Автор конспекта:
Автор(ы): — Бахтиярова С.А.
Место работы, должность: —
МБОУ "СОШ № 45"
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
знать : — что такое маркер заполнения;
- как образуются формулы в Excel;
- типы формул;
- абсолютные и относительные ссылки;
- применение итоговых функций;
2) Развивать мышление, память, внимание;
3) Воспитывать аккуратность, трудолюбие;
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)
4 .Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Используемое оборудование: —
ПК
Краткое описание: —
1. Цели, задачи
2. Организационный момент
3. Актуализация знаний
4. Изучение нового материала
5. Закрепление
6. Домашнее задание
Ход урока:
-Дать определение:
Маркер заполнения – это маленький черный квадрат в правом нижнем углу активной ячейки или диапазона. Попав на маркер заполнения, указатель принимает вид черного перекрестия.
-Рассмотреть различные типы формул, как образуются формулы;
-Изучить абсолютные и относительные ссылки;
Рассказать о применении итоговых функций; Лабораторная работа.№1
Цель: 1) научиться применять итоговые функции;
2) Развивать мышление, память, внимание;
3) Воспитывать аккуратность, трудолюбие;
Заполнить таблицу и вычислить:
Годовой отчет по продажам автомобилей
2000 год
КВ 1
КВ 2
КВ 3
КВ 4
Годовой отчет
Сумма
max
min
Срзнач
всего по легковым
411272
456369
375632
474271
1717544
всего по грузовым
562188
562188
557356
524116
2065641
итого
973460
878350
932988
998387
3783185
Лабораторная работа.№2
Цель : 1) научиться вычислять при помощи маркера заполнения;
2) Развивать мышление, память, внимание;
3) Воспитывать аккуратность, трудолюбие;
Вычислить при помощи маркера заполнения:1)
A
B
C
D
F
30
=A1/3
=СУММ(A1:B2)
=$A1*B1
=B1*C2
40
55
=A2/3
=A1+B2
=ПРОИЗВЕД(A1:B2)
=A1+C2
44
2)
A
B
C
D
F
30
=A1/3*COS(A1)
=КОРЕНЬ(А2)
=$A1*B1+СТЕПЕНЬ(В1,3)
=СУММ(A1:C4)
40
55
=SIN^2(A2)+5
=ATAN(B2)+B2
=ПРОИЗВЕД(B1:B4)
=LOG(C2)
44
Вычисления в электронной таблице
Использование маркера заполнения.
☺- означает записать в тетрадку.
☺
[Маркер заполнения – это маленький черный квадрат в правом нижнем углу активной ячейки или диапазона. Попав на маркер заполнения, указатель принимает вид черного перекрестия.]
[ Маркер заполнения- альтернативный быстрый способ заполнения ячеек диапазона значениями или формулой. Для этого нужно ввести значение или формулу в ячейку, выбрать её и протянуть курсор, выделив требуемый диапазон. После освобождения кнопки Excel заполнит выделенный диапазон.]
Формулы и функции.
Все формулы в Excel подчиняются одному общему синтаксису: [начинается формула со знака равенства], который указывает Excel , что это формула.
Если необходимо , чтобы в ячейке содержалось значение другой ячейки, нужно ввести знак равенства, после которого указать ссылку на эту ячейку.
☺Типы формул.
Формулы в Excel подразделяются на 4 группы:
- арифметические;
- сравнения;
- текстовые;
- адресные;
Формулы каждой группы имеют свой набор операторов и применяются по- разному.
☺Арифметические формулы.
Оперируют числами, адресами ячеек, функциями, объединяемыми арифметическими операторами. Результатами выполнения арифметических операций всегда является число.
Арифметический оператор
операция
Пример
+
–
-
*
/
%
^
Сложение
Вычитание
Унарный минус
Деление
Процент
Возведение в степень
3+3
3–1
-1
3*3
3/3
20%
3^2
☺Формулы сравнения.
Формула сравнения- оператор, который сравнивает два или более чисел, текстовые строки, содержимое ячеек как результаты функций.
Если значение сравнения истинно , то результату формулы присваивается логическое значение TRUE(истина), что эквивалентно любому ненулевому значению.
Если значение оператора ложно, то формула возвращает логический результат FALSE ( ложь), что эквивалентно значению 0.
Оператор сравнения
Значение
пример
=
равно
A1=B1
>
Больше
A1>B1
=B1МАКС (максимальное значение в строке диапазона)
МИН(минимальное значение в строке диапазона)
СРЗНАЧ (среднее арифметическое значение чисел диапазона)
☺Ввод формул.
Для ввода формул в ячейку нужно просто выбрать эту ячейку и набрать формулу, начав со знака равенства (=).
При вводе формулы в ячейку ввод отображается также в строке формул. При этом аргумент функции (если это диапазон) можно сформировать мышью. Для этого нужно:
☺Мастер функций.
Хотя часто функции вводятся вручную, иногда бывает трудно запомнить правильное написание имени какой- либо функции и её аргументы. Помочь в таких случаях может инструмент Excel , который называется МАСТЕРОМ ФУНКЦИЙ. Он позволяет выбрать функцию из списка и предлагает ввести соответствующие аргументы. Процедура работы с мастером функций следующая:
. При этом выходит окно Мастер функций:
☺Абсолютные и относительные ссылки.
По умолчанию, ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные. Это означает, что при копировании формулы адреса в ссылках автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копией.
При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются так. Что ячейка, на которую указывает ссылка рассматривается как нетабличная. Для изменения способа адресаци при редактировании формулы надо выделить ссылку и нажать F4. Элементы номера ячейки предваряются символом $. Например, при последовательных нажатиях клавиши F4 номер ячейки А1 будет записываться как А1,$A$1,A$1,$A1.
☺Использование маркера заполнения.
Ссылка в исходной ячейке
Ссылка в следующей ячейке
При заполнении вправо
При заполнении вниз
А1(относительная)
B1
A2
$A1(абсолютная по столбцу)
$A1
$A2
A$1(абсолютная по строке)
B$1
A$1
$A$1(абсолютная)
$A$1
$A$1
Домашнее задание: выучить основные определения.
Лабораторная работа.№1
Заполнить таблицу и вычислить
Годовой отчет по продажам автомобилей
2000 год
КВ 1
КВ 2
КВ 3
КВ 4
Годовой отчет
Сумма
max
min
Срзнач
всего по легковым
411272
456369
375632
474271
1717544
всего по грузовым
562188
562188
557356
524116
2065641
итого
Для этого:
- выделить диапазон ячеек В3:Е3;
- нажать на
;
- выделить диапазон ячеек В3:В4;
- нажать на
;
- для этого воспользоваться мастером функций:
Математические МАКС, МИН, СРЗНАЧ
При этом во всех случаях выйдет окно в котором необходимо указать диапазон вычисляемых ячеек.
11) Покажите работу учителю.
Лабораторная работа.№2
Вычислить:
A
B
C
D
F
30
=A1/3
=СУММ(A1:B2)
=$A1*B1
=B1*C2
40
55
=A2/3
=A1+B2
=ПРОИЗВЕД(A1:B2)
=A1+C2
44
Для этого:
1.Запустить программу Microsoft Excel:
Пуск программы Microsoft Excel:
=A1/3
Для этого:
5. Вычислить формулу
=A2/3
6. Вычислить формулу
=СУММ(A1:B2)
Для этого:
на панели инструментов;
Вычислить формулу:
=ПРОИЗВЕД(A1:B2)
Для этого:
Математические ПРОИЗВЕД;
При этом выйдет окно в котором необходимо указать диапазон вычисляемых ячеек:А1:В2;
Остальные формулы вычисляются аналогичным образом;
Покажите работу учителю.
Задание 2.
Вычислить:
2)
A
B
C
D
F
30
=A1/3*COS(A1)
=КОРЕНЬ(А2)
=$A1*B1+СТЕПЕНЬ(В1,3)
=СУММ(A1:C4)
40
55
=SIN^2(A2)+5
=ATAN(B2)+B2
=ПРОИЗВЕД(B1:B4)
=LOG(C2)
44
Для этого:
Вычислить формулу
=A1/3*COS(A1)
1) Начать формулу со знака равенства в ячейке В1;
2) щелкнуть ЛКМ по ячейке А1, дописать /3* (по аналогии с предыдущим заданием);
Математические COS(A1);
Остальные формулы вычисляются аналогичным образом.
Покажите работу учителю.