Автор конспекта:
Автор(ы): — Дельцева Алла Николаевна , Яковенко Александра Геннадьевна, Петровская Татьяна Алексеевна

Место работы, должность: — Кашарский район МБОУ Подтёлковская №11 ООШ; Азовский район МБОУ СОШ №19; Кашарский район МБОУ Киевская СОШ.

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Дадут определения понятий вулканы, горячие источники, гейзеры; расскажут каковы условия их образования, особенности строения вулканов и районы распространения.
Смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Ценность горячих источников и гейзеров, необходимость их рационального использования в хозяйственной деятельности . Осознавать свои эмоции при виде пейзажей вулканов, горячих источников, гейзеров. Адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник 6 класс Т.П. Герасимова "Начальный курс географии", Москва ,"Дрофа". Географический атлас 6 класс.

Используемая методическая литература: —

Поурочные разработки по географии 6 класс Н.А Никитина , Е.А. Жижина,

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, экран, компьютер, интернет-ресурсы.

Используемые ЦОР: —

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4bf92c3a-e614-0c97-8a56-0…
http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochn…
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f2c-e0fe-11db-8314-0800…
http://fcior.edu.ru/card/27037/oblasti-sovremennogo-goroobrazovaniya-zem…

Краткое описание: — ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Урок географии в 6 классе

"Вулканы, гейзеры, горячие источники ".

Цели урока:

Дадут определения понятий вулканы, горячие источники, гейзеры; расскажут каковы условия их образования, особенности строения вулканов и районы распространения.
Смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Ценность горячих источников и гейзеров, необходимость их рационального использования в хозяйственной деятельности . Осознавать свои эмоции при виде пейзажей вулканов, горячих источников, гейзеров. Адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Оборудование:мультимедийное оборудование, презентационный материал, атласы,

технологические карты урока.

Тип урока: получение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Мы отправляемся в путешествие в глубины литосферы.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Кроссворд.

1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические…

2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения.

3. Самаябольшая по объему часть планеты.

4. Материк южного полушария, образовавшийся в результате раскола материка Пангея.

5. Слой мантии, расположенный на глубине 150 км от поверхности земли.

6. Прибор, который фиксирует колебания земной коры.

7. Очаг землетрясения

8.Самая тяжелая внутренняя часть земли.

9. Волны, возникающие в результате землетрясения.

Багаж собран. В путь!

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…

— О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) (слайд 1,2,3)

Сообщение темы и целей урока. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

1. Откуда произошло название “ Вулкан”?Сообщение ученика

В греческой мифологии упоминается гора с отверстием на вершине, из которой время от времени поднимаются дым и огонь. Это выход, или дымовая труба кузницы Гефеста, греческого бога огня, ковавшего глубоко в недрах горы драгоценное оружие. Римляне называли его Вулканом и дали острову наименование Вулькано.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

2. Как образуются вулканы

Иногда вулканы возникают прямо на глазах человека. (Работа с учебником с. 49)

Что же привело к возникновению вулкана Парикутин?

— Что же такое вулканы?

Вулканы- это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.

3. Строение вулкана. (слайд 4,5)

Рассмотрим схему "Строение вулкана".

У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Расплавленная жидкая магма с такой силой давит снизу на тектоническую плиту, что она начинает трескаться, давление уменьшается. По трещинам и разломам магма устремляется вверх, проплавляя горную породу .

Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, изливается на поверхность.

Под давлением расплавленная магма поднимается по каналу, который называется жерло вулкана. Жерло проходит в центре вулкана, по нему расплавленная магма изливается из вулкана наружу .

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана. Конус нарастает постепенно. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему выливается второй слой и.т.д. И получается слоистый конус.

На вершине вулкана кратер – отверстие, из которого выливается лава, выбрасываются вулканические бомбы (камни), газы и пепел. Газ, который вырывается в атмосферу, — ядовитый. В его парах можно задохнуться.

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Учащиеся зарисовывают схему строения вулкана в тетрадь.

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячегопепла, по склонам течет раскаленнаялава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.

(просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".)

4. Разрушительная сила вулканов.

Доклад ученика. “Извержение вулкана Везувий”

Обратить внимание на картину К. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Чтение учеником стихотворения А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя –
Широко разверзлось, как боевое знамя.
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры подают! Народ гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

5. Созидательная роль вулкана.

Доклад “Созидательная сила вулканов”.

Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они словно двуликий Янус, одновременно являются и великими созидателями.

1. Вулканы – “ созидатели” новых земель, чудесные земледельцы.
2. Поставщики минералов, строительных материалов.
3. Создатели многочисленных месторождений руд.
4. Источники геотермальной энергии. (Универсальные “чайники” и паровые “ котлы” природы).

Ответим на вопрос. Вулканы – это добро или зло? Класс делится на две группы. Одна группа доказывает, что это добро, а другая, что зло.

6. Типы вулканов

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

Действующие, потухшие, уснувшие

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.

Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий

вулкан Евразии — 4750м ) и др.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке, влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.

Есть еще иуснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими. но они вновь начали извергаться.

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца.

Вулканы образуются не только на суше, но и на дне океанов.

Такие вулканы называют подводными. Вследствие их извержений в океане образуются острова. Например, Гавайские, Курильские острова.

-Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).

7. Вулканолог – опасная профессия.

Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире — вулканологи. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога. Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов.

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

8. Где располагаются вулканы на Земле?

Работа с картой. Учащиеся отвечают на вопрос, находя на карте районы распространения вулканов.

Распространены по окраинам материков, где неустойчивая земная кора.

9. Горячие источники и гейзеры.

В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники

— Почему они расположены именно в этих районах?

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.

-Чем же объяснить эту загадку природы?

Гейзеры— это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Схема действия гейзера.Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Долина гейзеров на Камчатке.

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

ΙV. Закрепление изученного материала.

1. Практическая работа. Нанесение на контурную карту вулканов.

Пользуясь картой литосферных плит атласа, мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.

*влк. Везувий. Название объектов пишут вдоль параллелей.

Вопросы для закрепления изученного материала.

— Что такое вулкан? Из каких частей он состоит?

— Как отличить вулкан от горы?

— Чем отличаются действующие вулканы от потухших?

— На каком материале нет вулканов?

— Перечислите продукты извержения вулканов.

— Где больше вулканов: на суще или на дне океанов? Ответ обоснуйте.

— Чем отличаются магма, лава, мантия?

— Почему землетрясения, вулканы, гейзеры чаще всего происхо дят в одних и тех же местах?

— Оцените возможность появления вулкана в вашей местности.

— Какие типы извержения вулканов вы знаете? Чем они отлича ются?

— Приведите примеры действующих вулканов. — Определите географическое положение влк. Гекла (Этна).

V. Подведение итогов урока.

— Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

4. Было бы хорошо, если бы…

5. Мне не понравилось…

VI. Домашнее задание..

Файлы: Вулканы, горячие источники, гейзеры..ppt
Размер файла: 2982400 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология