Автор конспекта:
Автор(ы): — Мезенцева Ольга Владимировна

Место работы, должность: — МОУСОШ№112 г. Челябинска учитель истории и обществознания

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» — как изучение отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий. Изучение исторического материала в рамках данного курса не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого Примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5-м классе.

Открытое учебное занятие по теме «Аукцион знаний. Введение в изучение истории» для 5 класса.

Преподавание учебного предмета «История» в данном классе осуществляется согласно Примерной программы основного общего образования по истории, составленной, в свою очередь, на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» — как изучение отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий. Изучение исторического материала в рамках данного курса не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого Примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5-м классе.

Целевая установка урока.
Цель учебного занятия: организация работы повторительно-обобщающего и систематизирующего характера, целенаправленная на выявление уровня освоения учащимися знаний, полученных при изучении тематического блока, и степени овладения ими комплексом необходимых умений.
Для реализации цели осуществлена постановка задач:
— повторение, обобщение и систематизация знаний о сути исторической науки и сопряженных с ней вспомогательных исторических дисциплин, о правилах работы с историческим источником (карта, план, иллюстрация, документ); контроль и учет знаний;
— развитие умений соотносить даты событий с веком; определять последовательность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; объяснять смысл изученных исторических терминов и понятий; «читать» карту, показывать на исторической карте необходимые объекты; работать с другими источниками исторической информации (план, иллюстрация, документ), использовать эту информацию для производства выводов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала учебника;
— формирование ценностной установки – уважительного отношения к истории, в частности, к истории Отечества;
— воспитание патриотизма, гражданственности.

Место урока в системе уроков.
Урок заключительный в серии уроков, посвященных тематике «Введение в изучение истории» (пропедевтический модуль).

Тип, форма, структура урока.
По типологии данное учебное занятие — урок обобщающего повторения и систематизации знаний. Форма урока не традиционна – имитационная интерактивная игра с использованием ИКТ. Структурные элементы урока:
1.организационный этап;
2.этап подготовки учащихся к восприятию информации, сознательному участию в различных видах урочной деятельности;
3.этап проверки уровня и качества освоения полученных знаний (фронтальный опрос);
4.игровой этап (системообразующий элемент урока / этап комплексной в содержательном отношении индивидуальной проверки знаний и умений учащихся);
5.этап оценивания работы учащихся, инструктажа по выполнению домашнего задания).

Способы организации урочной деятельности.
В ходе проведения учебного занятия использовались индивидуальная, парная, групповая формы работы. Содержание урока раскрывалось через систему приемов личностно-ориентированного, традиционного и нетрадиционного обучения: эвристическая беседа, решение познавательно-практических задач, имитация жизненной ситуации «Аукцион» (наличие ролевых позиций у участников), рефлексия, индивидуальное сообщение, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контроль знаний (тестирование).

Оборудование урока.
Выполнению целевых ориентиров способствовало рациональное использование необходимого оборудования и средств обучения: учебное пособие «История» / автор А. Н. Майков; раздаточный материал («клиотоны», деньги (имитация), «голосующие» карточки, пазлы, оценочные листы, листы с тестовыми заданиями); мультимедийное оборудование; презентационное сопровождение урока (презентация в программе Power Point).

На мой взгляд, отобранные содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных цели и задач нетрадиционного повторительно-обобщающего учебного занятия. Игровая форма подачи материала всегда выигрышна. Кроме прочих преимуществ, игра активизирует учебный процесс, создавая определенный эмоциональный настрой, максимально приближает процесс обучения к практической деятельности.
Практическая деятельность на данном учебном занятии была основана на работе с цифровым документально-методическим комплексом (ДМК), который содержит изображения исторических источников и комплекс вопросов для их интерпретации, проблемно-познавательные задачи. На основании самостоятельного исследования предложенных источников учащиеся формулировали выводы об историческом событии, явлении, деятеле.
Использование данных ДМК дает возможность по-новому организовать процесс освоения знаний учеником. Изображение исторического источника (рисунок, фото, карта, схема, таблица) не просто иллюстрирует рассказ учителя или материал учебника (как это происходит в традиционных учебниках), а служит основанием для получения учащимся информации об историческом явлении. При этом вывод о сущности и особенностях этого явления делается учеником самостоятельно и может содержать авторскую оценку. Результатом обучения в таком случае становится не просто определенная сумма знаний, усвоенная учащимся, но и умение работать с различными видами информации, анализировать, находить ответ на поставленный вопрос, — качества, составляющие информационную компетентность.
Использование информационных технологий в создании ДМК позволяет предоставить учащимся возможность работать с широким кругом исторических источников. Поскольку учитель не может регулярно приводить всех учащихся в музей или в архив и обеспечивать условия для проведения исследования, компьютерные технологии в организации такой работы незаменимы. Важной частью ДМК являются вопросы и задания, которые нацеливают учащегося на поиск нужной информации, направляют его исследовательскую деятельность.

Файлы: Введение в изучение истории.ppt
Размер файла: 1780224 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология