Автор конспекта:
Автор(ы): — Баландина М.В., Никитина Л.А.

Место работы, должность: — МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная десятилетка №2″, танцмейстер биологии

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее налаживание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 автокласс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Провести прощупывание родословной А.С.Пушкина, его биографии ради определения истоков его гениальности.

Тип урока: — Комбинированный паремия

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Оборудование: ТСО (компьютер, проектор, видео, магнитофон). Папки с документами, листы контроля, стенды «Большое Болдино», «Цикличность творчества», «Родословная А.С.Пушкина», сборники стихов Пушкина, памятники, портреты семьи Пушкина.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Форма работы — групповая ( трояк исследовательские группы: биологи, психологи, филологи). Использование современных педагогических технологий: проблемное обучение, групповые технологии. Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, печатно-словесный. Тип урока: усвоения новых знаний

Ход урока.

1. Поэтический эпиграф.

На фоне музыки Бетховена юноша и фрейлейн читают мезостих Пушкина «Памятник».

Появляется вторая пара.

Юноша: Никто не заменит Пушкина.

Девушка: Только единожды дается стране произвести человека, какой на разэтакий высокой степени соединяет на себя на такой степени различные и, по-видимому, братан друга исключающие качества.

( Адам Мицкевич)

Юноша:Наш текущий паремия посвящается памяти Пушкина, погибшего от дуэльной раны 10февраля 1837 года на 2 часа 45 минут пополудни…

(На столах зажигаются свечи, все встают).

2. Организационный момент.

Учитель литературы: Здравствуйте! У меня на руках газетка со статьей немецкого ученого. Среди некоторых спорных положений он высказал следующую мысль: дарование Пушкина случаен, Пушкинский глобальный талант – игра случая.

Учитель биологии: Примем эту мышление за гипотезу и постараемся доказать либо опровергнуть её и так, содержание нашего урока… (включается проектор).

Учитель литературы: Цель…

Учитель биологии: Задачи…

Учитель литературы: Эпиграфы.

· История рода должна давать нравственные уроки и задачи.

П.А.Флоренский (русский философ)

· Пушкин есть феноявление чрезвычайное и, пожалуй быть, единственное феноявление русского духа: это святорусский архантроп на его развитии, на каком он, пожалуй быть, явится путем 200 лет. В нем водка природа, водка душа, святорусский характер.

Н.В.Гоголь

3. Работа на группах. Организация исследовательской деятельности.

Учитель биологии: Сегодня мы, исследуя родословную поэта, приоткроем завесу тайны рождения гения земли российской. Каждой группе предлагаются папки с заданиями и необходимой литературой. Вам предстоит выполнить мини-исследования. Через немного минут вы должны представить свои доказательства и версии.

Учитель литературы:У вам на столах листы контроля, руководители групп должны на течении урока поставить оценки представителям своей группы, на микротом числе и за программированный опрос. Поэтому будь внимательны, слушайте выступления братан друга. Знаком «+» отмечайте тезис, с которым вы согласны, «-« -не согласны. Приступайте, и безусловно поможет нам Пушкин!

(Звучит музыка)

Группа биологов.

Задания:

· выявить методы генетики человека и сделать сообщения;

· решить задачи: на полимерное дело генов, на набирание родословной, ответить на вопрос: «Могли династия Пушкину передаться от матери доминантные гены внешности?»

· о проделанной работе сделать умозаключение руководителю группы;

· на течении урока дать отчет на программированный опрос;

· ответить на вопросы анкеты.

Просмотр видеофильма «Клетка». Фрагмент цитогенетического изучения наследственности человека.

Сообщения учащихся о генетических методах, задачи и их решения, умозаключение группы прилагаются.

Группа психологов.

Задания:

· дать характеристику предкам А.С.Пушкина вдоль линии матери и отца (внешность, характер, поведение, выражение талантливости);

· сделать умозаключение о характере наследования личностных качеств Пушкина;

· о проделанной работе сделать умозаключение руководителю группы;

· на течении урока дать отчет на программированный опрос;

· ответить на вопросы анкеты.

Выступление психолога школы о циклоидном типе акцентуации характера.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Мой портрет» (французский и святорусский вариант).

Выступления учащихся, вывод, каблограмма психолога школы прилагаются.

Группа филологов.

Задания:

· рассмотреть на примере биографического и литературоведческого материала цикличность творчества Пушкина, определить её авторитет на гениальность поэта;

· Пушкин писал: «Род моего общий изо самых старинных дворянских… Имя предков моих встречается поминутно на нашей истории». В каких произведениях версификатор обращался к истории рода?

· чувствах ладно речь, попытайтесь дополнить текст, найдите подходящие прочтите мезостих «Два чувства, фантастически близки нам…»; о каких слова. Что такое «животворящая святыня»?

· руководителю группы сделать умозаключение о проделанной работе;

· на течении урока дать отчет на программированный опрос;

· ответить на вопросы анкеты.

Мини – путешествие вдоль Большому Болдину.

Выступления учащихся прилагаются.

4. Этап контроля.

Оценивание работы на группах, исследование программированного опроса. Ответ на остропроблемный вопрос: «Случайна династия гениальность А.С.Пушкина?» Практически всякий изучающийся класса с объединение изустно дает отчет на этот вопрос.

5. Рефлексия. Ответы на вопросы анкеты. Вопросы анкеты прилагаются.

6. Домашнее задание. По биологии – начать работу вдоль составлению собственной родословной. По литературе – подготовить тезисный проект к сочинению «Мой Пушкин» ( на рамках подготовки к экзаменационному сочинению).

7. Поэтическое послесловие.

Звучит музыка. На экране высвечивается образ Пушкина. Ученица читает мезостих Ф.И.Тютчева «29 января 1837 года».

Примечание: предлагаемый паремия проведен на профильном 11 классе, разделенном на биолого — химическую и общественно – гуманитарную подгруппы. Тема, связанная с А.С.Пушкиным, использована на рамках подготовки к экзаменационному сочинению и изучению раздела «Генетика» общей биологии. Данный паремия – хлебопродукт совместной творческой деятельности учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Никитиной Людмилы Анатольевны и учителя биологии первой квалификационной категории Баландиной Марины Витальевны. Урок построен и проведен на основе групповой педагогической технологии.

Приложение к уроку

1. Сообщения группы биологов о методах генетики человека:

· близнецовый метод:

Близнецами называют заодно родившихся детей.

Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми).

Монозиготные близнецы развиваются изо одной зиготы, которая делится на две либо более части. Поэтому близнецы одного фалда и похожи братан на друга. Монозиготные близнецы характеризуются слоноподобный степенью сходства ( конкордантностью ) по многим признакам.

Дизиготные близнецы развиваются изо двух либо более заодно оплодотворенных сперматозоидами яйцеклеток. Поэтому могут быть словно одного но и разного полов. Дизиготные близнецы характеризуются дискордантностью.

Благодаря близнецовому методу была выяснена наследственная слабость человека к ряду заболеваний: шизофрении, эпилепсии, сахарному диабету и другим.

· цитогенетический метод.

Основан на изучении хромосом человека на норме и около патологии. В норме набор человека заключает 46 хромосом: 22 пары аутосом и две половые хромосомы.

Использование данного микросистема позволило выявить группу болезней, связанных с изменением числа хромосом.

К числу таких заболеваний относятся: паркинсонизм Тернера-Шерешевского, паркинсонизм Патау, паркинсонизм Эдвардса, паркинсонизм Дауна,

Просмотр видеофильма.

· Популяционно-статистический метод.

Это ультрамикрометод изучения распространения наследственных

признаков на популяциях. Существенным моментально около использовании этого микросистема является статистическая отработка получаемых данных.

Изучением генетической структуры популяций занимается частный раздел

генетики-популяционная генетика.

У человека выделяют трояк типа популяций: панмиктические, демы, изоляты, которые отличаются братан от другачисленностью, частотой внутригрупповых браков, долей иммигрантов, простом населения.

В генетическую характеристику входят следующие показатели: генофонд (совокупность генотипов всех особей популяции), радиочастота генов, частоты генотипов, частоты фенотипов, микросистема браков.

Для выяснения частот встречаемости тех либо иных генов и генотипов используется закон Харди-Вайнберга.

В идеальной популяции изо поколения на поколение сохраняется начальственно определенное связь частот доминантных и рецессивных генов, однако также связь генотипических классов особей.

(Показ формулы и обьяснение.)

Идеальных популяций на природе не существует, на реальных популяциях дхарма Харди-Вайнберга используется с поправками.

· Биохимический метод.

Позволяет обнаружить нарушения на обмене веществ, вызванные изменением генов и изменением активности различных ферментов. Наследственные болезни обмена веществ подразделяются на болезни углеводного обмена (сахарный диабет) , обмена аминокислот, липидов, минералов.

Фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена. Блокируется изменение незаменимой аминокислоты фенилаланин на тирозин, около этом фенилаланин превращается на фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Заболевание приводит к быстрому развитию слабоумия у детей. Ранняя электродиагностика и диэта позволяют приостановить онтогенез заболевания.

· Генеалогический метод.

Данный ультрамикрометод используется тогда, когда известны прямые родственники –

предки обладателя наследственного признака (пробанда) по материнской

и отцовской линиям на ряду поколений. При составлении родословных на генетике используется определенная микросистема обозначений.

Благодаря данному методу были определены типы наследования многих признаков у человека. Так вдоль аутосомно-доминантному признаку наследуются многопалость (увеличенное обилие пальцев), потенциал свертывать киноязык на трубочку, брахидактилия (короткопалость, обусловленная отсутствием двух фаланг на пальцах), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, заячья губа, волчья пасть, катаракта глаз, хрусткость костей и многие другие. Альбинизм, рыжие волосы, елейный диабет, врожденная глуховатость и другие признаки наследуются, словно аутосомно-

рецессивные.

Ряд признаков сцепленное с полом Х — сцепленное престолонаследование – гемофилия, дальтонизм, У –сцепленное престолонаследование – гипертрихоз края ушной раковины, перепончатость пальцев ног.

Использование генеалогического микросистема показало, словно около родственном браке полновесно возрастает допустимость появления уродств, мертворождений, ранней смертности на потомстве. В родственных браках рецессивные гены переходят на гомозиготное состояние, на результате развиваются аномалии. Яркий пример- это престолонаследование гемофилии на царских домах Европы.

Полимерное дело генов.

Степень пигментации кожи определяется двумя парами генов. Условно существует 5 фенотипов: негры (АА ВВ), тёмные мулаты (АА Вв либо Аа ВВ), средние мулаты (Аа Вв либо аа ВВ), светлые мулаты (Аа вв либо аа Вв) и белые (аа вв).

Задача №1:

Какой фенотип потомства будет:

а) от брака негра и светлой мулатки

б) от брака белого и темной мулатки

Ответ:

а) от брака негра и светлой мулатки на равном соотношении будут рождаться темные и светлые мулаты.

б) от брака белого и темной мулатки с равной вероятностью будут рождаться светлые и средние мулаты.

Задача №2:

Пробанд- дама правша. Две её сестры- правши, двоечка брата- левши. Мать- правша. У неё двоечка брата и сестра, все правши. Бабка и дед- правши. Отец пробанда- левша, его свояченица и брат- левши, другие двоечка брата и сестра- правши.

Составьте родословную.

Вопрос:

Могли династия Пушкину передаться от матери доминантные гены внешности?

Ответ: со стороны матери А.С. Пушкину могли передаться доминантные аллели генов окраски кожи, лишним доказательством этого является обличие его матери Надежды Осиповны, « прекрасной креолки », словно говаривали на свете, подчеркивая её необычное происхождение.

Вывод биологической группы.

Соединившись на одном человеке, различные факты на их крайнем выражении оказались биологическим стимулятором творческой деятельности поэта. Эти факторы, воздействуют на необыкновенную природную высокоодаренность Пушкина, дали нам гения.

2. Сообщения группы психологов.

· А.С. Пушкин принадлежал к старинному роду, какой числил предков с 18 века и был компактно связан с историей становления Русского государства. По линии бабушки Марии Алексеевны вторая генеалогия росток поэта – Ржевские – восходила к ещё более древним временам Киевской Руси. Третьей ветвью, вплетавшейся на генеалогия Пушкиных, были Ганнибалы – Абрам Петрович, крестник и питомец Петра 1, и его преемник Осип Абрамович, папашечка Надежды Осиповны. Данный обстоятельство смешения рас оказался благоприятным ради осуществления наследственного дарования А.С.Пушкина – он придал его творчеству многосторонность и широкое богопонимание жизни. Своеобразной особенностью многих дворянских семей было то, словно на протяжении нескольких поколений они стократно роднились вновь. Род Пушкиных тогда не исключение. Прадед поэта вдоль отцу и прадеду вдоль матери были родными братьями, таким образом, гея А.С.Пушкина на 1796 году стала женой своего троюродного дяди Сергея Львовича Пушкина.

· В наследственности А.С.Пушкина мы находим намного лиц, одаренных на различной степени отдельными способностями. Они, находчиво соединившись на его лице, вошли на мехсостав его художественного дарования. Основной носительницей талантливости является, по-видимому, линия Пушкиных, обогатившаяся на значительной степени браками с представительницами рода Чичериных и Толстых. (Кстати, А.С.Пушкин нужно четвероюродным дядей Льву Николаевичу Толстому). Среди ближайших родственников этих двух гениев поэты Тютчев, Одоевский, А.К.Толстой и Веневитинов, философы Чаадаев и Константин Леонтьев. Благоприятная внешняя среда, позволявшая генотипам полностью проявляться на фенотипах, обеспечивала город высокое ипостась браков, заключавшихся больше на собственной среде, часто с близкими родственниками, по причине чему мы и находим на этой генеалогии незаурядный профотбор особняком ценных генов – этот пантеон русской поэзии.

· Интересно отметить, словно поэтическая преемственность шла больше вдоль женской линии. Много дал на этом плане бог Приклонских ( прабабушка А.С.Пушкина вдоль отцу Лукерья Васильевна Приклонская); многие представители этого рода владели стихом, занимались сочинительством. Следующей ладно дом Головиных, (Иван Михайлович Головин – прапрадедушка поэта). Общей чертой на протяжении больше чем 20 поколений проходят живость, исступленность ума, темперамент, воображения.

· Одна изо Пушкиных, Мария Алексеевна вдоль мужу Ганнибал, бабуленька поэта вдоль матери, была женщиной умной, образованной, умела занять внука рассказами и на письмах отличалась хорошим слогом. Эти положительные черты позволяется считать занесенными на бог Пушкиных от Ржевских, представители этой фамилии имели литературные задатки, отличались живостью ума, широтой культурных интересов. Своей бабушке Марии Алексеевне Ганнибал версификатор обязанный первыми впечатлениями от русских сказок, у неё учился красоте и образности русской речи, узнал грамоту.

· Род Ганнибалов (выходцев изо Абиссинии) наделил поэта пылкими чувствами, воображением. Сверх страна он мог дать ему литературные способности и «ум превыше посредственного», качества, которыми обладали Абрам Ганнибал и рендж его потомков – поэтов и ученых. Мать поэта Надежда Осиповна (урожденная Ганнибал) получила прекрасное домашнее воспитание, была начитанна, прекрасненько владела французским языком. Веселая, кватроченто оживленная, она гладко чувствовала себя на светском обществе, имела слоноподобный роббер знакомых, восхищавшихся её красотой. Её называли прекрасной креолкой, единица самым подчеркивая её необычное происхождение. Смуглая шевро и другие черты «эфиопской крови» перешли А.С.Пушкину от матери. Вспыльчивость, резкие переходы от гнева к спокойствию, чувственность, ревнивость и но далее.

· Сергей Львович Пушкин, папашечка поэта, знал назубок многие поэтические произведения, писал стихи (ещё большим талантом отмечался его брат, распространенный на свое дожитие версификатор Василий Львович Пушкин), обладал хорошим вкусом и художественным чутьем. Разносторонние интересы отца – литература, театр, электромузыка – несомненно, способствовали развитию дарования детей. Сергей Львович на совершенстве знал галльский язык, был остроумен, любезен и легкий на общении (многие изо этих качеств перешли и к Пушкину). Однако на отличии от жены, натуры сильной, властной, Сергей Львович был слабохарактерен, сентиментален, ему были присущи резкие подъемы и спады настроения, «русская хандра».

· На личности самого поэта и на его творчестве ярко отразились наследственные признаки. В его творчестве позволяется проследить некую цикличность, сопровождаемую подъемами настроения и резкими его спадами. Такие личности называются циклотимическими. В результате брака родителей Пушкин унаследовал привязанность к циклотимии (от отца) на сочетании с аффективностью (от матери).

Выступление психолога школы. Пушкин имел циклоидальный типчик акцентуаций характера.

В детстве эти публика небогато чем отличаются от своих сверстников, но периодами они могут быть необычно шумливыми, озорными, неутихающе почему-то предпринимающими, однако посему паки становятся спокойными и управляемыми детьмаи.

Доминирующая черта характера: циклические изменения национального фона (периоды приподнятого настроения сменяются фазами национального спада).

Черты характера, присущие этому типу акцентуаций; жизнерадостность, инициативность, общительность, грусть. задумчивость, деградирование сил, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, ревность.

Представители циклоидного типа, например А.С.Пушкин, обладают клево образованный интуицией вдоль отношению к людям, способны на преданную дружбу.

Работая, могут переключиться забыть о своем плохом настроении, но это происходит всего лишь только на микротом случае, коли авиаработа их заинтересовала, увлекает.

Представителями этого типа также являются: Г.Жуков, С.Королев, В.Маяковский, Н.Мордюкова, Павел 1, С.Федоров.

Юноша, шпарящий место Пушкина, читает на французском и русском языках мезостих «Мой портрет».

Вывод психологической группы.

Рассматривая генеалогию А.С.Пушкина с точки зрения одаренности, мы убеждаемся на том, словно гениальность никогда на жизни не проявляется на семье неожиданно, однако кватроченто представляет изо себя удачную комбинацию различных факторов, составляющих её и рассеянных на наследственности.

Материал ради филологической группы

1. 1817 – 1818г.г. Петербург

После окончания лицея Пушкин с головой окунулся на жизнедеятельность Петербурга. Он неединично бывал на театре, какой пылко любил, на балах, гуляньях, принимал живое отношение общественной и литературной жизни. Он – болт «Арзамаса» и «Зеленой лампы», заводит обширные знакомства с представителями тайных революционных обществ, литературы и театра. Пушкин создает вольнолюбивые, насыщенные декабристскими идеями произведения: оду «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Сказки» (1818), «Деревня» (1819) и эпиграммы на Александра 1, министра Голицына и других. Его стихотворения распространялись на рукописном виде вдоль всей стране.

2. 1918г. Петербург

Над головой Пушкина собиралась гроза. Его вольнолюбивые стихи попали на руки правительства, дошли и до царя. Александр 1 около встрече с директором лицея сказал ему о его бывшем воспитаннике: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: весь молодежь назубок читает их…Пушкина полезно сослать на Сибирь.» Такое отношение не могло способствовать творческому взлету.

3. 1820г. Петербург – река России (южная ссылка).

В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг, на Екатеринослав, под брахма генерала Инзова. По просьбе семейства Раевских, направлявшихся на Кавказ, поэт, какой из-за простуды нуждался на лечении, был отпущен с ними. Пушкин писал на письме к брату: «Суди, был династия я счастлив: свободная беспечная жизнедеятельность на кругу милого семейства,…прелестный край, природа, удовлетворяющая воображению, — горы, сады и море…»

Беседы на общественные темы, считывание Байрона, богатые впечатления юной природы Кавказа и Крыма – все это волновало поэтическую натуру Пушкина, требовало воплощения на художественных произведениях. 1820 – время завершения «Руслана и Людмилы», на юге написаны «Бахчисарайский фонтан», брахма «Евгения Онегина», поэмы «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», приближенно 20-ти стихотворений.

4. 1823 – 1824. Конец южной ссылки – Михайловское.

В июле 1823 г. Пушкин перебрался на службу на Одессу – чиновником канцелярии генерал – губернатора Воронцова. Несмотря на то, словно Пушкин и на Одессе завел обширные знакомства, намного читал и работал над своими произведениями, страсть тоски овладевало им всё сильнее. Его тяготило заповедь ссыльного. Пушкин все яснее сознавал, словно фонд – битва всей его жизни.

Усугубляли его тяжёлое склонность и взаимоотношения с Воронцовым, какой видел на Пушкине лишь только чиновника, неблагонадежного на политическом отношении человека, старался оскорбить и унизить его.

Осенью 1824 года Пушкин был выслан на Михайловское «под рыбонадзор местных властей».

5. 1825 год. Михайловское.

В Михайловском Пушкин прожил двоечка года: намного читал, интересовался народным бытом, творчеством, с вдохновением работал над новыми произведениями: закончил поэму «Цыгане», написал 4 главы романа на стихах «Евгений Онегин», завершил трагедию «Борис Годунов», создал приближенно 100 лирических стихотворений. Поэт окружен милыми поклонницами изо соседнего села Тригорское, влюблен на Анну Керн, счастлив от встречи с лицейскими друзьями – Дельвигом и Пущиным, навестившими его на Михайловском.

6. 1826 – 1829. Годы скитаний.

Годы, последовавшие за освобождением Пушкина от ссылки, справедливо называют годами «скитаний поэта». Столкновение с властью, тайная рыбонадзор полиции. непоявление многих друзей – декабристов, бег стороны критиков и самобытно Фаддея Булгарина – все это вызывает на Пушкине страсть тоски, недовольства жизнью.

Эти годы он проводит на переездах изо Москвы на Михайловское, посему на Петербург и обратно. Поэт находится на глубоком творческом кризисе, подвержен меланхолии.

7. 1830 год. Болдинская осень.

1830 время стал ради Пушкина счастливым. Поэт готовится к свадьбе с Натальей Николаевной Гончаровой. Он влюблён и плен надежд.

По делам наследства Александр Сергеевич выезжает на родовое достояние Пушкиных – хуторок Болдино Нижегородской губернии. Он рассчитывал пробыть затем недолго, но холера, охватив Поволжье , задержала его на Болдине без мала на трояк месяца, но словно влетание на Москву был закрыт.

Болдинская сезон на биографии Пушкина – это дожитие небывалого расцвета его творчества. Так ему не писалось никогда на жизни и нигде. Осеннее затворничество, предметоощущениие полной свободы способствовало особому творческому настроению души.

За трояк месяца было создано приближенно 50ти произведений – и это невероятном жанровом и тематическом разнообразии: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», дастан «Домик на Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», «История села Горохина», приближенно 30 стихотворений и большое обилие литературно – критических статей и заметок.

Этот микропериод творческой биографии А.С.Пушкина остается явлением феноменальным, символом высочайшего выражения творческих возможностей человека.

Ответ на следующий задача задания филологической группы.

Семейные предания и документы нашли повторение на творчестве А.С.Пушкина: романе «Арап Петра Великого», поэме «Езерский», «Моей родословной». В незаконченном романе «Арап Петра Великого» Пушкин использовал факты изо биографии представителей своего рода: Ржевских, Пушкиных, Ганнибалов.

Вывод. Филологическая группа.

Наблюдения за литературоведческим и биографическим материалом вправду доказывает рамооборот подъемов и спадов творческой деятельности А.С.Пушкина, словно говорит о цикличном характере его творчества. Однако гениальность поэта проявлялась на протяжении всей жизни, подарив миру обильность содержания, точный реализм, народность и высокую человечность. «Пушкин у нас – брахма всех начал» (М.Горький).

Файлы: novenko_biol_8rl_krov.odp
Размер файла: 2007829 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология