Автор конспекта:
Автор(ы): — Фатихова Фирая Хатиповна

Место работы, должность: — Митряевская ООШ, учитель физики и информатики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Создание силами учащихся ребусов по курсу информатики средней школы. Привлечение школьников к освоению возможностей компьютерной графики и оформлению текстовых документов. Обобщение и применение для решения реальной задачи знаний о способах и методах ввода, редактирования графической и текстовой информации; развитие у школьников умения письменно, при помощи компьютера излагать мысли, оформив их в виде электронного документа. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу. Обобщение знаний основного программного материала.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

презентации: правила составления ребусов, история ребусов; карточки с заданиями.

Краткое описание: — При изучении темы “Кодирование информации” мы говорим о том, что существует три способа кодирования (шифровки, засекречивания) информации: графический, то есть с помощью рисунков или значков; числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Ребус является универсальным способом кодирования информации, где применяются все три способа, и является наиболее понятным для учеников младшего и среднего звена (показать на примерах в виде небольшого состязания).


План урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания (распечатки на листах стих с фоном и картинками).
  • Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
  • Изложение нового материала. Составление учениками краткого конспекта лекции.
  • Практическая работа по карточкам.
  • Проверка работ.
  • Домашнее задание.
  • Ход урока:

    Организационный момент.

  • Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
  • Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об использование рисунков или картинок при оформлении работ или документов. В течение урока мы рассмотрим примеры вставки картинок, попробуем сами оформить документ, но об этом попозже.

    Давайте вспомним:

    I Что такое компьютерная графика?

    Ответ: это рисунки, созданные с помощью компьютера специальной программой, которая называется графический редактор.

    I Какие виды графики бывают?

    Ответ: растровые и векторные (Показать 2 рисунка.) (Приложение 3).

    I Где используется компьютерная графика?

    Ответ: в кино, играх, полиграфии (это отрасль промышленности, которая делает печатную продукцию – книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты, упаковки для товаров), на ее основе работают системы автоматического проектирования, некоторые художники предпочитают холсту графический экран, а графический редактор – волосяным кистям и масляным краскам

    САПР – это системы автоматического проектирования различных инженерных конструкций (при проектировании самолета, в архитектуре).

    И даже в медицине САПР находит применение, можно смоделировать ход операции. (Приложение 4)

    4. Изложение нового материала.

    Составление учениками краткого конспекта лекции.

    I А как вы думаете, можно ли использовать рисунки для шифровки записи слов?

    Ответ: да, например в ребусах.

    Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. (Презентация 1 Слайд 1)

    Разгадайте следующий ребус: (ИНТЕРНЕТ)

    Сначала учащиеся сами разгадывают ребус самостоятельно, затем проверяем ответы учащихся (Презентация 1 Слайд 2)

    ИСТОРИЯ РЕБУСОВ

    Напомним, что слово “ребус” латинского происхождения (от латинской пословицы “Non verbis sed rebus” — “не словами, а при помощи вещей”). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус – одна из самых популярных и распространенных игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова. Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся “новостями дня” (от латинского “de rebus, quae geruntur”, буквально – “о делах, которые творятся”). В дальнейшем слово “ребус” получило то значение, в котором оно употребляется. (Презентация 1 Слайд 3)

    Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала “Иллюстрация” в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале “Нива”. (Презентация 1 Слайд 4)

    Учитель: Документы бывают разные. Сегодня нам с вами предстоит научиться создавать один из них. Это ребус. Сначала давайте посмотрим презентацию, которая вам расскажет, об основных правилах создания ребусов. (Презентация 2)

    Правила создания ребусов:

  • Укорачивание. Например, представлен рисунок бабочку. Удалив буквы б и а, получим слово «бочка». Таким же образом из слова «кровать» можно получить «кров»
  • «Перевертыши». Здесь из составляющих букв заданного слова, например «кот», получим путем прочтения с конца слова «ток»
  • «Висячие буквы». При этом способе к рисунку прибавляем буквы и получаем новое слово
  • Самый распространенный способ составления ребусов это замена или удаление букв. Таким способом получаем из слов краб – кран и собака – сок
  • «Перепутаница», здесь из заданного слова получим путем перестановки новое слово
  • Числительные, здесь, используя числа и буквы, получаем новые слова.
  • Взаимное расположение букв при помощи арифметических выражений и рисунком можно красочно оформить зашифрованное слово.
  • Учитель: Вы посмотрели, как можно разгадать ребусы, познакомились правилами создания ребусов.

    4. Практическая работа (2 человека = 1 рисует + 1 помогает). (Приложение 1)

    Задание: самостоятельно разработайте ребусы для слов с карточки, оформите их. (Приложение 2)

    5. Подведение итогов: каждая пара показывает свои ребусы за компьютерами, а остальные их отгадывают и говорят, если необходимо, как можно было бы их оформить еще.

    Файлы: word.rar
    Размер файла: 336212 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология