Автор конспекта:
Автор(ы): — Набойщикова София

Место работы, должность: — МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

1. Познакомить детей с творчеством поэтов-песенников довоенного, военного и послевоенного времени советского периода.

2. Развивать навыки музыкального восприятия.

3. Обогащать духовный мир детей.

4. Воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Музыка 9 класс. Критская, Сергеева.

2. МХК Россия XX век. А.А. Аронов.

3. Г.А. Фридкин. Прктическое руководство по музыкальной грамоте.

Используемая методическая литература: —

1. Д.Б. Кабалевский. Воспитание ума и сердца.

2. Г.А.Струве. Школьный хор.

3. Ради жизни на земле. Репертуарный сборник для руководителей художественной самодеятельности. составитель А.В. Фоменко.

Используемое оборудование: —

1. Компьютер, мультимедиа, экран.

2. Фортепиано, гитара, синтезатор.

3. Костюмы (Военная форма времён ВОВ)

Краткое описание: — На уроке дети слушают песни,знакомятся с историей их создания, проводят сравнительный анализ текстов, музыки и аранжировки, делают выводы и исполняют песни.

Удивительный путь через годы и расстояния прошла эта песня! Написал ее много лет назад на слова поэта Ильи Финка молодой композитор Борис Терентьев. Называлась она «Пусть дни проходят».

Слушание песни «Пусть дни проходят». (в исполнении учителя)

А когда началась Великая Отечественная война, песня как бы родилась заново. И не однажды. Вернее, мелодия осталась той же, но на смену лирическому тексту пришли слова, рассказывающие о волнующих эпизодах борьбы советских патриотов с фашистскими оккупантами.

…Есть в Ростове-на-Дону улица имени Черевичкина, стоит здесь памятник юному герою. на экране фото Вити Черевичкина )

Витя Черевичкин, как и многие ростовские мальчишки, любил гонять голубей. А когда город оккупировали фашисты, он сумел сохранить своих любимцев и использовал их для борьбы с ненавистным врагом. Из захваченного гитлеровцами Ростова Виктор отправлял нашим частям донесения о расположении вражеских батарей, складов с боеприпасами и другие важные сведения. Эти донесения проходили через линию фронта не совсем обычным путем. Точнее, не проходили, а пролетали, прикрепленные к лапкам почтовых голубей. Однажды юный разведчик заметил, что над городом кружит наш краснозвездный самолет. Зная, где размеща¬ется фашистский штаб, Витя поднял над ним голубей. Сигнал был принят: советский самолет сделал над этим местом второй круг, засекая его расположение. Но Витю обнаружили фашисты. Гитлеровцы схватили отважного юношу и после долгих пыток расстреляли…

И вот о нём, мужественном комсомольце, его товарищи — ростовские ребята — сложили песню. Песню о юном герое и его сизокрылых голубях. А пели ее на мотив полюбившейся им довоенной песни «Пусть дни про¬ходят». Только теперь она Называлась по-другому — «Голуби».

Слушание песни "Голуби"( видеоролик)

…Третье рождение песни связано с одним из эпизодов борьбы с фашистскими полчищами, прорвавшимися на Кавказ. В начале 1943 года особая группа воинов-альпинистов получила почетное задание командования: совершить восхождение на вершину Эльбруса, снять фашистские штандарты и водрузить там советский флаг.

Шаг за шагом взбирались они по крутому скалистому склону. Это был трудный путь: враг заминировал почти все перевалы и тропы. Приходилось пробираться там, где, казалось, и ногу поставить нельзя. С любой вершины каждую минуту можно было ожидать вражескую автоматную очередь. Ледяной ветер бил в лицо. Преодолевая все трудности, отважные воины добрались до «Приюта одиннадцати». Здесь их встретило новое испытание: пурга, бушевавшая несколько дней. Да к тому же кончились продукты.Но ребята мужественно переносили все невзгоды. Здесь, под вой вьюги, они сложили песню на мелодию любимой довоенной песий «Пусть дни проходят». Начиналась она так:

Где снега тропинки заметают,

Где лавины грозные шумят,

Эту песнь сложил и распевает

Альпинистов боевой отряд.

«Баксанская» — такое новое название получила эта песня — рассказывала о героических делах советских воинов. Стихи новой песни, которую сложили воины-альпинисты А. Грязнов, Л. Каратаева, Г. Сулкавидзе, А. Немчинов, вложили в корпус гранаты и спрятали в Баксан-ском ущелье. Вместе со стихами была записка, адресо¬ванная в будущее.

(Дети в военной форме садятся вокруг костра. Один пишет на коленях записку, другой диктует)

«Ребята, мы сейчас бьемся с фашистами. Нам тяжело. Мы вспоминаем костры, которые горели здесь во время восхождения, песни у костров и нашу счастливую довоенную жизнь… Желаем вам быть еще более счастливыми, чем были мы».

Исполнение детьми песни «Баксанская».

Вскоре все трудности были позади. Отважные альпи¬нисты поднялись на самую высокую точку «крыши Евро¬пы» и водрузили там Государственный флаг нашей Родины. Фашистские штандарты были навсегда сброшены с вершин Эльбруса. Так бесславно закончилась гитлеров¬ская операция «Эдельвейс». С тех пор прошло больше трех десятилетий. Но «Бак-санская» живет и поныне как память о героизме отваж¬ных воинов-спортсменов, как память о тех, кто погиб на ледяных скалах Эльбруса.А через 17 лет после начала войны песню нашел отряд молодых альпинистов — спортсменов мирного, счастливого времени.

А ещё через 27 лет песня зазвучала снова, но теперь она называлась «Афганская».

Слушание песни «Афганская». (видеоролик)

Песня как будто прожила несколько жизней, отражая страницы истории нашей Родины. В чём же её секрет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Мы разобьёмся на три группы и сравним тексты, ноты и аранжировки этих песен.

(Работа экспертов) – 10 минут.

Каждая группа получает раздаточный материал: тексты песен, ноты, аудиозапись и плейеры с наушниками.)

А мы тем временем проведём конкурс эрудитов. Сейчас прозвучит песня «Пусть дни проходят» в исполнении солистов и дуэтов, а вы должны будете определить исполнителей песни.

Варианты: • Зинаида Невская • Галина Улетова • Майя Кристалинская • Лариса Мондрус • Алла Пугачёва • Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев • Лев Лещенко и Татьяна Анциферова

Подводим итоги. Слово нашим экспертам.

Каждая группа проводит сравнительную экспертизу нотных текстов и стихов, аранжировок песен.

Песня отражала события мирного и военного времени и стала поистине народной.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология