Автор конспекта:
Автор(ы): — Ионова Галина Викторовна

Место работы, должность: — МОУ » Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1″ учитель русского языка и литературы

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • Познакомить учащихся с понятием определение, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи.
  • Научить находить определение в речи, употреблять его в предложении.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 24

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Учебник русского языка в 5 классе под редакцией Т.А. Ладыженской

    Используемая методическая литература: —

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя.- СПб.: Свет, 1996.
  • Бутеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5класс.: Образовательная система «Школа 2100». Москва, Баласс. 2006.
  • Используемое оборудование: —

    презентация

    Краткое описание: — Урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в предложении, отличать от других второстепенных членов, употреблять в устной и письменной речи.

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    Сегодня мы продолжим нашу работу с второстепенными членами предложения.

    1.Устная синтаксическая минутка. Найти грамматическую основу в предложениях.

    Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. Ближний лес затихает. В нём показалися всюду просветы. (слайд 2)

    — Какими являются предложения по наличию в них второстепенных членов?

    — Дать связный рассказ о дополнении (устный ответ ученика).(слайд 3)

    2. Переход к теме урока. Разобрать предложение, дать полную его характеристику, найти грамматическую основу и дополнения.

    По тополям и клёнам холодный вихорь пролетел. (повеств., невосклиц., простое, распростр.)(слайд 4)

    — В предложении есть ещё один второстепенный член. К какому слову он относится? Как задать к нему вопрос? Что обозначает второстепенный член предложения?(слайд 5)

    3.Знакомство со стихотворением.

    Признак предмета или явления

    Обозначает определение.

    Чей? и Какой? – ответы просты,

    Лишь не хватает волнистой черты.

    Вывод правила по теме урока.(слайд 6)

    4.Работа с текстом.

    Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.

    — Можно ли эту запись назвать текстом? Как его можно озаглавить? Чего не хватает в данном тексте? Подберите подходящие по смыслу определения и запишите получившийся текст. Подчеркните определения.

    — Какова роль определений в тексте? (слайд 7)

    5.Знакомство с ученической работой. Выписать определения вместе с теми словами, к которым они относятся.

    Прогулка в осенний лес

    Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны.

    Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб.

    Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.

    (В осеннем лесу; разноцветные листья; влажную землю; золотым ковром; последние теплые лучи; к дальнему отлёту; в южные страны; по узкой тропинке; юркая белка; белый гриб; стрекочущих кузнечиков; трудолюбивых муравьёв; последний грибок; таинственный лес; до будущей весны).(слайды 8,9)

    6. Словарная работа.(слайд 10)

    ПОРАЖАТЬ

    ЗАРАЖАТЬ

    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ

    — Чем поражает нас осень?

    7.Синтаксический разбор предложения.

    Золотая осень поражает нас обилием плодов, тишиной, спокойствием, красотой пёстрого леса.

    8.Подведение итогов урока.(слайд 11)

    9. Д./З: стр.71, правило, упр. 182

    Файлы: Второстепенные члены предложения Определение.rar
    Размер файла: 1324803 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология