Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайцева Нина анатольевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №1

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

Цели: познакомить учащихся с новым видом рукоделия — вя­занием крючком, инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подготовки пряжи к вязанию; учить прие­мам вязания крючком основных видов петель, читать схемы вяза­ния; развивать координацию движений; содействовать воспитанию художественного вкуса.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учубник Технология 7 класс Симоненко В.Д. Журналы по вязанию крючком.

Используемое оборудование: —

Оборудование:образцы готовых изделий, связанных крючком, набор крючков из различных материалов, различные ви­ды пряжи, таблицы с рисунками основных видов петель, таблица условных обозначений основных видов петель, образцы схем раз­личных изделий.Презентация. компьютер

Краткое описание: — План-конспект урока+ презентация

РУКОДЕЛИЕ. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

— Т е м а: ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕТЕЛЬ.
Цели: познакомить учащихся с новым видом рукоделия — вя¬занием крючком, инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подготовки пряжи к вязанию; учить прие¬мам вязания крючком основных видов петель, читать схемы вяза¬ния; развивать координацию движений; содействовать воспитанию художественного вкуса.
— Оборудование: образцы готовых изделий, связанных крючком, набор крючков из различных материалов, различные ви¬ды пряжи, таблицы с рисунками основных видов петель, таблица условных обозначений основных видов петель, образцы схем раз¬личных изделий.
— Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воз¬душных петель, соединительный столбик, столбик без накида, по¬лустолбик с накидом, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
II. Изучение нового материала.
1. Словесно-иллюстративный рассказ.
— — История вязания.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено шелковое превосходное многоцветное платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов — египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В XIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор — вязаный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер. В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
Мои поиски вязаного кружева начались в Италии, в Соборе Св. Петра. Среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.
В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление — только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.
Теперь — собственно о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок. Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 ( для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от В (2,5 мм) до Р (16 мм). Это — основные крючки. Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют собой продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли.
И в наше время вы часто в своей жизни встречаете вещи, свя¬занные крючком. Это и скатерти, и блузы, платья, жакеты, шали и многие другие вещи. — 2. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами,
используемыми при вязании крючком.
Если бы человек не создал нитки, то не появились бы в его жизни крючки, спицы, вязальные машины. А ведь разно¬образие ниток, из которых вяжут, — огромно. Из ниток, тесьмы, шнуров, веревки люди научились создавать прекрасные изделия. Вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых, хлопчато¬бумажных и синтетических, льняных и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные и акриловые нити, то они прида¬дут ей золотистый или серебристый эффект.
Фасонная пряжа изготавливается по особой технологии с до¬бавлением разных по качеству, цвету, свойствам нитей.
Фантазийная пряжа также состоит из смешанных нитей раз¬личной фактуры.
Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико, но важно пра¬вильно определить, что лучше всего подходит для вашего изделия.
Так, например, салфетки, скатерти, шали вяжут из таких нитей, как ирис, «снежинка», «ромашка». А шапки, береты вяжут из шер¬стяной, синтетической, а летние — из хлопчатобумажной пряжи.
Наверняка, в каждом доме есть вязаные вещи, из которых вы уже выросли или они вышли из моды. Умелая рукодельница обяза¬тельно их использует. Ведь так приятно сделать красивую новую вещь из того, что стало ненужным. Аккуратно распорите швы и распустите изделие. Смотайте нитки в мотки и постирайте их. Для того чтобы нитки выпрямились, при сушке надо подвесить груз к каждому мотку.
Если нитки немного полиняли, их можно подкрасить или доба¬вить к ним нитку другого цвета и другого качества — и старая пря¬жа сразу приобретет лучший вид.
— 3. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил ох¬
раны труда при вязании крючком.
— Вязание должно приносить только пользу, поэтому важно помнить:
- Необходимо, чтобы положение тела при вязании было пра¬вильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дива¬на, стула.
- Не вяжите лежа — это вредно для зрения.
- Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.
- Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.
- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.
- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с
крючком — можно поранить рядом сидящего.
Мы долго работали, самое время прерваться на физ. минутку. — — КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
МИНУТОК (ФМ).
ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.
1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад, и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2 — и.п., 3 -поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и.п., 3 — 4 тоже правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК.
1. И.П. Стоя или сидя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.П. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести
локти вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти назад прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ С УЧЁТОМ ИХ НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.
И.П. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 -поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С МЕЛКИХ МЫШЦ КИСТИ.
И.П. — сидя, руки подняты вверх. 2 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА.
И.П. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз налево, 2 — резко повернуть таз направо. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ.
И.П. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками нал головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс. 13 — 14 хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз, Темп 4 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛА3.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4. потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-6 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же раз в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — о. Повторить 1 — 2 раза.
— — 4.Изучение условных обозначений основных видов петель. — — Каждой петле, используемой при вязании крючком, присвоен свой символ. Это сделано для того, чтобы сделать схемы вязания различных изделий компактными и удобными для чтения. Они используются в журналах мод, вы их найдёте в инструкционной карте. Для того чтобы начать вязать, нужно усвоить основные приёмы вязания. Они совсем не сложны. Вы быстро привыкнете.
— 5.Демонстрация приемов вязания основных видов петель.
— Учитель показывает всей группе учащихся приемы выполнения
основных видов петель. Учащиеся работают с инструкционной картой, рассмат¬ривая рисунки, на которых изображены приемы выполнения пе¬тель.
III. Практическая работа.
— Задание: Выполнить основные приемы вязания, ориенти¬руясь на рисунки в инструкционной карте.
Во время работы учащихся обхожу класс, следя на первом этапе за по¬становкой рук, положением крючка во время работы, контролирую приемы выполнения начальной петли, воздушных петель, соедини¬тельного столбика, столбика без накида, полустолбика с накидом.
— — — — Инструкционная карта.
— — IV. Итог урока.
1.Беседа с учащимися по вопросам.
- С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?
- Почему, несмотря на развитие машинного производства три¬котажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, свя¬занные вручную?
- Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно?
- Покажите, как можно схематично изобразить рисунок вязки простейшей прихватки, выполненной столбиками без накида.
2. Анализ урока.
Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинте¬ресовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповто¬римость.
Большинство из вас сегодня, впервые взяв крючок в руки, уже освоили приемы выполнения нескольких видов петель. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккурат¬но, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потрениро¬ваться дома в выполнении основных видов петель.
Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько правильно вы держите крючок во время работы, вы мо¬жете оценить сами, по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выпол¬нении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько девочек допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки.
3. Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: Тренироваться вязать крючком.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология