Автор конспекта:
Автор(ы): — Ивашкина Елена Владимировна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ СОШ с. Лермонтово Белинского района

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Виртуальная экскурсия в школьный музей "Тарханского быта", знакомство с бытом и образом жизни крестьян, с народными играми.

Тема урока (Сл.1,2)

«Все здесь сердцу мило»

Задачи:- знакомство с образом жизни и бытом крестьян (Сл.3)

- расширение знаний о народных традициях, культуре,

- ознакомление учащихся с народными играми, побуждение интереса к народным традициям, обычаям, праздникам

Оборудование: экспонаты школьного краеведческого музея: икона, стол, печь, деревянное блюдо, деревянная ложка, грабли, серп, для проведения игры 2 матушки ниток.

ХОД УРОКА

1. Вводная беседа

У каждого человека есть малая Родина-место, которое ему особенно дорого. Здесь живут друзья, расположены знакомые села, города, любимые места отдыха. Покинув малую Родину, человек вспоминает то, что запало в сердце, так как это его родной край.

Не случайно появились пословицы: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «На чужой стороне и весна не красна». Для нас, живущих в Пензенской области, родиной является пензенская земля. Красота родного приволья с березовыми рощами, цветущими лугами, синевой леса воспета нашими поэтами и художниками. Нам стоит гордиться Пензенским краем. Здесь родина многих смелых и талантливых людей, прекрасная природа, трудолюбивые люди. С Пензенского края для нас начинается Россия — наша Родина.

Сегодня мы совершим заочную экскурсию по школьному уголку быта тарханских крестьян, поговорим о жизни, играх, обычаях, праздниках крестьян лермонтовского времени.

А начнем мы свое повествование с того, что такое «дом». Дома бывают разные.

(Сл.4) В степи, где нет деревьев дома, делают из глины. А на Крайнем Севере, где нет ничего, кроме снега и льда, дома умудряются делать даже из снега.

(Сл 5) Бывают и такие дома, которые люди носят с собой. Это люди, занимающиеся разведением скота, кочевники. Такой разборный дом называют чум. Он собирается из жердей, а на жерди натягивают оленьи шкуры. Можно увидеть и каменные дома. Современные дома строят из кирпича и бетона.

А какие же дома строили в русских деревнях? Конечно же, деревянные

Действительно, каменных домов в нашем селе раньше не было (не строили), избы рубили из сосны, осины или липы. Основу такого дома (стены с перекрытиями) называют срубами. Бревна приятно пахли смолой, сохраняли тепло, защищали от любой непогоды, как говорили в старину от злых сил. Вы, наверное, знаете пословицы о доме? Запомните пословицы: дома и стены помогают, в гостях хорошо, а дома лучше, хвали заморы, а сиди дома.

Избы строили четырехстенными. В некоторых районах, их называли круглыми. Крыли избы соломой (макет).

Перед вами уголок тарханского быта, который открыт 15 апреля 1998 года в нашей школе. Здесь расположены экспозиции школьного клуба «Истоки». Экспонаты собраны учениками и учителями школы. Также макет избы. Макет печки. Домашняя утварь.

(Сл. 6)Приоткроем двери крестьянской избы и посмотрим, как жили в деревнях, какие предметы использовали в домашнем быту.

Внутри изба обставлялась просто. В переднем красном углу висела икона. Здесь же ставился еще один предмет, без которого невозможно представить себе ни один дом и о котором придумано множество загадок.

Вот одна из них. Отгадайте, о чем идет речь.

Ножек — четыре, шляпок — одна,

Нужен, коль станет обедать семья.

(стол)

(Сл. 7) За столом семья собиралась в полном составе. У каждого, в том числе у детей, было за столом свое постоянное место. Если дружно и основательно из общей деревянной посуды. А коли будешь раздумывать да смотреть по сторонам, то не заметишь, как посуда окажется пустой. Зато в следующей раз неповадно будет ротозейничать.

- А чем ели в крестьянских семьях?

Маленький черпачок, красненький колпачок.

Три раза в день берется и опять на место кладется (Деревянная ложка) (Показать деревянную ложку).

И, конечно же, на столе стол кувшин или глиняный горшок, и кувшин, и глиняные горшки изготавливались вручную на гончарном круге. В них хранились пахучее молоко или кислый русский квас, оставаясь всегда холодным.

Мебели в крестьянских домах было немного. Кроме стола в избе стояла кровать, вдоль сены – лавки, на которых тоже спали. Под потолком устраивали палаты.

Но самое почетное место отводилось в избе предмету, без которого нельзя прожить в наших условиях.

Бабушка старая, вся белая,

Лето придет – не глядят на нее,

Зима настанет - обнимают ее.

( Русская печь)

(Сл. 8)Ранним утром над крестьянской избой показался дымок, значит, затопили печь, готовят еду. Мы навряд ли в начале 21 века увидим в сельских домах русскую печку с лежанкой, поесть пахучих щей, приготовленных в русской печке. Чтобы угли не остывали очень быстро, горнило закрывали заставкой. А как же взять горячий чугунок с кашей, щами из печи? Хозяйка дома использовала ухват, которым ловко поддевала чугунок и ставила на стол.

Русская печь не только кормила в ней пекли хлеб, варили еду, но мыла (в ней парились), лечила и, конечно, согревало людей в зимний холод.

Игра – Продолжи поговорку.

Эх ты, русское словцо,

Ты и метко, и остро.

Поговорка прямо в глаз,

Говорим мы и сейчас.

Испытать хочу я вас,

Ну-ка, закончить поговорку

Помогите мне,

Да скоренько.

1 Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)

2 В гостях хорошо…(а дома лучше)

3 Вместе тесно…(а врозь скучно)

4 Готовь сани летом…(а телегу зимой)

5 За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь)

6 Кончил дело…(гуляй смело)

7 Любишь кататься…(люби и саночки возить)

8 По одежке встречают…(по уму провожают)

9Что есть в печи…(все на стол мечи)

10 Шило в мешке…(не утаишь)

11 Яйца курицу…(не учат)

Игровой момент

Ребята, в знакомых пословицах озорная буква чье-то место заняла:

1 Голод не щетка (тетка).

2 Сашу маслом не испортишь (Кашу).

3 Мы сами с ушами (усами).

4 Ус хорошо, а два — лучше (ум).

5 Первый клин всегда комом (блин).

Давайте представим себе, что у нас есть машина времени, и мы можем переместить в любой год и век.

- Какой сейчас год? Начало или конец века?

- Какой век был 100 лет назад?200 лет назад?

- В каком веке мы окажемся, если переведем часы на 100 лет назад? 130 лет назад.

Представьте, что мы оказались в XIX в. Мы находимся в простой крестьянской избе, но хозяева нас не замечают.

На улице темно, за окном воет метель, а в избе тепло, дрова весело потрескивают, в нем горит лучина. Ребятишки забрались на палаты, и просят бабушку рассказать им сказку. Бабушка подсела поближе к огню, вяжет внукам носки. Давайте, ребята, посмотрим, откроем шкатулку. А в ней загадки.

Сядем рядышком на лавке

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — поглядим.

1 У нее в печурочке – золотые чурочки. (Дрова в печке).

2 Четыре брата под одним шатром стоят. (Стол).

3 Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

4 Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит, отдает, сам в угол идет. (Ухват).

5 Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик).

6 Сверху дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода (Самовар).

7 Все голубки вокруг одной прорубки. (Ложки с блюдцем).

8 Отгадайте, кто такой, днем обручем, ночью змеей. (Пояс).

9 Сижу верхом, не знаю, на ком, знакомца встречу, соскочу- привечу (Шапка).

(Сл.9)Но так беззаботно проходили только зимние вечера, а с весны и до поздней и до поздней осени работы у крестьян было много. И дети помогали по хозяйству, ухаживали за животными, работали в огороде, прибирались и готовили обед дома, а еще помогали старшим в поле.

Во время сенокоса переворачивали сено, сгребали его в кучу. Дети постарше помогали им, а те, кто был еще слишком маленький, разносили воду и еду.

- Знаете ли вы, чем переворачивали и сгребали сено? А вы умеете обращаться с граблями?

Когда поступала горячая отрадная пора, крестьяне дорожили каждым часом, и в поле наряду со взрослыми выходили дети.

- знаете ли вы, как называется этот предмет? (Показать серп) Какую работу выполняли серпом? Можете ли вы показать, как пользоваться серпом? Жали серпом только взрослые. Дети почитали вязать сено, укладывать их.

В свободное время дети играли в лапту, ручеек.

Славный выдался денек-

Поиграем в ручеек?

3 . Народные праздники, традиции и игры. По воскресеньям и в праздники крестьяне отдыхали, никакими делами не занимались. Хотя один вид крестьянской работы нельзя было отложить ни в один праздник.

- Какая это работа (Уход за животными)

(Сл.10)В праздничные дни люди открывали сундуки, где хранили нарядную одежду, и, принаряжались, шли в церковь.

Праздничную одежду старались украсить вышивкой или нашивками. Эти знак4и называли – «обереги»

- Какие народные праздники вы знаете?

(Сл.11)Зимой праздновали святки. Они продолжались 12 дней: с 25 декабря по 6 января. В рождественских и новогодних праздниках участвовали и дети. Они наряжались в костюмы, ходили по домам и колядовали, то есть пели поздравления и желали благополучия, а хозяева дома, в который приходили ряженые, должны были отблагодарить и одарить гостей. В Тарханах, например, колядки назывались «Таусенями». Потому и пели здесь такую коляду:

Таусень, таусень,

Пышки, лепешки,

Свиные ножки.

Дяденька, тетенька,

Дай пирожка-

Сведем бычка за рожка.

На святки девушки гадали о своей будущей судьбе.

- Знаете ли вы какие-нибудь святочные гадания?

( Бросать через забор поясок, башмачок — в какую сторону ляжет отмеченный конец пояска или носок башмачка, там и живет жених; выпускали петуха, насыпав зерна в нескольких местах, чье зерно петух будет клевать, та девушка и выйдет замуж в этом году и т.д.)

Ребята поменьше наблюдали за гаданиям играли в игры.

Игра « Смотай клубок» (учувствуют 2 пары. Для игры 2 матушки ниток. Матушки надеваются на руки двоих участников, а еще двое начинают сматывать нитки в клубок. Выигрывает тот, кто намотает большой клубок за определенное время.

- Чему учит эта игра?

Самые маленькие дети играли в «жмурки» в избе (Можно поиграть)

(Сл.12) В конце февраля — начале марта проводится масленица. На масленицу провожали зиму, пекли блины. Катались с гор.

(Сл.13) Большие и красивые игрища устраивались на Троицу и Семик. Это веселые праздники отличались в конце мая – начале июня

Семик-это четверг перед Троицей, а Троица всегда приходится на воскресенье. На семик ходили в лес «заплетать косы» у березы. Береза была символом славян с давних времен. В народном представлении береза- символ красоты, молодости и плодородия.

(Сл.14)Молодое деревце (или ветку с него) «заламывали» и устанавливали на поляне. На Троицу «косы» расплетали и украшали березу цветной бумагой, лентами, лоскутами материи и даже цветущей травой. С песнями на Троицу водили хороводы.

(Сл.15)Так жили наши предки десятки и сотни лет назад. Жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом и заботами, но тем веселее и радостнее были народные праздники. Немало пословиц и поговорок, несет сказок и загадок сложили народы России о своей жизни и быте, о труде, о своей земле, без работы на который крестьян не мыслим жизни.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно.

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно,

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

М.Ю. Лермонтов

Я хочу вам сказку рассказать.

Жила- была в давние времена мама с дочкой. Однажды простудилась девочка и заболела. Что только мать не делала: и чаем с малиной поила, и горячим молоком с медом. Ничего не помогало. Девочке все хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке- ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундучка разноцветные лоскутки и нитки и сделала куколку. Отдала ее матери и велела положить куколку рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куколкой, а утром проснулась здоровая. Кукла всю болезнь и забрала. И была эта куколка без лица, безликая, потому что по народным поверьям кукла с лицом приобретает душу и могла повредить ребенку. А безликая кукла была оберегалом. Она охраняла детский сон и оберегала ребенка от болезней и напастей разных.

Я вам сейчас подарю такие куколки- обереги, чтобы у вас всегда было все хорошо.

Файлы: Все здесь сердцу мило.ppt
Размер файла: 10208768 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология