаясь в неактивной форме. В результате в желудке не происходит переваривания белков, а вместо этого начинаются бродильные процессы, которые проявляются вспучивание живота, метеоризмом, болями, вызываемыми чрезмерным количеством газов в кишечнике. Белки усваиваются не полностью, оставляя после себя в желудке промежуточные продукты распада, оказывающие на организм токсическое воздействие. Накопление их вместе с другими отходами метаболизма снижает сопротивляемость иммунной системы и способствует возникновению онкологических заболеваний).

Доказано, что алкоголь влияет на работу желез эпителия слизистой оболочки желудка и изменяет концентрацию желудочного сока.

Слово для дополнения представителю научно-исследовательского отдела по теме исследования: «Роль соляной кислоты в пищеварении» (слайд 17-24).

(Выводы:соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих инфекционных болезней

соляная кислота не расщепляет белок, а только активизирует пепсин желудочного сока

Повышение или понижение рН желудочного сока приводит к гастриту)

- Так что же влияет на изменение кислотности?

народная мудрость гласит «Самые точные часы — желудок». (Слайд25)

3 группа. Оценить свой рацион питания и его влияние на заболевания пищеварительных желез. Фаст-фуд (быстрая еда) — это вредно? Предложить альтернативу.

Совершить “путешествие вместе с любимой пищей” по органам пищеварения.(Сл.26)

Вывод: Во время кофе-пауз, перекусов сотрудников нашей компании преобладают хлебобулочные изделия (пицца, кулебяки, булочки – простые углеводы), которые способствуют возрастанию нагрузки на печень и поджелудочную железу. При этом простые углеводы не успевают расходоваться организмом и превращаясь в жиры откладываются в виде жировой ткани., Следовательно одна из причин заболеваний ЖКТ – неумеренное потребление выпечки)

Альтернатива– сок и фрукты для наших сотрудников:

Результаты исследования «Какой сок полезен? Выявление витамина С в апельсиновом соке»( Сл.27-32)

- Поправка: Альтернатива– свежевыжатый сок и фрукты.

- Что по этому поводу гласит народная мудрость?

Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце. Лимонный сок – сок благословления…..)

-однако, хочется напомнить, что курение способствует гиповитаминозу из-за плохого усвоения витаминов органами пищеварения.

4 группа- почему на пачках сигарет написано, что «курение опасно для вашей жизни»?

Результаты исследования «Влияние составляющих сигаретного дыма на ферменты слюны»)(сл.33-38)

Подведем итоги. Проговариваются основные моменты фиш-боун (по мере выступления каждая группа на доске в скелете «фиш» — делает записи факт (заболевания) и причины) формулируем и записываем вывод о необходимости соблюдения правил гигиены органов. Пищеварения, соблюдения правил ЗОЖ

-Что еще может повлиять на пищеварение в целом и, всасывание в тонком кишечнике. Сейчас мы это выясним, примеряя на себя 6 шляп (сл39)

деление на группы по номерам от 1 до 6. Перемещение по классу(физпауза)

Изучите текст (он актуален для наших сотрудников, т.к. кол-во курящих 42%

работа в группах, изучение текста согласно типу мышления

Работая с текстом составьте кластер: Вред курения

Порядок выступления групп:1. Белая шляпа,2. желтая3.черная4 красная 5. зеленая 6. синяя подведение итогов – отказ от курения (сл 40)

- Задумались? Все ли полезно – что в рот полезло?»

- Выявленные нами лишь некоторые причины, влияющие на пищеварение -

Достигли ли мы с вами цели?

Вывод: В работе компании грядут изменения по устранению причин, приводящих к заболеваниям, которые выводят сотрудников из «строя», тем самым принося убытки.

- (Д.З) и 1 Задание всем отделам и сотрудникам, разработать памятки, буклеты по здоровому питанию пользуясь литературой, каталогом сайтов, предоставленных отделом по связям с общественностью.

7. Вы хорошо поработали, а теперь выразите свои мысли, отношение к основным «бичам» пищеварительной системы, написав синквейн. Сл 41

сл.42 Итог нашего урока «Здоровье не купишь – его разум дарит».

«Здоров будешь — все добудешь».

Спасибо за урок!

Файлы: текст курение и органы пищеварения.docx
Размер файла: 13982 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология